В Одессе правильно решили, что отдельной «иронической поэзии» не бывает
Организатор фестиваля "Пушкинская осень в Одессе" Олег Борушко объявил, что в следующем году отдельного конкурса "иронической поэзии" не будет. В том случае, если в стихах, которые будут читать поэты, окажутся интересные иронические стихи, то тогда будет дан этот приз.
Что ж, решение это очень правильное. Пусть слушатель и читатель сам решает, когда ему смеяться или плакать над прочитанным. Но всё-таки послушаем членов жюри нынешнего фестиваля.
Вопрос Игорю Иртеньеву:
- Как вам вообще такие определения: "писатель-сатирик", "писатель-юморист", "поэт-юморист"? На вас тоже какое-то клеймо писателя-сатирика есть.
- Лет десять я на всех парах из этой уютной гавани отгребаю. Я совершенно перестал сотрудничать с юмористическими изданиями. Не участвую практически ни в каких юмористических передачах. Потому что я себе подпортил репутацию своим весёлым прошлым. Кроме того, я работаю в серьёзном литературном кругу. К "усадке" моей репутации привело и участие в передаче Виктора Шендеровича, о чем, впрочем, совершенно не жалею, так как это было искреннее выражение моих гражданских чувств плюс к тому и некое средство к существованию .Это сильно способствовало моей популярности, но несколько выводило меня за литературные рамки. С конца 90-х годов я стал посылать стихи в толстые журналы, там печататься успешно, выходить в различных антологиях у нас и за рубежом. И от этого клейма "юмористический поэт" я избавляюсь. Я считаю, что это некоторым образом недопоэзия, и недолитература - сатира и юмор. Такая местечковость. Потому что все сколько-нибудь состоявшиеся писатели, вернее, очень многие яркие талантливые писатели начинали именно в этой резервации. Просто эти рамки становились для них тесны, и они уходили в большую литературу. А в 70-е годы, когда был телевизионные клуб "12 стульев", всё, что не вписывалось в рамки тогдашней большой советской литературы, топталось на этом пятачке. Там были конечно очень талантливые люди, но потом они просто перешли эти границы.
Вадим Степанцов:
- Отделить поэзию ироничнескую от "просто" поэзии невозможно. Достаточно просто перечитать Пушкина, где у него игривость маркизская, и лукавинка такая московская. Это отделять невозможно и не нужно.
Александр Чернов:
- Первая моя публикация была в 1978 году в сатирическом журнале "Крокодил". Он выходил тиражом пять с половиной миллионов экземпляров. На следующий день со мной здоровались друзья: "Мы тебя в электричке читаем". Тогда же публиковался в обычных литературных журналах, "Днях поэзии". Печатался в юмористических рубриках газет и журналов.
А потом поступил в Литературный институт с юмористическими же стихами. Потом меня коллеги Михаил Попов, Олег Борушко перетянули в серьёзную литературу. Но и в серьезной лирике у меня проскакивают всякие кошмары, вплоть до "мёртвые самку не имут" и "некрофила не исправит могила".
Борис Штейнберг, журналист.
Для Интернет-газеты "Взгляд из Одессы".
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews