Премьера «Пятеро» в Одесском русском театре: обещано «без псевдоодессизмов»
11 февраля в Одесском академическом русском драматическом театре состоится премьера спектакля по роману Владимира Жаботинского "Пятеро". Автор инсценировки и режиссёр-постановщик Алексей Литвин определил его жанр как "Любовь в Одессе в 2-х действиях"
А вот что рассказал директор театра Александр Копайгора:
- При создании этого спектакля учитывалось много факторов. Нашему театру в этом году исполняется 135 лет. Идти на свой юбилей со спектаклем французского автора, английского автора, и даже русской классики, было бы очень интересно, но, думаю, неправильно. Мы долго вынашивали идею создания спектакля об Одессе и решили, что на создание инсценировок запускаются сразу два произведения. Первое: "Пятеро" Владимира Жаботинского и "Время больших ожиданий" Константина Паустовского.
А начинали мы прошлый год с Пушкина, с его пребывания в городе Одессе. Алексей Литвин первый написал инсценировку "Пятеро", он первый и приступил. Готова инсценировка и "Время больших ожиданий". По ряду объективных причин она будет отодвигаться, но эта постановка обязательно осуществится.
Итак, "Пятеро" Жаботинского. Это произведение оказалось настолько одесским, что я - коренной одессит, видевший много, и прочитавший это произведение, когда были прогоны я испытывал какое-то содрогание и ностальгию по той Одессе, по которой ностальгировал сам Жаботинский. Это дорогого стоит.
В своё время, когда я работал в Украинском театре, мы сделали, и, считаю, блестяще, спектакль "Тевье-молочник". Тогда этот спектакль делали очень серьёзные люди. Ставил его Михаил Ильницкий, музыкальный руководитель Борис Зильбергейт и Игорь Равицкий как режиссёр-постановщик, это была его первая работа в Одессе. Мы затронули тогда очень серьёзную тему - украинско-еврейскую, то есть тему, которая нужна обязательно в нашем городе.
Наш театр создал несколько серьёзных произведений.
Это "Вий", это чистая Украина, "Степан Разин" - это чистая Русь. И нам нужно было создать произведение, которое касалось бы жизни нашего города. И вот жизнь Одессы начала 20-го столетия. Думаю, что это произведение должно долго жить в репертуаре Русского театра. Очень многое теперь будет зависеть от актеров. И я лишний раз убеждаюсь, что семь лет назад я сделал правильное предложение Григорию Александровичу Фаеру, когда попросил его стать главным художником этого театра. Здесь Одесса проявлена так, как я это понимаю. Эти декорации о многом говорят: это - наш город.
Алексей Литвин
- Во мне сейчас присутствует очень большое внутреннее волнение: представит. Потому что это произведение вообще никогда не игралось на сцене. И оно получает какую-то новую веху, и, может быть, какую-то новую трактовку. Роман имеет удивительный аромат и очень сложную конструкцию. Я над инсценировкой работал полтора года. Это было мучительно тяжело, потому что я не коренной одессит, хотя уже седьмой год сотрудничаю с театром. Я счастлив. Я всегда знал, что театр, который стоит на каких-то камнях - в любом городе, в любой земле - независимо от того Англия это, Бразилия, Израиль, Москва, Одесса - он обязательно должен выходить на территорию тех камней, на которых он стоит.
И в этом смысле спектакль по роману "Пятеро" - это история одесских прабабушек сто лет назад. Опять заря века, прошло 105 лет с момента событий, которые описываются в романе. И удивительнейшим образом они перекликаются с сегодняшним днём, и история прабабушек, прадедушек, как они любили, как они купались, как они переживали всё происходящее на их земле - мне кажется, всё это очень интересно. В спектакле занято огромное количество актёров. Я очень волнуюсь.
- Среди многих художественных задач, которые очевидно ставились, была одна из таких задач - не скатиться на уровень такой пошлой "одесскости", которая бывает иногда?
А.Литвин:
- Роман Жаботинского настолько тонок, настолько умён, настолько пронзителен, настолько трагичен, да и я позволю себе сказать, что обладаю неким художественным вкусом, чтобы этого ничего не было даже намеком. Надеюсь, что того, о чём вы сказали, у нас в спектакле нет совершенно. И нет неких псевдоодессизмов.
А.Копайгора.
- Главное, действительно, не скатиться. И действительно над этим очень здорово работали. Жаботинский - одессит, он не мог написать так, чтоб скатиться. Это пишут не-одесситы. Это пишут люди, которые говорят, что они одесситы, а на самом деле они постепенно тихо-тихо уходят в то анекдотичное, что мы знаем об Одессе. А на самом деле мы немножко другие. Мы простые, нормальные, ответ на ответ, на один ответ - три ответа. Это действительно проблема, но её здесь не существует. Но эти великие описания! Только одно описание про семечки, на Фонтане, это тот плод, который объединяет аристократа и биндюжника.
Борис Штейнберг, журналист.
Для Интернет-газеты "Взгляд из Одессы"
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews