Правда о возрождении Одесского Спасо – Преображенского Собора

Не так давно одна из одесских телекомпаний сообщила, что, дескать, при Гурвице с 1995-го по 1998 годы работы по восстановлению Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора никак не могли сдвинуться с мертвой точки, а пришел Боделан, и храм буквально за пару лет был построен.

Хотелось бы кое-что уточнить. Как утверждает директор МП «Люстдорф» Сергей Михайлович Василевский, впервые на официальном уровне идея воссоздания храма была озвучена им еще в 1992 году.

- Я предложил тогдашнему мэру Одессы Чернеге, - вспоминает Сергей Василевский, - воссоздать храм. Однако у него эта идея не нашла никакого отклика. Тогда я обратился к Игорю Николаевичу Свободе, который тогда работал в Жовтневом райисполкоме. Ему идея, наоборот, понравилась. Однако он попросил подождать.

Уже в 1994 году, после того как мэром стал Э. Гурвиц, в Одесском горисполкоме был официально зарегистрирован благотворительный фонд возрождения Одесского кафедрального Спасо-Преображен-ского собора. Возглавил фонд Сергей Михайлович Василевский.

- Я надеялся, что эта стройка станет поистине народной, - вспоминает С. Василев-ский, - собирая по крупицам добровольные пожертвования людей. В каждом камне нового храма должна была воплотиться людская вера и любовь к Христу. Я понимал: люди не могут делать крупных пожертвований. Поэтому восстановление храма по моим планам должно было затянуться лет на 20 или даже более того. Именно так строились и другие православные храмы, неторопливо укрепляясь и ширясь вместе с людской верой.

После геодезических исследований на месте, где раньше стоял храм, начались раскопки. Работы велись под строжайшим наблюдением Киев-ской академии археологии, СБУ и других госучреждений. Параллельно велась работа по изысканию архивных документов, касающихся облика бывшего храма и вывезенных из храма ценностей. Много сил уходило и на обычные для подобных случаев бюрократические проволочки.

Чтобы вдохновить остальных людей своим примером, глава благотворительного фонда Сергей Василевский стал и его первым вкладчиком. Часть проводимых в тот период работ финансировалась из личных средств Василевского.

- Поймите, - говорит Сергей Михайлович, - я этим жил. Для меня восстановить храм было так же важно, как для других, к примеру, вырастить детей.

К слову, ни семьи, ни детей у Сергея Михайловича к тому времени уже не было. Его единственный сын трагически погиб.

Когда у Сергея Михайловича закончились деньги, почти все занятые на раскопках рабочие согласились работать бесплатно. Экскаваторы не применялись. Работы велись только вручную с величайшей осторожностью. Организацию по вывозу строительного мусора взяла на себя Одесская мэрия. Сергея Михайловича в то время хорошо знали в горисполкоме и поддерживали, как могли. Постепенно из земли показывались остатки соборных стен из тесаного ракушечника, элементы мраморных колонн и пр. Когда рабочие наконец выкопали весь соборный фундамент, он оказался в идеальном состоянии.

- Воистину Бог укрыл, - радовался Сергей Михайлович, - распростерлась над святым местом десница Божья.

Чем больший общественный резонанс приобретали восстановительные работы, тем больше появлялось досадных помех. Неожиданно на участок земли, где велись восстановительные работы, стала претендовать Одесская епархия. Для строителей это принципиального значения не имело, и все-таки в фонде воссоздания Спасо-Преображенского собора насторожились.

- Это был первый тревожный звоночек, - вспоминает Сергей Василевский, - я впервые подумал, что могу остаться не у дел.

Однако в тот раз опасения Сергея Михайловича оказались совершенно напрасными. Решением сессии городского совета земельный участок был зарезервирован за фондом.

К сожалению, эта маленькая победа оказалась для Василевского одной из последних. В 1998 году, как раз когда восстановление собора должно было вступить в новую решающую стадию, Эдуарда Гурвица на посту мэра сменил Руслан Боделан. Со всей хваткой ловкого комсомольца Боделан сразу оценил возможный пиар-ход в деле восстановления Спасо-Преображенского собора.

- Сережа, я теперь буду строить храм сам, - сказал он тогда Василевскому.

- Выйдя от него, я плакал, - вспоминает Сергей Михайлович, - но что я мог поделать!

И все-таки полностью обойтись без Василевского новому составу муниципалитета не удалось. В 2000 году Сергея Михайловича пригласили в горисполком и предложили ему занять должность председателя комиссии по розыску ценностей разрушенного Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора. При этом новых восстановителей храма в первую очередь интересовали архивные документы о его бывшем облике. В процессе переговоров о передаче этих документов даже шла речь о приличном денежном вознаграждении, однако впоследствии этот вопрос был профессионально замят «реформаторами».

К деликатному делу восстановления храма Р. Боделан подошел с комсомольским размахом и пренебрежением к старым духовным традициям. Выкопанный с таким трудом старый фундамент новые строители без всякого сожаления закатали в бетон. А вместо фонда воссоздания Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора был создан Черноморский Православный фонд, который стал грузом для предпринимателей. Многие из них рассказывают, что без квитанции о сделанном «добровольном» пожертвовании на нужды Черноморского фонда в муниципальных кабинетах нельзя было и шагу ступить.

Между тем на Соборной площади быстро росли бетонные стены. И то, что бетон вовсе не является традиционным материалом для строительства церквей, мало кого интересовало. Новые бетонные колонны пришлось одевать в пластик, стилизованный под мрамор. Не был выдержан и сам интерьерный облик помещений. Хуже всего то, что из-за усадки фундамента на полу нижнего храма вскоре начала трескаться плитка.

Возрожденная святыня сильно отдавала бутафорией. И на ней смело ставили свои политические автографы власти предержащие того времени.

Когда Сергею Василевскому удалось по архивным документам установить местонахождение напрестольного медного креста, ранее принадлежавшего Спасо-Преображенскому собору, фотография Р. Боделана с этим крестом в руках обошла все местные газеты.

Во время недавнего визита Патриарх Кирилл, стоя на ступенях нового собора, говорил, что внешнее благочестие ничто без истинной веры в Бога...

Кстати, на I Христианском кладбище в парке Ильича был тоже выкопан фундамент старой церкви. Он в идеальном состоянии. Хотелось бы, чтобы его не уничтожили...

Журналист: Надежда Супранович
«Одесский вестник»

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews