Одесские СМИ о планах власти: Тимошенко в тюрьме пожизненно, Луценко – инвалид
В среду, 6 февраля, Президент Украины Виктор Янукович посетил с официальным визитом Литву, которая с начала года занимает пост страны-председателя в Европейском Союзе.
СООТНОШЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ
Исторические связи Украины с Литвой не менее тесные, чем связи Украины с Россией, и в Литве это помнят. Помнят, что украинские земли на протяжении более двухсот лет были частью Великого княжества Литовского, а потом вместе с Литвой в течение почти ста лет входили в состав Речи Посполитой, одного из самых могущественных государств средневековой Европы. Независимая Украина поэтому воспринимается в Вильнюсе такой же родной, как и в Москве. С той разницей, что литовцы империю не восстанавливают и к «дружбе» украинцев не принуждают. А просто стараются в трудных обстоятельствах помочь.
В данном случае помощь выразилась в приглашении Виктору Януковичу посетить с официальным визитом страну-председателя Евросоюза накануне важного для нашей страны события — саммита Украина — ЕС 25 февраля. Этот саммит, на котором, скорее всего, не будут подписаны никакие бумаги, определит тем не менее общий план действий ЕС и перспективу подписания в ноябре текущего года Соглашения об ассоциации и создания Зоны свободной торговли Украины с Евросоюзом.
После осуждения Тимошенко и Луценко и планомерного сворачивания демократии в Украине в руководстве Евросоюза на протяжении двух лет не могут выработать единую позицию по отношению к руководству нашей страны по нескольким причинам. Первая состоит в том, что Виктор Янукович и его партия на словах и в законодательных инициативах остаются сторонниками стратегии евроинтеграции, продолжения того курса, который последовательно проводили два предыдущих президента Украины.
Эта позиция понятна. Понятно и то, что Украина наряду с курсом в Европу не может позволить себе ослабить политические и торговые связи с Россией. Понимание при этом — половина решения. Сколько бы ни ругали украинское руководство за стремление усидеть меж двух стульев, Евросоюз нашел бы компромисс в отношениях со страной, чей товарооборот определяется на треть торговлей со странами Таможенного союза.
Но одно дело компромисс в торговле, а совсем другое — членство в Таможенном союзе, организации с надгосударственными органами и политической ориентацией, зависящей от Кремля. В Брюсселе и Вильнюсе не слепые, и заметили, что премьер-министр Азаров во время визита в Москву и влиятельные лидеры регионалов в Киеве прямо обещали Путину членство Украины в Таможенном союзе. И уже не тайна, что регионалы вместе с коммунистами по этому вопросу исподволь готовят общественное мнение и всеукраинский референдум.
Возникает вопрос: как совместить риторику президента Украины с намерениями его ближайших соратников? Когда президент Литвы Даля Грибаускайте отметила несовместимость Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом и пребывание нашей страны в Таможенном союзе, она фактически задала такой вопрос. И на вопрос не получила удовлетворительного ответа. Позиция Украины, иными словами, осталась неопределенной. И такой же неопределенной накануне саммита останется реакция Евросоюза.
Вторая причина, не позволяющая руководству ЕС определиться, также кроется в неясной политике Украины. По праву руководителя страны, взявшей вслед за Польшей на себя роль адвоката, защищающего перед Брюсселем интересы нашего государства, Грибаускайте во время переговоров с Януковичем и на пресс-конференции затронула и возможность освобождения из заключения лидеров украинской оппозиции.
ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОКА ОТКРЫТО
Среди девятнадцати условий подписания упомянутого Соглашения об ассоциации, выдвинутых Евросоюзом, освобождение Тимошенко и Луценко, может быть, и не занимает первое место, но уж точно — определяющее. Можно сколько угодно утверждать, что Украина продвинулась по пути всех на свете реформ, а президент днем и ночью думает о верховенстве права, но пока Юлия Владимировна и Юрий Витальевич в тюрьме, реформы, право и вся демократия в Украине — фикция, декорация. Не больше.
«Помещение оппозиции в тюрьму не является достойным решением, поэтому мы обращаемся к власти и напоминаем, что дальнейшее затягивание решения именно этих политически мотивированных дел может способствовать дальнейшей задержке по подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС», — сказала президент Грибаускайте. Слова жесткие, но если вспомнить, как долго Янукович в деле лидеров оппозиции водит за нос западных политиков, — жесткость оправдана.
Оправдана тем более, что и в этот раз во время визита в Вильнюс Виктор Федорович реагировал так же, как полтора года назад в Ялте. В том смысле, что вопрос о заключенных лидерах оппозиции «является очень болезненным для нас, и нужно время, чтобы найти ответ на эти вопросы». Спрашивается, какое время? Год? Два? Три? Может быть, до президентских выборов 2015 года? Время в очередной раз не названо, зато в который раз прозвучало, «что очень важно, что решения, которые будут приниматься в ближайшее время, проходили в пределах действующего законодательства, в юридической плоскости».
И признавая присутствие политической составляющей как определяющей в деле лидеров оппозиции, Янукович заявил: «Как снять этот вопрос, мы должны думать и решать совместно с нашими партнерами». Вот это новость! Разве о предъявлении подозрений Тимошенко в убийстве Евгения Щербаня Генеральная прокуратура Украины думала вместе с Меркель и Олландом? Или отказывая в освобождении Луценко по медицинским показаниям, кто-то советовался с руководством Евросоюза? Нет. «Решения, которые будут приниматься в ближайшее время», направлены на то, чтобы «в юридической плоскости» держать Юлию Владимировну в тюрьме до конца дней и «в пределах действующего законодательства» через пару лет выпустить Юрия Витальевича из зоны инвалидом.
Все это хорошо понимают «партнеры» в Вильнюсе, в Брюсселе и во всех столицах стран Евросоюза. Но все же стараются, чтобы десятилетняя работа, направленная на ассоциацию Украины с ЕС, не пропала даром. С этой целью в четверг, 7 февраля, в Киев для выступления перед Верховной Радой и участия в расширенном заседании Кабинета министров Украины прибыл комиссар Европейского Союза по вопросам расширения и европейской политике соседства Штефан Фюле.
Выступление комиссара с трибуны парламента оказалось невозможным. Трибуна в зале заблокирована, вторая сессия ВР седьмого созыва до сих пор не открыта. Пришлось разговаривать в конференц-зале в узком кругу руководителей фракций и представителей парламентских комитетов. Расширенное заседание Кабмина также отменили по неизвестной причине.
Состоялась обыкновенная встреча с Николаем Азаровым, во время которой Штефан Фюле отметил отсутствие прогресса в развитии украинской демократии и отсутствие активных мер по интеграции Украины в Европу. Ответственность за это Фюле возложил на украинскую сторону и озвучил скорее эмоциональный, чем дипломатический призыв:
«Мы не можем ждать. Окно возможностей открыто именно сейчас. И если мы, Украина и ЕС, потеряем этот ноябрьский срок, то время имеет огромное значение в политике… Если вы посмотрите на политический календарь Украины и ЕС, то поймете, что есть месяцы — не годы. И для этого надо работать».
За спиной Николая Яновича, между прочим, календарь не висит. А висит портрет президента, на который смотри не смотри, ничего разглядеть нельзя. Кроме улыбки, о смысле которой никому из людей не дано догадаться.
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ //
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews