Одесские СМИ: То ли гроза, то ли эхо гражданской войны
Эту условную дату не обойти, не объехать, не облететь. Без Украинской повстанческой армии, без ее трагической борьбы против всех, в том числе против своих же украинцев, не было бы независимой Украины.
АРМИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Собранная из вооруженных отрядов, ведущих партизанскую войну против немецких оккупантов, и объединенная в армию Организацией украинских националистов cемьдесят лет назад, УПА до сих пор не получила признания в своем Отечестве на государственном уровне.
И дело не в том, что ОУН на каком-то этапе национально-освободительной борьбы сотрудничала с нацистской Германией. С нацистами до Второй мировой сотрудничали, пили за здоровье фюрера и делили мир руководители всех европейских государств, в том числе Советского Союза. Ко времени создания УПА в конце 1942 года руководители ОУН (те, которых нацисты не расстреляли) на оккупированных Германией территориях находились уже в тюрьмах, концлагерях или в глубоком подполье.
Не в сотрудничестве политиков с немцами, повторяю, дело. А дело в том, что с концом немецкой оккупации Украинская повстанческая армия не прекратила борьбы, продолжила ее против других оккупантов. Советских. И на протяжении минимум десяти лет после войны была единственной реальной силой, противостоящей безумному сталинскому режиму на территории современной Украины.
О том, что эту силу поддерживала немалая часть народа, говорит размах репрессий, обрушенных на Западную Украину, откуда в Сибирь и другие восточные районы СССР было выслано более полумиллиона украинцев. А тюрьмы и ГУЛАГ до самого краха СССР переполнены были «националистами», теми, кто сражался с оккупантами или помогал воинам УПА.
Украинскую повстанческую армию советская власть разгромила. Причем с участием украинцев, которые служили в частях НКВД, МГБ, в Советской армии. С участием тех, кто возглавлял парткомы и колхозы, работал в «органах», принимал участие в преследовании и провокациях против своих же братьев. Один из таких перевертышей — Богдан Сташинский в 1959 году в Мюнхене по заданию Лубянки и лично Хрущева убил Степана Бандеру.
Все это позволяет определить события, связанные с национально-освободительной борьбой украинского народа как гражданскую войну. Ее военная фаза закончилась с разгромом боевых частей УПА. Но холодная гражданская война продолжалась. Верней, продолжается. Поскольку власть в независимой Украине сейчас принадлежит наследникам сталинского режима, наследникам победителей УПА.
«Освобожденным» от коммунистической идеологии бандитам, обобравшим за двадцать лет до нитки народ, пугало внутреннего врага необходимо так же, как их советским предшественникам. И националисты для такой роли подходят идеально. С либералами, строителями демократии и правового государства разбираться хлопотно. Того и гляди, своих же заденешь. А сформированный за семьдесят лет кремлевской пропагандой образ головореза с тризубом наперевес — хоть сию минуту на обложку журнала «Перец». А потом клеймить, ловить и сажать.
Но в начале 90-х растерялись. Недоглядели. Тризуб теперь герб Украины, портреты Коновальца, Шухевича и Бандеры на страницах школьных учебников. И националисты не изгои, а власть в целом ряде украинских городов и областей. Причем власть с опорой на твердое большинство населения.
Стоит отметить, что в последнее время поддержка украинских националистов растет и ширится не только на западе страны. И явно не потому, что устарелые идеи Донцова, Бандеры или Шухевича носятся в воздухе, а совсем по другой причине. Причина состоит в том, что, как и при Сталине, никто, кроме националистов, не готов реально и всеми силами сопротивляться укреплению антинародного антиукраинского режима.
МАРШ СВОБОДЫ
14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, партии «Свобода» удалось собрать на митинг, посвященный семидесятилетию со дня создания Украинской повстанческой армии, и провести маршем по Киеву рекордное количество граждан. Не только националистов, но и тех, кто не желает мириться с произволом, охватившим все сферы нашей жизни. По разным оценкам, в общей сложности набралось до двадцати тысяч человек, что по нынешним временам несомненный рекорд. А если учесть, что не было там массовки, нанятой за деньги, это рекорд двойной.
И митинг, и марш носили ярко предвыборный характер. То есть связаны были с надеждами партии Тягнибока провести в Верховную Раду седьмого созыва какое-то количество депутатов по партийным спискам и помочь своим кандидатам, ведущим борьбу в мажоритарных округах.
Олег Ярославович свою речь на митинге строил, исходя именно из этой задачи. И радикальные призывы в ней, как мог, смягчал. Но в конце концов, не сдержался и заметил, что борьбой в будущем парламенте дело, возможно, не обойдется и надо быть готовым к украинской революции за национальную и социальную справедливость.
Надо заметить, что национальная и социальная справедливость — понятия настолько широкие, что привлечь могут кого угодно. И кто угодно может растолковать их в свою пользу, как в истории неоднократно случалось. А если добавить выдвинутую лидером «Свободы» на том же митинге задачу вернуть «украденную у нас свою украинскую собственность», кошмар грядущей революции сравним с призраком 1917 года.
Этот призрак, кстати, не покидал нас никогда. А теперь материализуется как националистами, так и коммунистами, которые призывают «вернуть страну народу». И ведь могут вернуть. Наводя справедливость, классовую или национальную, легче легкого превратить жизнь миллионов людей в кровавую кашу. Только усилия правых и левых радикалов здесь не при чем. Российскую Империю угробили не большевики, а Николай Второй. И Советский Союз уничтожил Горбачев, а не диссиденты.
Если украинская власть опустится до слепого копирования управляемой демократии в соседней стране с завинчиванием гаек по всем направлениям, крышку нашего котла сорвет неизбежно. Неизбежна и революция. Если же в администрации президента решат выпустить пар, печальные последствия правления Януковича, может быть, удастся оттянуть.
Судя по тому, что марш «Свободы» от памятника Шевченко до Софиевской площади прошел без вмешательства милиции и «Беркута», 14 октября пар стравили. Власти не применили силу даже после того, как фанаты киевского «Динамо», вмешавшись в ряды националистов, стали жечь фаеры, окутав колонну плотным дымом. Не вмешались во время сожжения флагов Партии регионов и Компартии практически на пороге главного здания МВД. То есть не повторили печальные события акции «Украина без Кучмы» 9 марта 2001 года.
Делать вывод, что за десять лет власть в Украине чему-то научилась, конечно, преждевременно. Сейчас ее задача продемонстрировать внешнему миру терпимость и провести выборы в Верховную Раду седьмого созыва, соблюдая какие-то видимые приличия. Заключением в тюрьму лидеров оппозиции, запугиванием населения, бесстыдным использованием административного ресурса, прямым воздействием на владельцев средств массовой информации регионалы добились (или им кажется, что добились) решающего преимущества. В день голосования остается его только подтвердить.
Но если кому-то в АП или в бесчисленных администрациях покажется, что победа 28 октября уплывает из рук, если протест народа окажется сильней их расчетов… Впрочем, не стоит опережать события. Ждать осталось недолго.
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ //
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews