Одесские СМИ: статус Украины как в Европе, так и за океаном сыграют грядущие выборы
Вбитое в сознание советских людей мнение о том, что со сменой президента Соединенных Штатов Америки внешняя и внутренняя политика этой страны не меняется, живо и поныне. Но история США ХХ века
это мнение решительно опровергает. А в истории века нынешнего миф о неизменности агрессивной политики единственной сверхдержавы поддерживают только в странах-изгоях. Без особенного, впрочем, успеха.
УМИРОТВОРЕНИЕ НЕ ДАЛО РЕЗУЛЬТАТОВ
Пятьдесят седьмые очередные выборы американского президента состоятся в этом году 6 ноября. От Демократической партии баллотироваться на них будет действующий президент Барак Обама, а от Республиканской партии — бывший губернатор штата Массачусетс Митт Ромни. Предвыборные позиции этих кандидатов, а шире — их взгляды на будущую политику Соединенных Штатов, отличаются даже больше, чем взгляды на политику пары 2008 года Обама — Маккейн. И смена президентов, если такая произойдет, отразится на обстановке как внутри США, так и во всем мире.
Позиции по внутренней политике хотя и определяют победителя в тамошней президент-ской гонке процентов на девяносто, интересуют нас, граждан Украины, меньше, чем позиции будущего президента США в политике внешней. Причем в данном случае речь идет как об Обаме, так и о Ромни. Потому что второй и последний срок освобождает действующего президента от забот собственного переизбрания, и на многое он способен взглянуть другими глазами.
Первый срок пребывания в Белом доме Обама провел с четким желанием ограничить вмешательство США в конфликты по всему земному шару, смягчить конфронтацию с арабскими странами и с Ираном, «перезагрузить» российско-американские отношения, завершить вооруженное присутствие США в Ираке и найти выход из войны в Афганистане.
Кроме вывода войск из Ирака, ничего из этого осуществить не удалось. Не удалась даже мелочь — ликвидация тюрьмы для террористов в Гуантанамо, несмотря на отданное и подписанное распоряжение. Мало того, миролюбивые намерения президента США в буквальном смысле вымостили дорогу кровавым событиям последних лет, фактически спровоцировали «арабскую весну» и рост влияния исламских фундаменталистов на Ближнем Востоке. А политика «перезагрузки» привела к фактическому возобновлению «холодной войны» с Россией.
Винить в этом Обаму никак нельзя. Подобно президентам Кеннеди и Картеру, он рассчитывал на такой же мирный отклик. А мирного отклика нельзя было ждать от Хрущева, нельзя было ждать от Брежнева, а теперь бессмысленно ожидать от их наследника Путина. Интернациональной идеей коммунистических вождей был пещерный антиамериканизм. Национальной идеей современной России и личной идеей ее лидера неизбежно становится то же самое чудище.
Возобновление холодной войны хозяев Кремля нисколько не пугает. И даже радует, поскольку под предлогом фиктивной борьбы со сверхдержавой и «агрессивным блоком НАТО» легче возродить могучую армию, разрушенный ВПК и пуститься во все тяжкие, «собирая потерянные земли». Оккупацией Абхазии и Южной Осетии начало процессу положено, а если не будет сопротивления, принуждение к дружбе распространится на все части суши, отпавшие от бывшего СССР.
Закрывая глаза на такую возможность, тупо продолжая беззубую одностороннюю «перезагрузку», Обама четыре года копировал политику умиротворения, которой европейские демократии в 30-е годы прошлого века рассчитывали задобрить немецкого фюрера. И поплатились за это. Митт Ромни об этих ошибках, видимо, помнит. И в своих предвыборных выступлениях не стесняется называть Россию (имея в виду ее нынешнее руководство) главным противником Соединенных Штатов.
Если граждане США выберут Ромни, он, надо надеяться, слов своих не забудет, а после вселения в Белый дом не смягчит позиций по противоракетной обороне в Европе. Как пообещал Обама Медведеву в Сеуле.
БЕЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И ВЫГОД
К сожалению, все возможные и невозможные перемены, связанные с политикой нового или старого президента США, почти не касаются Украины. Почти, потому что продолжение или конец «перезагрузки» отразится на положении нашей страны немедленно. И повлияет на прочность авторитарного режима.
Политика Обамы на восточноевропейском направлении практически согласовывалась с Кремлем. Белый дом и Госдепартамент в президентство Обамы опасались даже ненароком наступить на российский мозоль. Они реагировали на фантомные боли и страхи, которые у советской и российской власти накопились за полвека противостояния и четверть века «сотрудничества» с западной цивилизацией. А главный страх Кремля состоял и состоит в проникновении этой цивилизации на Восток. Прежде всего, в Украину.
Если Буш-младший не реагировал на требования закрыть нашей стране двери в НАТО и готов был, несмотря на сопротивление европейских стран, помочь Ющенко в обретении плана членства в Альянсе, администрация Обамы с безразличием, а то и с удовлетворением восприняла провозглашение Украиной внеблоковости и закрепление этого абсурда в Верховной Раде законом. Россия довольна и хлопот меньше.
С таким же безразличием администрация Обамы следила за тем, как постоянно и целенаправленно украинская власть срывает заключение Договора об ассоциации с Евросоюзом, как идет на неоправданные и нелепые уступки России в экономике и политике. Из Вашингтона, правда, постоянно следовали комментарии о сворачивании демократии в нашей стране, о нарушениях свобод и прав граждан. Но дальше словесных демаршей на уровне госпожи Клинтон дело не шло. А Обама считал возможным фотографироваться рядом с Януковичем и подавать ему руку.
Подаст ли Ромни в случае избрания руку нашему президенту, станет ли с ним фотографироваться? Или в соответствии с рекомендацией Сената запретит въезд в США своре, виновной в осуждении политических заключенных и преследовании оппозиции, вот вопрос. Республиканские президенты на словах всегда были радикальней своих демократических коллег. А на деле оказывались жесткими прагматиками. Никсон, например, с Брежневым чуть ли не обнимался.
Прагматики, впрочем, проявляют себя там и тогда, где и когда «realpolitik» сулит преимущество или выгоду. А в Украине США преимуществ теперь не ищут и выгод не ожидают. Поэтому, какой бы кандидат ни победил на президентских выборах, отношения с нашей страной он будет строить, исходя из принципов, а не из сиюминутных спекулятивных соображений. И если решит, что у нас установлена и окрепла антизападная диктатура, отнесется к этому соответственно.
Огромную роль в определении статуса нашей страны как в Европе, так и за океаном сыграют, разумеется, грядущие выборы в Верховную Раду. Их результат, по всей видимости, откроет глаза даже тем американским политикам, кто в последнее время плотно закрывал глаза на все, что происходило в нашем Отечестве. Мир, в сущности, неделим. Он все больше похож на живой организм. И если периферийная, малая его часть поражена, деградирует, болезнь рано или поздно доберется до жизненно важных центров. В том числе до тех, что расположены на другом континенте.
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ //
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews