Одесская газета «Юг»: Упасть до выстрела и больше не подняться

 «Давайте, наконец, признаем, что многие упали до выстрела». Так известный журналист Мустафа Найем определил поведение отдельных журналистов и средств массовой информации,

обвиняющих новую власть в попытках введения цензуры. Ради справедливости, правда, надо отметить, что после избрания четвертого президента «до выстрела» упали не только СМИ, но и значительная часть политической и деловой элиты. Та часть, которая авансом согласилась на присутствие «сильных рук» на собственной шее.
Вертикаль  достроена, смирно!
Заметьте, что ни один из капитанов украинских финансово-промышленных групп не вы-сказал обеспокоенности по поводу неконституционного способа создания действующей правящей коалиции в Верховной Раде шестого созыва, формирования этой коалицией нелегитимного правительства Азарова, не выразил протест против беззаконной отмены выборов в органы местного самоуправления.
Господа капиталисты согласно кивают или молчат даже тогда, когда в процессе формирования новой жесткой вертикали власти создаются условия, прямо угрожающие их интересам, а вполне вероятно — и их личной свободе. Что стало реально после принятия в парламенте противоречащего семи статьям Конституции законопроекта №6109, фактически подчиняющего всю судебную систему Высшему совету юстиции и (в обход Верховного суда Украины) Высшему административному суду Украины, институтам, которые нынче полностью контролируют регионалы.
Если закон вступит в силу, право денежного мешка и хаос на периферии сохранятся, но отступят на второй план перед правом и возможностью Высшего совета юстиции (читай — команды Януковича) проводить через суды любые решения. Централизованно и системно. То, что в России называется «Басманным правосудием», станет в Украине фактом и надежной основой для создания управляемой ситуации (язык не поворачивается в этом случае употребить слово демократия).
Продемонстрировать «управляемость» можно разными способами, но самый эффективный из них придумали в свое время большевики, а нынче воспроизвели правящие в России чекисты. Это организация громких показательных процессов, когда недовольство нищего населения сознательно направляется на конкретных «врагов народа». В начале «нулевых» годов таким главным врагом российская власть назначила Михаила Ходорковского. Остается только ждать и гадать, кого в качестве жертвы в начале «десятых» выберет власть украинская.
Как люди с высокой приспособляемостью украинские «олигархи» до выстрела привыкли падать перед любой властью. Они вынужденно финансируют политические партии (часто несколько и противоположного направления), налаживают дружеские отношения с политиче-скими лидерами (от которых их, мягко говоря, воротит). Словом, делают все, чтобы со сменой власти их дело не пострадало.
Даже в условиях, когда в Украине не защищена частная собственность, им это удавалось. Но не факт, что будет удаваться всегда. Причем, как ни странно, особая угроза для деловых людей исходит от тех, кого близоруко называют «партией олигархов». От правящей теперь Партии регионов.
Не отвлекаясь на популярную тему сплетен о расколе в ПР, о конфликте интересов «группы Фирташа» и «группы Ахметова», замечу, что, как показывает практика, ни одна из этих групп не имеет решающего влияния на принятие решений правительством Азарова и главой государства. Хотя отдельные решения, безусловно, принимаются с учетом интересов этих и других финансово-промышленных групп, приоритетом во всех случаях является наполнение бюджета.
Бюджет, в частности, можно наполнять, сажая в тюрьмы и отбирая собственность богатых людей. Метод опасный, но в безвыходных обстоятельствах для сохранения власти, кроме экспроприации, у политиков иногда ничего не остается. А экономические обстоятельства у нас такие, что ординарными мерами уже нельзя обеспечить элементарные функции государства. Причем положение не спасают ни снижение цен на российский газ, ни предполагаемые кредиты Международного валютного фонда.
Два  способа
перепрыгнуть  пропасть

Чтобы представить глубину пропасти,  размер кредитов, необходимых для того, чтобы сбалансировать бюджет, чтобы украинская экономика в условиях второй волны мирового кризиса оставалась на плаву и сохранила конкурентоспособность на внешних рынках, до-статочно напомнить слова,  месяц назад произнесенные в беседе с представителями МВФ премьером Азаровым. Николай Янович сказал, что наше положение сравнимо с греческим. Только в тылу нет Евросоюза.
По оценкам экспертов ЕС, грекам для выхода из кризиса нужно приблизительно сто пятьдесят миллиардов долларов. Нам, вероятно, в идеале столько же. Однако получение кредита вдесятеро меньшего (девятнадцать миллиардов долларов от МВФ) вызывает большие трудности и может закончиться ничем. Как в этом случае правительство будет выходить из положения, неизвестно, но два варианта назвать можно.
Первый и самый вероятный — продажа части активов в стратегических областях экономики российским партнерам. В отличие от греков, отказавшихся от предложений выйти из дефолта, продав один остров, у «сине-белой» украинской власти предрассудков в области безопасности, территориальной целостности, суверенитета и прочих «миражей» куда меньше. Харьковский пакт Януковича — Медведева доказывает это на сто процентов. Так что считайте, украинское самолетостроение, энергетика (в том числе атомная) и все, на что глаз положат в Москве, у старших братьев уже в кармане.
Беда, однако, в том, что братья не хотят и не будут платить Украине наличными. От сорока миллиардов долларов скидки на цену газа в украинский бюджет не поступит ни копейки. Как и от «обмена активов» авиапрома, «Энергоатома» и, не приведи Бог, «Нефтегаза» с «Газпромом». Поглощение сильными компаниями слабых не приносит, а отбирает деньги у слабых. То есть пополнится, в лучшем случае, не наш, а братский бюджет. И в итоге «российского прорыва» украинское правительство вернется к исходной финансовой проблеме.
Проблему эту, правда, можно решить с легкостью. Стоит только решиться на второй вариант выхода из кризисной ситуации, вариант, который не имеет ничего общего ни с экономикой, ни с финансами. Экспроприация собственности и показательный процесс над назначенным для расправы «олигархом» в этом случае, может быть, и нужны, но являются средством, а не целью.
А цель — построение замкнутой государственной системы, внутри которой никакой экономический провал не является провалом и никакая нищета нищетой. Поскольку абсолютное большинство народа лишено возможности сравнивать, а занято тем, как выжить. Классический пример такой системы — совок. Искушение восстановить его хотя бы фрагментарно притягивает современную «элиту» потому, что однопартийная система навсегда оставляет у власти тех, кто сумел пробраться в ее верхние эшелоны.
У соседей опыт такого ренессанса удался. Он уже десять лет удерживает правящий клан на плаву не только благодаря нефтяным и газовым доходам, но и потому, что в рамках кремлевской вертикали подчинен и «построен» весь российский деловой мир. Представители его перед своим «тандемом» падают задолго до выстрела и остаются лежать до тех пор, пока не поступит другая команда.
О таком способе общения с властью нелишне было бы напомнить украинским бизнесменам. Во вторник, 18 мая, они подобострастно внимали президенту Медведеву и руководителям полугосударственных российских корпораций, предвкушая получение выгоды от потепления отношений с Россией. Некоторые, может быть, и получат. Но им надо спешить и преду-смотрительно подстелить соломку. Чтобы до выстрела упасть на мягкое.  

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ. yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews