Одесские СМИ: Все за дружбу, но есть нюансы

 Так определил состояние нынешних российско-украинских отношений директор Международного института политиче-ской экспертизы Евгений Минченко. Формула российского эксперта

прозвучала во время телемоста «Москва — Киев», где обсуждалась тема: «Неформальная встреча президентов России и Украины. Что будет нового в повестке дня на ближайшие полгода?».

Автопробегом по прошлому в будущее

Поводом для соображений, догадок и прогнозов околополитического бомонда стало участие в автопробеге Санкт-Петербург — Москва — Киев двух глав государств — Медведева и Януковича. 17 сентября они встретились в поселке Хомутово Брянской области и на ретро-автомобилях марки «Победа» (Дмитрий Анатольевич на белой, Виктор Федорович на «шоколадно-кофейной») доехали до украинского Глухова.

Дата пробега, маршрут, город, до которого вместе доехали президенты, укладываются в популярный для нынешней России исторический сюжет. В Глухове более трехсот лет назад митрополит Стефан Яворский, уступив требованию Петра Первого, провозгласил анафему гетману Мазепе, а сто лет назад, в 1910 году, стартуя из Царского Села, соревнуясь за приз императора Николая Второго, водители на лучших образцах техники зримо представляли величие и неделимость Российской Империи (кто знал тогда, что жить ей оставалось меньше семи лет?).

Участие украинского президента в спектакле с подобной исторической подкладкой само по себе унизительно. Можно до одурения повторять слово «дружба», но из песни слов не выкинешь — братские страны соединяет как культурное родство, так и колониальное прошлое. И трудно сказать, какое слагаемое перевешивает в такой сумме.
С приходом к власти в Украине откровенно пророссийского президента можно было ожидать, что так называемое «братство» определит на ближайшие годы, если не на десятилетие, отношения двух соседних стран. Но в последнее время, по мнению уже упомянутого Евгения Минченко (и не только его одного), в российско-украинских отношениях наблюдается определенное разочарование шагами Януковича в гуманитарной политике и в других сферах.

В российском обществе, например, рассчитывали, что Виктор Федорович уделит больше внимания расширению «прав русского языка», проблеме «федерализации» и так далее. В россий-ском правительстве и в бизнесе подобные надежды соединялись с расчетом по дешевке скупить активы украинских предприятий, за счет дешевых энергоносителей на российском внутреннем рынке одолеть в борьбе за рынки сбыта украинских конкурентов.

Трудно сказать, в каком объеме и в какие сроки сбудутся такие расчеты и такие надежды. И сбудутся ли вообще. Неизвестно, как далеко Виктор Федорович Янукович согласен пойти для укрепления пресловутой «дружбы». Но официальные контакты на высшем уровне россиянам дают мизерные результаты. И возникает вопрос: «не попробовать ли сзади», не обратиться ли к контактам неофициальным?

В десятилетие Кучмы встречи президентов «без галстуков» составляли существенную часть постсоветской дипломатии. В пятилетку Ющенко традиция тайных переговоров с непредсказуемым и малопонятным для общества результатом была прервана. Теперь ее пытаются возобновить, но оказалось, что старый формат не соответствует новым реалиям. Как в Украине, так и в России.

Ельцин, Путин и Кучма, возглавляя государство, были настоящими самодержцами, обладали полномочиями от имени своих стран принимать практически любые решения, которые формализовались со стопроцентной вероятностью. И с такой же вероятностью выполнялись. Теперь ситуация изменилась. Заявления «по украинскому вопросу» российского премьера Путина отличаются от заявлений президента Медведева большей жесткостью и, главное, большей определенностью. Если Дмитрий Анатольевич по «газовым вопросам», по крайней мере внешне, готов к компромиссам, то Владимир Владимирович настаивает на принятых ранее (им же) решениях и не склонен ни к каким уступкам.

Впереди «второй Харьков»?

С кем из российских руководителей «без галстуков» можно говорить о перспективах реализации проекта газопровода «Южный поток», неизвестно. Неизвестно, с кем неофициально можно договариваться по широкому спектру проблем (от условий пребывания российского Черноморского флота в Украине до утверждения госграниц в районе Керченского пролива), где неизбежны взаимные уступки.

Есть основание предполагать, что в принятии важных для Украины решений (особенно в «газовых» вопросах) президент Янукович так же несвободен, как президент Медведев. И результат встреч «без галстуков» между этими людьми повиснет в воздухе. Но существует и другая точка зрения. Ее в рамках уже упомянутого телемоста высказал заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый.

Ввиду того, что неофициальная встреча президентов проходила в абсолютно закрытом режиме, «без камер», находилась фактически за пределами общественного внимания, а в озвученных темах разговоров присутствовали лишь анонсы, можно предполагать, что обсуждались очень серьезные решения. Решения, способные повлиять не только на двусторонние отношения Украины и России, но и на отношения во всем большом регионе.

В апреле нынешнего года мы были свидетелями сценария, когда внезапно, буквально из ничего (на самом деле, в результате нескольких встреч Януковича с Путиным и Медведевым) возник известный «Харьковский пакт». Нынешнее авторалли может быть таким же поворотным событием. Особенно учитывая, что из Глухова Сумской области Виктора Федоровича с небольшим числом сопровождающих переместили в Завидово Тверской губернии — резиденцию российского президента, которую занимает теперь и российский премьер.

О том, что там происходило, что обсуждалось и в каком составе, вообще сведений нет. И если в Харькове украинский президент «сдал» на двадцать пять лет Севастополь, что может помешать ему «сдать» «Газпрому» родной «Нефтегаз» навсегда? Или того круче — объединить страны в братский военно-политический союз? Обстановка в Восточной Европе тогда уж точно изменится.

В самой Украине реализовать «подковерные» договоренности с Россией помешать Януковичу способны только соратники-регионалы (и помешают, как только речь пойдет о собственности или экономических интересах). А за пределами страны договориться ни с кем не составит труда. Стоит кинуть кость, сделать намек, проявить намерение в будущем сохранять свободу слова, не сажать в тюрьмы оппозицию — и «вашингтонский обком» с радостью примет это как доказательство прочности украинской демократии, а президент Обама пожмет руку ее верховному представителю.

Накануне визита в Нью-Йорк на саммит тысячелетия в Организации Объединенных Наций Виктор Федорович такую кость кинул украинской диаспоре США. В письме, адресованном руководству влиятельного «Украинского конгрессового комитета Америки» Янукович заверил, что не отрицает Голодомор, инициирует рассекречивание архивных материалов по этой теме и дает полную возможность историкам их изучать. «С полнейшим доступом».

Для убедительности накануне визита за океан на сайте Президента Украины был восстановлен уничтоженный ранее раздел по истории Голодомора и план государственных мероприятий, посвященный семидесятипятилетию печальных событий. Не исключено, однако, что после возвращения Януковича из США такой раздел исчезнет. И есть причина.
Президенты Украины и России скоро увидятся опять.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews