«Черная молния». Получилось ли у Бекмамбетова создать «отечественного супергероя»?

 Смелый опыт продюсера Тимура Бекмамбетова, решившегося на создание первого отечественного супергероя, можно считать удавшимся. Супергерой вышел не хуже зарубежных аналогов, а кое в чем даже лучше,

потому что ближе к народу.

Где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль…И подарил сыну. Тот еще подарок, учитывая, что сын Дима учится в престижном МГУ, лучший друг сына ездит на новеньком «Мерседесе», и впридачу им обоим приглянулась одна и та же девушка.

Ржавый ГАЗ-21 супротив продукции «Даймлер-Крайслер» - что зубочистка против ракетно-зенитного комплекса. Поэтому парень стыдливо прячет от знакомых свое средство передвижения и в отношении перспектив с девушкой не питает никаких иллюзий.

Но однажды Дима случайно нажимает не на ту кнопку, и оказывается, что его драндулет умеет летать. Наведя кое-какие справки, он выясняет, что в автомобиле установлен нанокатализатор, результат секретного проекта 60-х годов, устройство, превращающее обычный бензин в супер-топливо, которое и позволяет пузатой «Волге» летать аки истребитель.

В это же время за продуктом Горьковского автомобильного завода и советской научной школы охотится очень плохой олигарх. Он бурит под Москвой адскую скважину, чтобы через нее добывать алмазы. Проблема в том, что между олигархом и алмазами пролегает толстая тектоническая плита, на которой, собственно, и стоит город. Пробьешь плиту, и дорогая моя столица провалится в тартарары. Олигарха такой пустяк не беспокоит, но и плита простому электрическому буру не поддается. Тогда негодяй выясняет, что в некой старой «Волге» имеется штучка, которая позволит пробурить что угодно, и бросает все силы на ее поиски.

Готэм-Москоу-сити

Не задавайте каверзных вопросов: каким образом топливо влияет на аэродинамические свойства, почему ПВО Москвы упорно не замечает летающего над Кремлем подозрительного объекта, и как иногородней красавице удалось до 20 лет остаться в Москве без спонсора. Перед нами фильм, снятый в очень специфическом жанре, нетипичном для отечественного кинематографа: фильм-комикс.

В комиксах никто не спрашивает, как именно маска делает героя Джима Кэрри зеленым, зачем Супермену этот дурацкий костюм, и из чего вырабатывается паутина, которую выбрасывает Спайдермен.

В комиксах место действия всегда условное, само действие всегда красочное («Бэтмен») или как минимум авантажное («Ворон») и никак не отражает суровых жизненных реалий. Персонажи комикса – это всегда не люди, а образы: главный герой, главный злодей, у героя обязательно есть любимая девушка и сомнительный друг, а у злодея – много денег и страшный план.

Несмотря на то, что ни в СССР, ни позже в России субкультуры комиксов с супергероями не существовало, фильмы-комиксы зритель, особенно молодой, любит. Просто до нынешнего дня было трудно представить себе комикс, в котором в качестве Готэм-сити выступает Москва, Бэтмена зовут Дима, и летает он не на бэтмобиле, а на «Волге».

Гордость отечественного автомобилестроения

Кстати, об автомобиле. Нужно обладать богатым воображением, чтобы подумать, будто выбор ГАЗ-21 в качестве транспорта супергероя – это продакт плейсмент Группы ГАЗ. Просто потому что сложно представить, чтобы кто-то пошел покупать современную «Волгу» даже после такой роскошной рекламы.

Автомобиль ГАЗ-21 в фильме – это, во-первых, дань уважения великой державе, сгинувшей в пучине истории, дух силы и могущества, которыми обладал СССР, ностальгия по всему лучшему, что в нем было.

Во-вторых, это прямой отсыл к культовой картине 1966 года «Берегись автомобиля» о первом отечественном борце со злом – тишайшем страховом агенте Юрии Деточкине, который разъезжал именно на этой модели «Волги».

И, в-третьих, можно предположить, что ГАЗ-21 – это намек авторов на прародителей старой «Волги» - Ford, Plymouth, Chevrolet, автомобилей производства страны, откуда родом и сам жанр комикса.

Супергерой по-русски

Но если летающий автомобиль и скромный герой в черном капюшоне – это чистокровные представители заграничной субкультуры, то остальные образы фильма имеют отечественные примеси, а некоторые и вовсе представляют собой сугубо российский феномен. Например, местный алкоголик в исполнении Михаила Ефремова.

Виктор Вержбицкий, который после роли Завулона прочно застрял в образе могущественного злодея («На игре»), играет очередного олигарха. Его алмазодобытчик Купцов – это типичный комиксовый антигерой, с которым главному герою предстоит сразиться в финале.

Подруга главного героя, девушка-ромашка Настя (Екатерина Вилкова) – образ совершенно сказочный, а папа Димы (Сергей Гармаш) – настоящий, хороший, простой мужик, каких в природе тоже, кажется, не водится.

Троица гениальных ученых, создавших нанокатализатор (Екатерина Васильева, Валерий Золотухин, Юозас Будрайтис) – это ставшее традиционным камео советских кинозвезд в современных блокбастерах. Правда, иногда не поймешь – приглашаются ли старые звезды для пользы дела или это благотворительность нынешних киномагнатов.

И, наконец, нельзя не отметить Катю Старшову («Папины дочки») в роли младшей сестренки главного героя. Эта девочка обладает удивительным свойством - одним своим эпизодическим появление в кадре будто озарять экран. К тому же, какой блокбастер обходится без трогательного маленького ребенка?

На фоне уникальной Кати и актеров старой школы молодые герои (Григорий Добрыгин, Иван Жидков) выглядят, прямо скажем, бледновато, что тоже вошло в обыкновение.

Зато у картины есть одно важное достоинство – неординарная для нынешнего кино целостность сценария. Хотя в целом картина кажется несколько затянутой, все ниточки в финале связываются, ни одна линия не оказывается тупиковой, и ни одна сцена лишней.

В гостях у сказки

Авторы брались за сложную задачу – снять комикс на российской почве. Здесь нужно было действовать осторожно. Вызывающего американизированного варианта с затянутым в латекс супергероем зритель бы не принял. Мешанина из национального фольклора и современных приколов тоже бы не прошла, что доказала «Книга мастеров».

И, к счастью, нашелся собственный путь. От жанра была взята только сама идея – таинственный герой, спасающий город. Затем эту идею аккуратно поместили в российские декорации, добавили узнаваемые социальные типажи и бытовые ситуации, предварительно очистив их от темного налета суровой реальности, и получилась… сказка. Очень симпатичная и добрая сказка.

Такими, если вспомнить канонических «Чародеев», и должны быть новогодние фильмы: немного волшебства, немного науки, любовь, Васильева и Золотухин.

И не надо задавать каверзных вопросов.

Baltinfo.ru 

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews