Одесский журналист: нам бы еще мэра хорошего, и дела пошли бы
Прошедшая неделя была переполнена серьезнейшими событиями в сфере международной жизни. Внезапное появление в Киеве господ Меркель и Олланда, наложившееся по срокам на визит в столицу Украины госсекретаря США Джона Керри, затем отчаянный перелет этих двух особ в Москву для разговора с капризным Путиным, разговора, названного пресс-секретарем российского диктатора непозволительно ультимативным; традиционный саммит по вопросам безопасности в Мюнхене, сразу же нареченный, в отличие от предыдущих, антитеррористическим; выступление на нем Порошенко, который впервые показал присутствующим пачку документов плененных российских военнослужащих, которые «заблудились» на территории Украины; впервые же отчетливо сформулированная нашим президентом просьба помочь нам современным оружием, ибо в противном случае ВСУ с Россией не справиться, -- все это держало и по сию пору держит в напряжении весь цивилизованный мир.
Кажется, только сейчас, спустя много месяцев против подписания уникальных по уровню дипломатических уловок Минских соглашений, Запад начал понимать с кем в лице Путина имеет дело в действительности. Да, никому не хочется воевать. И колебания наших европейских партнеров, сомнения Барака Обамы, которого усиленно донимают воинственные и патриотичные республиканцы, понятны и объяснимы. Тут действует знакомая логика – худой мир лучше доброй войны. Но все чаще повисает в воздухе, электризует его обращенный к Меркель и остающийся пока безответным вопрос Джо Байдена: «…Сколько еще людей должны умереть в Украине, прежде чем мы поможем им защитить себя?" Вопрос этот требует от наших партнеров по необъявленной антипутинской коалиции максимально быстрых действий, ибо совершенно очевидно, что неадекватный кремлевский карлик зашел в тупик. И для того, чтобы выбраться из него в целости и сохранности (а Путин ведь борется не за капиталы, которых у него куры не клюют, а за свою жизнь), готов на самые рискованные шаги, вплоть до новой военной кампании против стран Балтии. А это будет означать начало третьей или, если считать холодную, четвертой мировой войны.
Нет сомнений в том, что биполярного мира, каким он видится Путину, никогда не будет. Советский Союз восстановлению не подлежит, ибо это противоречит естественной логике прогрессивного развития земной цивилизации. Ретроградные флуктуации, которые она время от времени переживает, не идут ни в какой сравнение с тем, какие беды могла бы принести человечеству реализация путинских антиисторических, паранойяльных идей. Достаточно познакомиться с рядовыми образцами российской телепропаганды, дабы убедиться в том, что нас тащат прямиком в сумасшедший дом, где мы уже были, правда, в ту пору, когда врачебный персонал только осваивал навыки криминальной психиатрии. Полагаю, последний визит Меркель в Россию убедил даже эту наивную леди, что договориться с человеком, совершенно ошалевшим от сознания свой исключительности; полуграмотным полкашом из спецслужб, запутавшимся в услужливо подсовываемых ему псевдоисторических артефактах; лишенным чести, совести, способности к состраданию, абсолютно невозможно. Особенно же теперь, когда мир, затаив дыхание, ждет, к каким выводам придет королевский суд в Англии, который рассматривает дело по обвинению Путина в организации ряда убийств, включая уничтожение с помощью радиоактивного полония бежавшего из России полковника госбезопасности Литвиненко; в проведении серии терактов в Москве, педофилии и так далее. Ведь теперь к этим ужасным преступлениям неизбежно будет приплюсовано все то, что этот негодяй сотворил с Украиной, где с помощью преступной местной власти уничтожил армию, сплел мелкоячеистую сеть агентуры ФСБ, а затем разжег оккупационную войну, унесшую уже тысячи жизней солдат и мирных жителей.
Сегодня нет на земле человека, кроме, пожалуй, оболваненных по доброй воле, просто на глазах мпггинализирующихся россиян (этот психологический феномен позднее будет тщательно изучен и описан), который не видел бы, что Путин накопил уже такой портфель личных преступлений, при котором ему прямая дорога в новый Нюрнберг. Не знаю, что это будет – Гаага, Женева, Москва или Киев, -- но он, если выживет, если его не отправит к праотцам вменяемое крыло ближайшего окружения, он предстанет перед судом и за все совершенные им гнусности все равно поплатится жизнью.
У нас, как обычно, накопилось немало свежих вопросов к собственным властям – начиная с недоумения по поводу назначения безо всякого конкурса генпрокурором отнюдь не ангела, некоего Шокина (мало нам показалось Яремы!) до существования по всем градам и весям страны открыто действующих криминальных конвертационных центров, вроде одесской «Книжки», которые обеспечивают своих хозяев такими безумными барышами, что каждый из этих скрытых от глаз людских долларовых монстров кажется близким родственником одиозной главы Нацбанка Украины Гонтаревой. Но не будем сегодня на этом сосредотачиваться.
Завтра состоится (или нет) встреча четверки в нормандском формате, где Порошенко окажется в тяжелейшей ситуации, ибо он один должен будет выстоять против «миротворцев» и откровенного врага Путина – американцы в этих переговорах участия не принимают. Тут единственная надежда, как бы парадоксально это ни звучало, на то, что либо встреча будет сорвана вообще, либо стороны ни к чему не придут (почти наверняка), ибо Путин выдвигает кабальные и совершенно неприемлемые для нас условия. И вот тогда Бараку Обаме деваться будет больше некуда. Если этот последний дипломатический рейд окончится ничем, ему придется сдержать слово, данное республиканцам, и подписать законопроект о предоставлении Украине так называемого летального оборонительного оружия. По мнению военных экспертов, одного этого достаточно, чтобы обстановка на театре военных действий на востоке страны резко изменилась для нас в лучшую сторону. Что ж, будем ждать. Немного осталось, а пока обратимся, как всегда, к делам нашим скорбным…
Надеюсь, вы помните какой остроты реакцию вызывают в мире любые попытки (а они никогда не прекращаются) подавления свободы слова, наезда на журналистов, их преследования, вплоть до физического уничтожения. В минувший понедельник в Одессе произошло нечто подобное. Об этом уже писано-переписано, но я, все-таки, для своих зрителей повторюсь. В указанный день в помещение телекомпании «Круг», занимающей в медийной структуре Одессы оппозиционную городским и областным властям нишу, вломилось несколько десятков представителей мало кому известного совета общественной безопасности под руководством Марка Гордиенко, позиционирующего себя автомайдановцем и защитником справедливости, чтобы вручить одному из авторов канала – Каменному – копию иска в суд, который Совет учинил в связи с тем, что этот автор, якобы, его в одной из передач оклеветал. Непрошенные визитеры напоролись, что совершенно естественно, на возмущенную реакцию руководства телеканала. Где, в какой статье закона сказано, что подобные документы ответчику вручает сам истец? Где это видано, чтобы на режимный, как всякое телевидение или радиостанция, объект без приглашения, без пропусков врывались десятки плохо воспитанных молодых людей (от них, кстати, за километр разило какой-то дрянью -- то ли водкой, то ли сомнительным куревом), совершенно напрасно надеясь на то, что их встретят чаем и конфетами? Словом, атмосфера мгновенно накалилась, вслед за чем произошло просто невероятное. Юноши, лица которых были скрыты под масками или низко надвинутыми на лбы капюшонами, набросились на заместителя директора компании Игоря Хотина, человека, который им по возрасту в отцы годится, да еще и ветерана афганской войны, инвалида, и, отталкивая прочь женщин, составляющих большую часть коллектива «Круга», потащили его, упавшего навзничь, вниз, по каменной лестнице, на площадку первого этажа, где он на несколько минут потерял сознание.
Милиция, которую вызвали коллеги Хотина (а в квартале от компании гордо красуется ОблУВД) приехала через полчаса. Но долго не хотела что-либо предпринимать. Хорошо, более оперативным оказался отряд самообороны Майдана под командованием Виталия Кожухаря. Завидев этих людей, негодяи попрыгали в свои автобусы и машины и, наскоро продырявив скаты машины Каменного, были таковы. Хотина госпитализировали (скорая тоже добиралась на Еврейскую, где расположена компания, заметьте, по сухой погоде, не менее получаса). Человека уложили в больницу с множеством ссадин на лице и сотрясением головного мозга. Все СМИ Украины немедленно отозвались на это происшествие. «Круг» направил соответствующие заявления и письма в правоохранительные органы (протокол через пень-колоду все-таки был составлен), в Генпрокуратуру и на имя Президента Украины. А нам остается ответить себе на вопрос: что это было, как такое могло произойти вообще?
Для того, чтобы не быть голословными, давайте вспомним о том, сколько совершенно невероятных для обычного, так сказать, мирного времени общественных структур появляется в дни народных потрясений – революций, путчей, войн, -- то есть, именно тогда, когда законы, увы, отступают перед натиском толпы, желающей (или по крайней мере демонстрирующей желание) во что бы то ни стало добиться победы, прогрессивных изменений, благоденствия в кратчайшие сроки. При этом энергия масс высвобождается в таких объемах, что ею, кажется, можно облагодетельствовать все человечество. Украина давно пребывает в подобном описанному состоянии. Начиная с оранжевой революции, она переживает постоянные внутренние брожения. Даже несколько лет пребывания у власти организованной преступной группировки Януковича не изменили общих тенденций, что и привело в конце концов к революции достоинства.
Именно в такие, непростые, полные сюрпризов времена в зону общественного внимания выдвигаются, всплывая из народной толщи, люди, наделенные избыточной гражданской активностью и становятся во главе каких-то движений, некоторые из которых оказываются для развития социума благотворными, а некоторые тащат нас в преисподнюю.
Не могу забыть, как в те дни, когда явственно назревал крах зековского режима, который, предвидя скорый конец, начал отчаянно защищаться, в столице и глубинке Украины, не исключая Одессы, появились странные антифашистские комитеты. Кажется, именно комитеты… Не хочу рыться в архивах и проверять их точные названия. Не суть важно. А важно то, что у нас это был отряд будущих сепаратистов, которые во главе с небезызвестным Антоном Давидченко, молодым, прожженным циником, начали борьбу против мифического украинского фашизма, который им виделся в действиях партии «Свобода». Чем все это обернулось вы знаете. Давидченко, один из последовательных пропагандистов отталкивающего «русского мира», стал -- прямым или косвенным образом -- одной из причин трагедии 2 мая, а теперь продолжает изливать на нас желчь, укрываясь в Крыму и обещая, что добьется сатисфакции. Еще тогда, стоило этому парню появиться на горизонте, я утверждал, что его комитет -- фашиствующая организация украинофобов, не имеющая права на существование. Однако так же действовал и Киев, и помешать охотникам за вышиванками было невозможно. Кстати, сегодня именно Давидченко, вместе с еще одним украиноненавистником, дернувшим тоже, по-моему, в Крым, напоминающим провинциального попика депутатом горсовета Васильевым, ликуют по поводу инцидента в «Круге» в Фейсбуке, чего и следовало ожидать.
Прошло несколько месяцев и в Одессе, нуждающейся, как и все провинциальные города, в муниципальной милиции, появляется с легкой руки врио городского головы Труханова еще одна подозрительная структура -- Департамент общественной безопасности, ничем не мотивированное, нелегитимное, противозаконное образование, которое люди, знакомые с антиукраинской, сепаратисткой позицией Труханова, памятуя его подвиги под знаменами регионалов на выборах 2010 года, правильно оценивая все последующее, считают боевой ячейкой принципиального антимайдановца, которая – всякого рода молодые качки и лица «характерной спортивной внешности» не перевелись, -- может быть использована по прямому своему назначению.
То же касается и Совета общественной безопасности Гордиенко-Резвушкина (мы с Тамарой ходим парой), авангард которого участвовал в избиении Хотина. Кто этот Совет утвердил? Откуда он взялся? Кому нужен? Почему во главе этой структуры стоит вчерашний байкер, а не какой-либо умный, деятельный политик? Вам, друзья, надлежит знать следующее: когда вы слышите слова Самооборона Майдана, не впадайте в заблуждение – отрядов самообороны у нас три. Самый серьезный, подлинный – это отряд, входящий в одноименную всеукраинскую организацию. Он насчитывает пару сот штыков и руководит им Виталий Кожухарь, имя которого здесь уже упоминалось. Второй отряд, поменьше, но ведущий себя вполне достойно, организовал один из одесских предпринимателей, и к нему тоже никаких претензий нет. Но третий – Совет Гордиенко, как вы можете судить, исходя из последнего подвига этого благодетеля и заступника всех жаждущих защиты от супостатов, вызывает, мягко говоря, недоумение. Ведь каждое его появление на люди сопровождается безобразным скандалом.
В связи с событиями в «Круге» многие журналисты высказали предположение, что этот самый СОБ (аббревиатура напоминает российский СОБР) крышуется председателем облгосадминистрации Палицей. Догадки эти мне кажутся обоснованными. Вернитесь хотя бы ко времени выборов в парламент. Если помните, от блока Порошенко баллотировался у нас предприниматель Рондин. Его взялся по чьему-то заказу троллить столичный журналист и отпетый негодяй Дурнев, который со своей командой наглецов явился сюда из Киева и даже зарегистрировался кандидатом в президенты. За судьбу Рондина, как вы понимаете, отвечал Палица, состоящий в списке Порошенко. Кто наехал на Дурнева с компанией? Разве не милиция должна была, ссылаясь на абсолютно хулиганское поведение этого, с позволения сказать, кандидата, потребовать, используя соответствующую законную процедуру, снятия его с регистрации. Нет. Милиция помалкивала. Общественники тоже. В бой с Дурневым вступил один Гордиенко. Мне безразличны и Дурнев, и Рондин. Меня не интересует подоплека их борьбы.
Но как действовали люди Гордиенко? Точно так же, как они вели себя в «Круге». Нагло. По-жлобски. С сознанием полной своей безнаказанности. Размахивая кулаками. А где была милиция? А нигде. Кто, как не Палица, мог обеспечить СОБу неприкосновенность? Никто. Выводы напрашиваются сами собой.
А возня вокруг концерта Ани Лорак, когда среди евромайдановцев, протестующих против пророссийски настроенной певицы, прошел слух, что их акцию протеста срывает этот самый пресловутый СОБ, ибо это ему велено на проспекте Шевченко?
А попытка СОБа разогнать пикет на Степовой, где люди протестовали против незаконной застройки двора? Тогда только вмешательство людей Кожухаря спасло некоторых жителей от членовредительства, на которое всегда готовы гвардейцы присвоившего себе функции судьи и вершителя судеб байкера.
На каком основании СОБ вообще появляется то там, то здесь и начинает агрессивно качать права, причем все чаще выступая на неправой стороне, никому не известно. Задуматься бы об этом милиции, да где там. Она ведь тоже подчинена (неформально) Палице. И только когда ей велят остановить развитие событий, которые могут оказаться опасными, вроде сборищ на Куликовом поле, она что-то предпринимает – «минирует» территорию.
Я случайно наткнулся в архиве «Гласа» на сюжет 2005 года, в котором Гордиенко, аккуратный, в хорошо сидящем костюмчике, выступает мастером «Хора», то есть некоей духовной практики (на манер йоги, что ли), которая, якобы, приводит людей, особенно женщин к высокой степени духовного и физического совершенства, делает их во всех смыслах неотразимыми. Тексты, которые он произносил в ту пору, резко отличаются от сегодняшних воинственных деклараций. Вот пример: «Я начинаю охоту на слово „медитация«, следуйте за мной. Я хороший охотник, на слове «медитация» мы толково потренируемся, а потом, как умные воины, мы возьмем величайшую цитадель транса, стоящую меж мирами, соединяющую собой миры, и поставим там свое благородное эволюционное знамя. Меж мирами — это значит между умом и телом, между сном и явью, между жизнью и смертью и т. д.»
Не буду комментировать забавного текста. Скажу одно – занимался бы Гордиенко и дальше, цены б ему не было. Каждый, клюнувший на его приманку, отвечал бы за себя самолично. А общество существовало бы без защиты от Палицы-Гордиенко. И, уверяю вас, неплохо. И никому из нас, кто усомнится в том, что великий и ужасный Марк ангелоподобен, не пришлось бы опасаться, что в один прекрасный день ему скаты проколят, тормозные шланги на машине перережут, а то и отходят арматурой по голове. На всякий случай советую всем, кто с существованием СОБа не согласен и требует его ликвидации как общественно опасного явления: заявите во всеуслышание -- если с вами произойдет что-либо нехорошее, значит ниточка тянется на Жуковского. Туда ментам и дорога!
В заключение -- высказывание политика Андрея Юсова: «Геннадий Труханов через псевдо-активистов и титушек старается запугать оппозиционные СМИ в Одессе. Телеканал «Круг» один из немногих занял принципиальную демократическую позицию во время Евромайдана, его журналисты ежедневно были у памятника Дюку вместе с одесситами, невзирая не непогоду или опасность. Убежден в том, что общественность и коллеги-журналисты поддержат телеканал и надавят на власть и правоохранительные органы для покарания виноватых в нападении на СМИ. Все предыдущие нападения на журналистов в Одессе до сих пор не расследованы. Для меня Марк Гордиенко и Евгений Резвушкин не являются общественниками-активистами и евромайдановцами. Так ведет себя только вата. Наверное, местная милиция снова сделает вид, будто ничего не произошло. Надежда на прокуратуру и подлинное гражданское общество. Труханов может быть доволен».
Пожалуй, хватит. Есть еще одна тема, очень важная, серьезная, которой мы посвятим отдельную передачу. Я имею в виду общественные слушания по Ланжерону, вторые после обсуждения проекта реконструкции Трассы здоровья. Акция состоялась, несмотря на яростное сопротивление дельфиноводов и мэрии; несмотря на их попытки с помощью подставных лиц, клакеров свести ее на нет. «Генпротест» и «Демальянс» – молодцы. Они сумели выдержать невероятное по силе сопротивление нанятой для того косной массы и кое-чего добились. По крайней мере, обещано учесть на Ланжероне интересы инвалидов. Сам факт проведения слушаний, даже при том, что мэрия не сочла нужным отрядить для участия в них чиновников, имеющих право нечто гарантировать людям от имени города, есть событие отрадное. Гражданское общество в Одессе постепенно созревает. Нам бы еще мэра хорошего, и дела пошли бы, как на курьерских. Но поговорим об этом в следующий раз…
Валерий Барановский
авторская программа "Отражения"
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews