Штатным сотрудникам управления охраны объектов культурного наследия облгосадминистрации пришли на помощь общественные инспекторы. С этой информации начала пресс-конференцию руководитель
управления Наталья Штербуль. Ну а как по-другому справиться с объемом работ? — объясняет она. Объектов культурного наследия всех категорий на территории Одесской области — около пяти тысяч, точнее — четыре тысячи четыреста восемьдесят, а в управлении работают восемь инспекторов. Вот и пришлось воспользоваться услугами добровольных партнеров. Восемь общественных инспекторов наделены соответствующими полномочиями и имеют удостоверения. Среди них — архитекторы, историки, преподаватели вузов.
Общественные инспекторы на официальном уровне участвуют в разработке карты культурного наследия Одесской области, занимаются паспортизацией памятников, связанных с Великой Отечественной войной. Один из самых активных участников программы — Леонид Суховей. С его участием в 2012 году в рамках серии «Память и слава» были изданы брошюры «Военный некрополь Одесской области 1941—1945» по каждому району региона.
Фотографы Дмитрий Шаматажи и Александр Левицкий осуществляют проект по созданию электронной базы данных исторической застройки Одессы с информацией по каждому отдельному дому. С этой целью в прошлом году ими была проведена фотофиксация более четырехсот зданий в центральной части города.
А общественный инспектор Александр Терещенко двадцать пять лет занимается подводной археологией, ежегодно с группой единомышленников ведет поиски древних артефактов. В конце 2011 года в районе острова Змеиный ими был обнаружен затонувший парусник античных времен. Сейчас этот объект включен в реестр охраны памятников.
В числе добровольных партнеров управления теперь не только подводные археологи, но и пограничники. Одесский отряд морской охраны взялся помогать в сохранении объектов культурного наследия. Недавно был даже подписан план взаимодействия, включающий в себя, в частности, «акты быстрого реагирования». Это позволит принять незамедлительные меры в случае угрозы и возможного нанесения вреда объектам культурного наследия.
Когда официальная часть пресс-конференции завершилась, журналисты забросали Наталью Анатольевну вопросами о положении дел на объектах, которые вроде бы и являются предметами охраны государства, но катастрофическое их состояние, ухудшающееся год от года, заставляет в этом усомниться.
Пожалуй, номер один в этом горестном списке — уже печально знаменитый дом Русова, не единожды горевший и погибающий в самом сердце старой Одессы.
В очередной раз ничего утешительного услышать не удалось.
— Дом Русова — заложник бесконечных переговоров инвестора («Инкор-групп») и городских властей. Проект реконструкции дома Русова может быть рассмотрен на сессии горсовета только после завершения этих переговоров. А пока городская власть и собственник здания ведут дебаты, дом разваливается. Не будем лукавить: инвестора нужно поставить в жесткие рамки, потребовать конкретных действий по спасению памятника. Другого пути нет, — сказала Наталья Штербуль.
Второй в печальном списке — дом Гоголя, много лет безмолвно разрушающийся и не заслуживший такого к себе пренебрежения. А всему виной — совместная форма собственности памятника архитектуры. И, казалось бы, замаячил свет в конце тоннеля: Минобороны отказалось от здания, новый собственник создал на базе квартир ОСМД «Затишье», — так новый виток в этом «запутанном, мистическом» деле. Н. Штербуль сообщила, что дом Гоголя неожиданно для всех «ушел» к мэрии еще в прошлом году. Смена собственника вновь отодвигает на неопределенное время восстановление дома:
— Мы оформили охранный договор на здание, но тут выяснилось, что горсовет выписал на себя право собственности.
На третьем месте тоже погорелец — уникальнейшее здание Российского императорского технического общества в Одессе (Княжеская, 1-а). За это здание особенно обидно, подчеркнула Наталья Штербуль. По ее мнению, спасти его, как и усадьбу Курисов в селе Петровка Коминтерновского района области, может только отчуждение и привлечение инвестиционных средств, и сделать это нужно как можно быстрее, пока не поздно. Сохранить эти объекты с помощью бюджетного финансирования не удастся. А потому — вся надежда на потенциальных покупателей, которые, прежде чем приобрести объект, должны будут предварительно оформить охранный договор, предусматривающий выполнение собственником работ по сохранению памятников архитектуры и истории.
Сегодня идет процедура подготовки объектов к отчуждению, и желающие пройти эту процедуру есть, так что, не исключено, процесс сдвинется с мертвой точки. Однако техническое состояние этих объектов настолько плохое, что это скажется на их цене, которую определят эксперты. Впрочем, заверила Наталья Анатольевна, и в западных странах такие памятники отдают под реставрацию за символическую цену. В ответ на опасения журналистов, не захочет ли новый владелец надстроить на исторических объектах пару-тройку мансард, Н. Штербуль заметила, что законодательством надстройка мансард не запрещена, поскольку многие исторические объекты достались нам уже перестроенными. Другой вопрос — как их будут надстраивать: должен побеждать вкус и профессионализм архитекторов, разумеется, все действия должны проходить в рамках закона, подчеркнула Н. Штербуль.
Под большим сомнением и будущее одного из самых старых зданий Одессы — инфекционной больницы на Пастера, четвертая строчка в нашем «горе-рейтинге». Памятник архитектуры национального значения, первое каменное здание в Одессе, в котором работали знаменитые хирурги Николай Склифосовский и Николай Пирогов, давно находится в ужасном состоянии. Циркульный корпус, спроектированный Джованни Фраполли, бывший украшением больницы, сегодня почти разрушен.
Последний капитальный ремонт больницы был сделан в 1917 году. С тех пор не раз брались реставрировать, да все впустую. В 2003 году финансирование проекта реконструкции было заложено в государственную программу строительства современных больниц и оценено тогда в пятнадцать миллионов двести тысяч гривень. В 2006 году за счет государственной субвенции на сохранение исторического центра Одессы лишь заказали проект реставрации инфекционной больницы и провели первоочередные противоаварийные работы. За восстановление исторической больницы брались бизнес-структуры, подконтрольные Руслану Тарпану. Ничего сделано не было. Недавно произошло очередное обрушение. И ждать хорошего не приходится.
Как сообщила Наталья Штербуль, реставрация циркульного корпуса включена в программу реконструкции всего больничного комплекса. И в этой программе намеченных работ из семи пунктов восстановление циркульного здания стоит… на шестом месте. Штербуль объясняет это «сложностями исполнения бюджета». Впрочем, памятники национального значения могут реставрировать с привлечением бюджетов разных уровней. Было бы желание.
К числу уже печально известных памятников истории и архитектуры добавился еще один, «новый» объект. В списке под номером пять — Одесское производственное химико-фармацевтическое предприятие «Биостимулятор». Речь идет о здании на углу улиц Троицкой и Канатной, памятнике архитектуры конца XIX столетия, бывшей знаменитой чаеразвесочной фабрике Высоцкого. Как рассказала Н. Штербуль, историческое здание, находящееся в совместной собственности, было незаконно включено в уставной фонд «Биостимулятора».
«Дерибан» предприятия происходил последние лет восемь. Росли долги, менялись руководители, возникали дочерние предприятия, горели складские помещения… Два года назад областной фонд госимущества из-за задолженности по аренде обещал передать здание в госсобственность, а его имущество — Минздраву. А спустя время выявился вот такой «казус».
Теперь управление охраны объектов культурного наследия облгосадминистрации добивается исключения памятника архитектуры из уставного фонда завода «Биостимулятор» и обратилось с соответствующей просьбой в управление юстиции. Сейчас идет процедура банкротства предприятия. Не исключено, что памятник архитектуры пойдет с молотка вместе с другим имуществом «Биостимулятора».
Теперь немного о приятном. Началось, наконец, возвращение из небытия памятника архитектуры здания Музея морского флота. Пожар в мае 2005 года едва не уничтожил бывший Английский клуб. И вот теперь, спустя почти восемь лет, начались общестроительные реставрационные работы, которые обещают завершить к концу этого года. К этому времени должна быть разработана концепция современного музея на новом качественном уровне и начата ее реализация. На это уйдет еще около двух лет. Принято решение, что разработчиком концепции станет швейцарский дизайнер Хуго Шер, реализовать которую, по планам областных властей, будет немецкая компания «М.o.l.i.t.o.r. GmBH Berl». После разработки концепция сначала пройдет общественное обсуждение, а затем будет доработана.
Корректировкой стоимости реставрационных работ Музея морского флота сейчас занимается «Укринвестэкспертиза». Сумма, ранее исчислявшаяся двадцатью семью миллионами гривень, за счет инфляционных процессов возрастет примерно на десять миллионов.
Открытия музея следует ожидать не раньше 2016 года. Напомню, в конце 2012-го музей окончательно обрел статус областного подчинения и был принят на баланс области.
Прокомментировала Наталья Штербуль ситуацию вокруг знаменитого дома-стены в Воронцовском переулке, который в конце прошлого года был внесен в Государственный реестр недвижимых памятников Украины как памятник местного значения. На этом настояла общественность, активно выступившая против строительства в непосредственной близости от дома, которое бы уничтожило зрительную иллюзию, так полюбившуюся горожанам и гостям города.
— Меня раздражает, когда вопросы охраны становятся предметом спекуляции, а некоторые люди используют эту ситуацию. Инициаторами включения дома-стены в реестр объектов, охраняемых государством, были люди, которые ранее дважды могли это сделать, поучаствовав в разработке историко-архитектурного опорного плана, но не сделали. И в то время, как семьсот объектов были взяты под охрану государства, дом-стена дважды не был ими рекомендован для включения в реестр. Мне эта ситуация непонятна, — сказала Наталья Штербуль.
И теперь, когда одесская достопримечательность находится под охраной государства, по мнению Н. Штербуль, это мало что изменит в его судьбе. Разве что придание дому нового статуса обернется для его жильцов дополнительной ответственностью и требованиями. Все собственники квартир теперь должны в обязательном порядке оформить охранные договоры.
Финансирования же ремонтных работ в ближайшее время ждать не приходится, есть более важные дела: выполняется программа реставрации фасадов, нужно спасать рушащийся дом с атлантами, дом Гоголя, далее — по списку. Так что больших привилегий и преимуществ дому-стене и его жильцам ждать не следует. А вот опасность, что остановившееся строительство вблизи городской достопримечательности — дома-стены — может быть возобновлено, по-прежнему существует. Ведь застройщику удалось согласовать его с центральным органом охраны памятников в Киеве.
Наталья БРЖЕСТОВСКАЯ.
Кстати. Народный депутат Украины (фракция партии «УДАР») Эдуард Гурвиц направил вице-премьер-министру Александру Вилкулу, курирующему Одесскую область, депутатский запрос о принятии мер по недопущению разрушения дома — памятника архитектуры, в котором находится Одесский музей нумизматики (Греческая, 33).
Напомним. Одесские СМИ, в том числе и наша газета («Юг» за 21 марта, «Перестаньте мешать нашей работе, восстановите то, что разрушили»), опубликовали открытое письмо коллектива музея мэру Алексею Костусеву. Музейщики также обратились за помощью к народным депутатам от Одессы.
«Ко мне как к народному депутату Украины обратился коллектив Одесского музея нумизматики с просьбой остановить разрушение здания, в котором расположен музей, — говорится, в частности, в запросе Э.Гурвица. — Это здание является памятником градостроительства и архитектуры местного значения (бывший дом Скулича, построенный в 1840—1842 годах по проекту архитектора Г. Торичелли).
Согласно информации, приведенной в обращении, аварийная ситуация сложилась по вине городских чиновников, которые допустили самовольные строительные работы в здании.
В результате разрушения асфальтового покрытия дождевая вода попадает в подвал, подмачивает фундамент и стены дома, из-за чего на стенах образовался грибок. В капитальной стене здания сделан самовольный проем, а на другой капитальной стене появились трещины.
Возникла угроза потери уникальной коллекции старинных монет, широко известной как в Украине, так и за ее пределами».
Учитывая тот факт, что многочисленные обращения коллектива музея к местным властям не принесли результата, Эдуард Гурвиц настоятельно просит вице-премьера Александра Вилкула рассмотреть обращение коллектива музея и дать соответствующие поручения по решению поднятых в нем проблем.