В Одессе с большим успехом прошёл концерт Молодёжного симфонического оркестра СНГ

В Одессе с большим успехом прошёл концерт Молодёжного симфонического оркестра СНГВ Большом зале Одесской филармонии состоялся концерт Молодёжного симфонического оркестра СНГ под управлением народного артиста России Марка Горенштейна.

ОРКЕСТР:ТАК СОЗДАЁТСЯ "НЕВЫПОЛНИМОЕ"

Художественный руководитель и главный дирижёр Государственного симфонического оркестра России имени Евгения Светланова Марк Горенштейн на месяц возглавил молодёжный коллектив, созданный не только для организации гастрольного тура по государствам СНГ, но и для совершенствования мастерства молодых музыкантов. Ведь кроме репетиций, порой, изнуряющих, в полном составе, под руководством главного дирижёра Марка Горенштейна, были организованы мастер-классы по группам инструментов, которые вели выдающиеся музыканты Давид Герингас(виолончель), Юрий Башмет (альт),Сергей Крылов и Эдуард Грач (скрипка), Вэн Клайберн (фортепиано), Алексей Уткин (габой), Аркадий Шилклопер (валторна).

Для того, чтобы пройти конкурс в оркестр, ребята присылают видео- или аудиозаписи своих выступлений.

Накануне концерта Марк Борисович Горенштейн рассказал журналистам:
- Задача перед нами стояла практически невыполнимая: за десять дней сделать оркестр, который состоит из абсолютно разных людей, с разной степенью обучаемости, умения, психологии и даже знания русского языка, понимания тех задач, которые стоят перед ними. И вот такими совершенно невероятными усилиями это удалось сделать. Без концертмейстеров моего оркестра это не удалось бы. Потому что они каждое утро приходили и занимались со своей группой.

 Очень помогла часть ребят, которые уже работали в этом оркестре. Они уже познали, с чем едят этот хлеб. А в основном, это ребята, каждый из которых что-то где-то у себя делает, но они никогда не выходили на такую сцену в составе такого оркестра. И надо, чтобы когда они увидят полный зал, не задрожать, быть уверенными, что они могут, чтобы их не "зажало". Для этого они десять дней в Москве сидели. Правда, они не сидели: в девять утра приходили, а в семь вечера мёртвые уходили. И спасибо директору Одесской филармонии Галине Борисовне Зицер, что мы здесь тоже получили дополнительные дни для подготовки.

Программа построена таким образом, чтобы не было только русско-советских авторов, идёт и западная линия. Первый концерт Чайковского включили, потому что он наиболее популярен,и мы сыграем его на саммите руководителей государств СНГ в Кишинёве. Кроме того, в каждой стране играем произведения национального автора: на Украине, извините, в Украине, играем Лысенка, в Минске - Глебова, в Ереване играем Хачатуряна, в Кишинёве - Догу.

ВЕРНУТЬ ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ МУЗЫКАНТА

- О проблемах? Не знаю, как в Одессе, в Украине, - продолжает Марк Горенштейн, - но у нас в России с начала 90-х годов очень упал профессиональный уровень обучаемости. Думаю, что и у вас это тоже произошло. Понимаете, в моё время профессия музыканта была очень престижна. С начала 90-х годов она перестала быть престижной. И огромное количество талантливых людей перестали идти в музыку и не стали теми, кем могли стать. Потому что родители, которые когда-то пытались отдать своих детей в музыку, увидели, что музыка не кормит, и просто перестали учить детей музыке. И это сразу сказалось.

И сегодня мы пожинаем плоды этого: уже не ученики и студенты бегают за нами с просьбой их обучать, а профессора бегают за студентами с просьбой: придите к нам. Всё оказалось перевёрнуто с ног на голову. И проблема даже не в деньгах. Что, в Советском Союзе кто-то получал большие деньги? Преподаватели музыкальных вузов всегда получали гораздо меньше, чем квалифицированные рабочие, меньше, чем водитель троллейбуса.
Но страна была закрытая, деваться было некуда, конкурировали друг с другом. Сегодня проблема не в конкуренции - она исчезла, потому что границы открыты. И молодым кажется, что если они чуть-чуть умеют играть, то их ждут на Западе.

Это глубоко ошибочное представление. Никто их там не ждёт, никому они там не нужны. Те, кто уезжает, десятками лет будут там без работы. А здесь - в связи с тем, что нет конкуренции - нет прогресса. И поэтому не в финансовом кризисе дело, не в идеях. Дело просто в том, чтобы музыкальное образование стало на свой уровень, нужно сделать так, чтобы студенты видели свет в конце тоннеля.

ОДЕССКОМУ МАЛЬЧИКУ ФУТБОЛИСТОМ СТАТЬ НЕ УДАЛОСЬ. ЗАТО ХОТЯ БЫ ДИРИЖЁР ПОЛУЧИЛСЯ

Рассказывает известный одесский журналист Евгений Женин:
- В нашем одесском дворе по улице Артёма,14, (сейчас она снова называется Конной) подобралась в своё время хорошая компания мальчишек, вместе игравших в футбол. Это был будущий народный художник России Юрий Гаврильченко, украинско-американский бизнесмен Валерий Адарченко, народный артист России Марк Горенштейн и ваш покорный слуга. Поскольку игра в футбол во дворе занимала много времени, то не раз мама Марика Горенштейна силой уводила домой сына, чтобы он там играл на скрипке. Видя эти сцены и плачущего, упирающегося Марика, замечательный дирижёр Давид Сипитинер, тоже живший в нашем дворе (как, кстати, и выдающийся математик Марк Крейн), выражал серьёзные сомнения в музыкальном будущем мальчика. Но, как видим, получилось так, как получилось: сегодня Марк Горенштейн является дирижёром с мировым именем.

ЕДИНЕНИЕ СО ЗРИТЕЛЕМ

Итак, концерт в Одессе. Молодёжный симфонический оркестр СНГ начал его с "Праздничной увертюры" Дмитрия Шостаковича, исполненной с такой точной непринуждённостью, которая, похоже, понравилась не только доброжелательной публике, но и строгому дирижёру. Затем был исполнен Концерт 1 Петра Ильича Чайковского для фортепиано с оркестром. Солист - Мирослав Култышев. Свою концертную деятельность Мирослав начал с шести лет (сейчас ему двадцать четыре). В десять лет он дебютировал в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, исполнив концерт ре-минор Моцарта с оркестром под управлением Юрия Темирканова.
Становился победителем международных юношеских и молодёжных конкурсов. В 2007 году был удостоен Второй премии и Серебряной медали (первая премия не присуждалась) на Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве.

Молодой пианист выступает в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга, во всемирно известных залах Вены, Зальцбурга, Нью-Йорка, Токио, Амстердама. Он гастролировал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Хорватии, Великобритании, Южной Корее, Чехии, Словакии, Литве, Латвии, Польше, Финляндии.
Пианист является студентом Санкт-Петербургской государственной консерватории, так что по формальным признакам тоже вполне может выступать в этом гастрольном туре.
Накануне концерта Мирослав Култышев рассказал, что для него большая честь выступать под руководством такого дирижёра, как Марк Борисович Горенштейн и участвовать в таком интересном турне. Из-за плотного графика своих концертов он должен будет в дальнейшем подъезжать непосредственно к выступлению. Что касается Концерта 1, то Петра Ильича Чайковского Мирослав всегда играет с большой радостью.

Вдохновение солиста, которому не только автор произведения, но и дирижёр, тонко дали возможность проявить себя, сполна передалось оркестру. Равноправным участником этого действа стал зритель, проникнувшийся творческим единением с теми, кто находился на сцене. Исполнение было встречено долго не смолкающей овацией.

СКРИПАЧ ИЗ АСТАНЫ

В антракте беседую с одним из музыкантов, вышедшим подышать свежим одесским воздухом:

- Ережепов Саги, 24 года, скрипка, Казахстан, город Астана.
Скрипкой стал заниматься с семи лет. Оканчиваю Казахскую национальную академию музыки в Астане. Участие в этом оркестре для многих музыкантов - это большой опыт, потому что они в таких быстрых коллективах не играли. Даже для опытных музыкантов, чтобы сыграться, нужно время. Чтобы понимать друг друга не то что с полуслова - одним взглядом. У нас был очень короткий срок - десять дней, и мы должны были сделать большую программу, это очень тяжёлый и трудоёмкий процесс.

- На пресс- конференции Марк Борисович говорил, что он на репетициях давал ребятам по голове (в переносном смысле, конечно).
- Без шишек на голове, как говорят, никогда не добьёшься успеха. Марк Борисович очень щепетильный человек и требовательный. Он к своему делу относится очень трепетно и не терпит халтуры. Говорим мы на разных языках, а музыка у всех одна, есть только звук, который объединяет людей. Всё не вечно, а музыка вечна.
В этом оркестре я в третий раз.

- Значит, вас можно назвать ветераном оркестра?
- До ветерана мне ещё далеко. Но состав действительно меняется, по сравнению с прошлым годом осталось 25-30 процентов музыкантов. Первый съезд был в Казахстане, оркестр родился у нас, а второй съезд был в Москве. Мы из Москвы поехали в Азербайджан - Баку, потом в Таджикистан - Душанбе, Киргизстан - Бишкек и Казахстан - Алматы. Смысл этих поездок - объединение народов. В прошлом году мы были на съезде интеллигенции СНГ, чтобы объединялась и развивалась культура. В этот раз съезд будет в Кишинёве, под руководством Марка Горенштейна. Там же пройдёт саммит лидеров страны СНГ. Мы там завершаем этот тур и потом разъезжаемся по своим странам. Но полученный опыт и впечатления остаются с нами.

УСПЕХ

Во втором отделении оркестр сначала исполнил сюиту 2 Жоржа Бизе из музыки к драме Альфонса Доде "Арлезианка".
Затем пришла очередь сюиты из оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс". Свободный американский дух пронёсся по залу, унося слушателя куда-то далеко, в необозримые прерии.

Мыкола Лысенко- его увертюра к опере "Тарас Бульба" стала ярким завершением прекрасного концерта.
Зрители ещё долго не хотели отпускать музыкантов, и если бы дирижёр не увёл за руку со сцены первую скрипку, то оркестр просто мог не успеть на поезд в Киев.
- Выступление молодёжного оркестра СНГ мне очень понравилось, чувствуется работа такого мастера, как Марк Борисович Горенштейн. - рассказывает одна из слушательниц, Надежда Петровна, - Даже жаль, что такое замечательное музыкальное образование просуществует ещё всего лишь две недели.
Будем надеяться на встречу в следующем году с этим обновлённым оркестром.

Борис Штейнберг, журналист.
Специально для Интернет газеты "Взгляд из Одессы"

 

    powered by CACKLE