Загадочный остров Змеиный — клочок суши, расположенный примерно в 35 км от материковой части Одесской области на широте дельты Дуная, и легенда, превратившаяся в камень тысячи лет назад.
Много событий произошло за это время. И если античная часть истории острова Змеиного большинству наших сограждан, скорее всего, незнакома, то события, связанные с его уже украинской историей, вызывали достаточно широкий резонанс.
Например, в июле 2008 года здесь с официальным визитом побывал Президент Украины В.А. Ющенко в сопровождении губернатора Одесской области Н.Д. Сердюка и чиновников гражданских и военных ведомств. Во время визита Президента была открыта обновленная пограничная застава с сауной, миникинозалом и кондиционированными помещениями с современным оборудованием контроля за незваными гостями.
Спустя годы это знаковое тогда событие воспринимается как утешительный приз, отвлекающий внимание от провального для Украины процесса по защите своих шельфов, в результате которого три четверти украинского шельфа, включая разведанные в советское время месторождения нефти и газа, отошло румынской стороне.
Но все же вернемся к более приятным событиям в истории острова…
Летописные источники донесли до наших дней описание этого священного места, в античные времена именуемого из-за цвета своих утесов островом Левке, что в переводе означает Белый. Затерянный в Черном море и доступный только отважным мореплавателям, остров менял свое имя вместе с течением времени и сменой эпох.
Его знали как остров Ахилла, остров Филоксия, остров Блаженных, Илан-Ада, Серпилор, Фидониси, и с первой половины ХІХ века и до сих пор он известен как остров Змеиный — стремительное течение Дуная периодически выносило на эти берега одноименных представителей фауны.
Но за время пребывания на острове ни одной змеи я так и не встретил, чего не могу сказать об облюбовавших это место кольчатых сколопендрах (Scolopendra cingulata).
Несомненно, самые красивые представители местной фауны — это птицы, избравшие Змеиный местом отдыха во время миграций. Орнитологами описано около 400 видов пернатых, которые периодически отдыхают на этих камнях.
(Белая трясогузка (Motacilla alba) на камнях острова, фото Д.Кивганов)
Одна из греческих легенд гласит, что остров был поднят из морских пучин, чтобы увековечить память о легендарном герое античного эпоса Ахилле, который погиб от стрелы Париса. И именно эта легенда стала поводом для строительства здесь в VI веке до нашей эры одноименного храма. Торговцы и мореплаватели из всех уголков мира ступали на каменистую твердь острова в надежде получить благосклонность повелителя моря Ахилла. Много веков сменилось с той поры, но легенды Змеиного, вслед за греками, скифами, римлянами и славянами, манят сюда энтузиастов и романтиков, краеведов и археологов.
Вполне возможно, что долю адреналина в сердца искателей приключений добавляет и живущая в веках легенда о щите Ахилла, скрытом в глубине пещер острова. Но Змеиный не спешит раскрывать свои секреты — наверное, затаился в ожидании чистого сердцем и помыслами археолога. Ждет своего Шлимана... В свою очередь благодаря большому скоплению фрагментов затонувших судов, акватория острова стала популярной у профессионалов и любителей дайвинга. Такое скопление артефактов различных эпох в окрестных водах говорит о капризном нраве Черного моря — недаром древние греки именовали его Понтом Аксинским, то есть морем негостеприимным. А гостеприимным, или Эвксинским, оно стало значительно позже...
На Змеином всегда возникает ощущение, что остров подобен живому организму — своеобразному Солярису, который проникает в ваш внутренний мир и навсегда связывает с собой невидимыми нитями. Практически все, кому довелось здесь побывать, испытывают непреодолимое желание вернуться на остров еще раз. Не стал исключением и я — вместе с единомышленниками мы в 2012 году навестили остров. Кроме историков и путешественников, с нами был и талантливый фотографАлександр Лесик, чьи фотоработы сопровождают этот материал. И с тех пор воспоминания о Змеином не оставляют меня… Но обо всем по порядку.
Как бы ощущая наше стремление, Змеиный встречал тихой погодой и теплым черноморским бризом. Прибыла наша группа на единственном, но практически регулярно курсирующем (в зависимости от погоды) грузопассажирском судне "Касатка".
Более чем четырехчасовый переход — и мы, полные надежд получить очередную порцию эмоций и преодолев круглый резиновый амортизатор причала, ступили на белые камни острова.
Приход судна к острову тут с юмором именуют Днем островитянина — объяснил нам Владимир Яснюк, директор коммунального предприятия «Островное», отвечающий за содержание и администрирование этого недооцененного руководством кусочка нашей страны на просторах Черного моря. На острове Владимир работает с 2002-го года, когда Змеиный стал превращаться в гражданский поселок из закрытой военной базы, где размещались в советское время радиолокационная рота ПВО и радиотехнический взвод береговой системы наблюдения ВМФ СССР. Быстро расположившись в незатейливых зданиях поселка Белое, названного так в память об античном названии острова (Левке), мы вышли на обзорную прогулку.
Поселение — это небольшое количество домиков, уютно расположившихся на скалистых плато острова. Есть тут и улица Козацкая с соответствующими табличками на добротно построенных домах, в одном из которых расположен сельсовет, отделение банка и пункт охраны правопорядка, а в другом — научная лаборатория биологов. Тут же находятся теплицы, где на привозимом из материка черноземе выращивают овощи. Здесь же баня и недостроенное здание гостиницы, напоминающее о стремительно развивающейся государственной программе развития туризма. Чуть выше маяка, в здании местного почтового отделения, расположен единственный на острове магазин. Телефонная связь на Змеином оставляет желать лучшего — мой телефон то определял румынского оператора мобильной связи, то с перебоями улавливал сигнал украинского.
Сейчас на острове постоянно живут работники коммунального предприятия «Островное», работники маяка, двое дежурных в постоянно действующей лаборатории и пограничники. Раньше тут бывали рыбаки.
Люди работают посменно – обычно не дольше одного месяца, потому что из-за длительного пребывания на острове у некоторых могут начаться психологические проблемы. Такие факты были отмечены среди личного состава, проходившего службу на Змеином в советское время. Жить на затерявшемся в море небольшом острове непросто – каждый день нужно общаться с одними и теми же людьми, что стало причиной частой ротации военнослужащих действующей погранзаставы. Но среди тружеников острова царит спокойная рабочая атмосфера — ссориться тут некогда и дел хватает всем.
Гораздо больше беспокоят проблемы с водой – ее приходится завозить с материка и расходовать очень экономно. Интересно, что своя вода в принципе есть, но на глубине 60 метров, к тому же очень минерализованная. Если очищать эту воду на месте, то ее стоимость будет сравнима со стоимостью дорогого вина. К слову, древние греки, некогда посещая храм Ахилла, собирали дождевую воду в каменный колодец, который служит теперь одной из здешних достопримечательностей.
Электроэнергии тоже нет. Есть только стояк от ветрового генератора, который островитяне ласково называют «Мечтой импотента». Сам генератор и лопасти так и не подвезли.
Среди живописных гротов и скал расположены, наверное, самые чистые в Украине пляжи, которые носят романтические названия – Лунный, Дамский, Золотой и Бандитский.
Незабываемым продолжением программы пребывания на острове после традиционного купания стала гастрономическая программа, включающая приготовление выловленной со дна моря черноморской рапаны — менее чем за час ныряния мы собрали ее приличное количество. Тут, на острове, ее вкус кажется особенно неповторимым.
Конечно же, на острове есть музей, который мы с удовольствием посетили по приглашению Владимира Яснюка. Нас удивило, что основные экспонаты – это современные горшки по мотивам трипольской культуры, изготавливаемые тут же и соседствующие всего лишь с несколькими оригинальными античными амфорами.
Вспоминая прочитанный материал о возможном расположении храма Ахилла на самой высокой отметке острова, мы пришли к подножию маяка. Этот строение заслуживает особого внимания — оно уникально.
Правильно будет назвать маяк главной достопримечательностью Змеиного.
При этом в прибрежной зоне острова обращают на себя внимание глиняные осколки на каменистом дне — это фрагменты черепицы, покрывающей некогда крышу легендарного храма Ахиллеса. Как гласит история, построено это необыкновенное архитектурное сооружение восьмиугольной формы со стеклянным фонарем вверху в 1843 г. из камней того самого храма Ахиллеса — по проекту английского архитектора Акройда Чарльза. Тогда же на маяке впервые загорелся огонь… История не сохранила точных данных о судьбе талантливого британца, но его детище продолжает радовать туристов и дарить огонек надежды в Черном море.
С тех пор, с 1843 года, самой высокой точкой на острове стала двенадцатиметровая Башня маяка, совмещенная с жилым домом. Основание башни вознесено на 40 метров над уровнем моря. Изначально обслуживающий персонал маяка комплектовался из пяти-восьми человек, а работы по строительству велись достаточно долго — с 1843 по 1856 годы, что было связано с Крымской (Восточной) войной.
Сегодня здесь работают несколько человек, а энергетический вопрос питания маяка решен в пользу установленной солнечной электростанции.
Сложно описать всю гамму ощущений, когда поднимаешься по спиральной лестнице с более чем полуторавековой историей. Приятная прохлада еще более древних камней маяка, которые хранят память двух тысяч лет, переносит вас во времени...
И уже поднявшись на самую его вершину, всматриваясь в бескрайние просторы Черного моря, закрываешь глаза…
И кажется, слышишь скрип палубных досок, крики чаек, порывы ветра, хлопающие звуки складок парусины и голоса греческих аргонавтов, швартующихся у белых скал острова.
Многие ответы на исторические вопросы мы получаем благодаря профессиональной работе археологов. А в случае со Змеиным — дайверов-археологов. Вот уже более десяти лет на острове трудится группа дайверов "Новарекс" под командованием Александра Терещенко. Немало для пропаганды острова как центра подводного туризма сделали эти энтузиасты поисков старинных артефактов.
В 2011 году фортуна отблагодарила их за потраченные усилия, открыв на 35-метровой глубине Черного моря место, где покоился нетронутый временем древнегреческий амфоровоз, возраст которого более 2 500 лет со дня постройки. Эта находка без преувеличения может быть признана самым крупным археологическим открытием последних 15 лет. Приблизительная длина судна 27 м. Судя по характеру найденного груза, это торговое судно, наполненное бесчисленным множеством глиняной посуды (скифосы, чаши и кубки для питья, а также бесценная чернолаковая керамика). Вполне возможно, что в таком плотном скоплении груза могут находиться и изделия из драгоценных металлов. Дайверы назвали затонувшее судно "Патрокл" — в честь верного помощника Ахиллеса, принявшего смерть, надев во время Троянской войны доспехи товарища.
Отважные новарексовцы хранят координаты находки в строжайшем секрете, даже не раскрывая их столичным инстанциям, что позволяет сохранять объект в первозданном виде. Уже пять лет в научных кругах ведутся непрекращающиеся споры о судьбе амфоровоза. Некоторые особо активные фантасты озвучивают идею накрыть судно неким саркофагом, чтобы дать возможность будущим туристам ознакомиться с несметными богатствами потерпевших здесь крушение греческих торговцев.
По этому поводу хотелось бы процитировать слова Андрея Ганжи, побывавшего на острове одновременно со мной:
...Очень хотелось бы на этой оптимистической ноте и закончить очерк. Но не очень-то получается. Потому что вокруг амфоровоза начались какие-то странные танцы. Экспедиция «Наварекс», обнаружившая судно, категорически отказывается открыть его координаты. Даже в отчете, который она обязана была сдать в Институт археологии, их вроде бы нет. Зато пограничники уже несколько раз гоняли оттуда суда, снабженные аппаратурой для глубоководных погружений. И это были корабли совсем не Одесского или иного археологического музея... А среди островитян ходят настойчивые слухи о «светлых золотых монетах», вроде бы поднятых с амфоровоза и ушедших на черный рынок. «Светлые золотые монеты» – это могут быть только электровые (сплав золота с серебром) кизикины, статеры малоазийского города Кизик, игравшие роль международной валюты в VI-IV веках до н.э. На международных аукционах стартовая цена кизикина начинается с 12 000 долларов.
Хорошая целая амфора, особенно если с клеймом, тоже дотягивает на черном рынке до 1 000 долларов. В одесской прессе появляются странные статьи, в которых описывается принятое властями решение накрыть амфоровоз саркофагом и превратить в туристический объект. Те люди «из власти», с которыми я говорил, только пожимают плечами: они-то прекрасно понимают, что это бред. Какой объект на 34 метрах, да при 4 градусах, да в глубокой темноте? Кого туда будут спускать? Европейских бабушек-туристок? Да и существует ли саркофаг, в который нельзя проникнуть? А главное – прощупывание дна показывает, что в иле могли сохраниться деревянные части корабля. И это уже мировая сенсация! Ну, нет в мире таких сохранившихся кораблей! Поэтому очень хочется верить, что амфоры будут подняты, морское дно – проверено на предмет кизикинов, а остатки корабля – все-таки изучены. А после этого амфоры можно разложить в первоначальном порядке: хоть на суше, хоть в бассейне. И тогда это увидят все, а не только постоянные клиенты антикварных распродаж...
К сожалению, других идей сохранения археологического сокровища до сих пор нет. Остается только надежда, что дайверы «Новарекса», подобно морским сиренам, сохранят нетронутыми морские глубины острова Ахилла.
Вот такой он — загадочный и многоликий, настоящий украинский остров на просторах Черного моря. Мы покидали его с желанием обязательно вернуться и, вглядываясь в величественные очертания, ловили себя на мысли, что этот легендарный клочок Украины, как уменьшенная копия нашей страны, имеет все, о чем можно только мечтать – богатую историю и трудолюбивых жителей, море и пресную воду, землю и растительность, золото и нефть. Но остров стал заложником бестолковой и кощунственной политики руководства страны, которое так бездарно растранжирило активы Украины — шельф и водную территорию — и явно недостойно владеть щитом легендарного Ахиллеса… А потому суждено этому щиту покоиться в недрах острова в ожидании, пока не появится руководитель, способный мыслить государственно.
Замечательно-познавательный очерк! Спасибо автору! Живём рядом, а мало знаем про рідну землю…Слава Україні! Почтение неравнодушным и любознательным! Это мы — Одесситы!
Про бред и саркофаг будете вы расказывать бабушкам и дедушкам со своего подъезда! А прежде чем критикой заниматься вы лучше изучите этот вопрос о том как сохраняют подводные затонувшие исторические обьекты в Европе! А именно закрывают в саркофаги и водят туда туристов, археологов, студентов! А еще строют копии таких суден для музея! Но вам же надо поднять, чтоб все это растощить в процессе…
Замечательно-познавательный очерк! Спасибо автору! Живём рядом, а мало знаем про рідну землю…Слава Україні! Почтение неравнодушным и любознательным! Это мы — Одесситы!
Про бред и саркофаг будете вы расказывать бабушкам и дедушкам со своего подъезда! А прежде чем критикой заниматься вы лучше изучите этот вопрос о том как сохраняют подводные затонувшие исторические обьекты в Европе! А именно закрывают в саркофаги и водят туда туристов, археологов, студентов! А еще строют копии таких суден для музея! Но вам же надо поднять, чтоб все это растощить в процессе…