Экс-директору Одесского оперного предъявили обвинение. Он, «демонстративно» говорит на украинском…

На днях на одном из телеканалов комментатор обвинил бывшего генерального директора и художественного руководителя Одесского национального академического театра оперы и балета Сергея Проскурню в «громадном» грехе. Он, мол, хорошо владея русским языком, у нас в Одессе "демонстративно говорит на украинском"! Подобная претензия Проскурне вкупе с "бандеровцем" уже громко звучала из околотеатрального окружения,
сейчас она просто были оформлена в телевизионном эфире.
"Демонстративно"?
Проскурня просто думает по-украински. И говорит. Есть такая физиологически-социальная особенность у миллионов людей - думать по-украински. Не желают этого понять некоторые "чересчур одесские" одесситы. В то, что многие люди на Земле думают по-английски или по-испански, - верят, хотя и не понимают, как такое может быть. С тем, что какие-то оригиналы думают по-венгерски или по-монгольски, - готовы со скрежетом зубов согласиться. Но "разрешить" думать по-украински их разум уже не способен. Пытаешься объяснить им что-то насчёт "с молоком матери", так они, выражаясь молодёжным сленгом, сразу же "тормозят".
А эти воинственные злобные противопоставления "одессит - неодессит"?! Протест должно вызывать только то, если прибывший в Одессу на службу чиновник, квартиру за государственный счёт тут же получает. За Проскурней, вроде, такого не числится?
Нет, подай им только чистокровного одессита. Чтобы и родился здесь, и зачат был. Одессита, который (как иронизировали в своё время Семён Лившин и Дмитрий Романов), зажав сигарету в углу рта, выдаст коронную: "Жёра, подай макинтошь". Поиски чистокровности, даже одесской, ни к чему хорошему привести не могут. Не по паспорту одессита надо искать, а по стремлению быть всегда в поиске, по способности к самоиронии и самоотдаче, по таланту профессиональному и человеческому, по истинной доброте, как бы ни была скрыта она требовательностью в работе.
Сергей Проскурня этим критериям отвечает. И потому продолжает борьбу за честь быть руководителем Одесского театра оперы и балета.

Борис Штейнберг, журналист.
Специально для Интернет газеты "Взгляд из Одессы".

P.S. Когда выдающийся дирижёр Роман Кофман дебютировал в качестве режиссёра-постановщика и сценографа спектакля "Кармен", его спросили:
- Дорогой маэстро, вы не боитесь обвинений в пренебрежении к традициям?
- Я создал на редкость традиционный спектакль, так как самая главная традиция, переданная нам большими мастерами прошлого, - это неустанный поиск и создание нового.

    powered by CACKLE