Эдуард Гурвиц, мэр Одессы в 1994-1998 и 2005-2010 годах - человек, уже прочно вошедший в историю Южной Пальмиры. Это признают не только его сторонники, но и ярые противники. К Гурвицу можно относиться
диаметрально противоположно, но не признавать его и тем более - сбрасывать со счетов как серьёзного политика ― неразумно.
Эдуард Гурвиц сделал себя сам, он не был человеком номенклатуры, всегда имел свою (пускай и не всеми воспринимаемую) принципиальную позицию. Маленький штрих к портрету: 19 августа 1991 года Гурвиц не побоялся объявить территорию Жовтневого райисполкома Одессы свободной от ГКЧП. Он умеет и выигрывать, и проигрывать, трезво оценивать ошибки и вновь выходить на ринг политической борьбы, как это происходит сегодня.
Предлагаем эксклюзивное интервью, которое Эдуард Иосифович согласился дать «РО», отвечая, как и обещалось, на вопросы наших читателей.
- Эдуард Иосифович! Ваше выступление на предвыборном съезде «УДАРа» было, пожалуй, самым нестандартным, острым и боевым. Тем не менее, ответьте, зачем и почему Вы в очередной раз идете в украинскую политику? Один из ваших «симпатиков» (в кавычках), например, спрашивает: чего ещё Гурвицу нужно - у него же все интересы за пределами Украины?...
В 2010 году, накануне местных выборов, я говорил о том, что вряд ли принял бы в них участие, если бы не парадоксальный выбор кандидата в мэры от партии власти. Парадокс заключается в том, что это был худший выбор из всех возможных даже теоретически. Протягивая всеми неправдами Костусева, Партия Регионов заведомо уничтожала все, чего город добился за предыдущие годы, а заодно и свой авторитет. Это вандализм чистой воды, поскольку отличительная особенность вандализма это бессмысленность разрушения. Худшие прогнозы сбылись, к сожалению, не только в отношении конкретной бездари, но и местного самоуправления в Украине, в целом. В угоду так называемой «вертикали власти» оно было окончательно демонтировано, что автоматически исключило Украину из числа демократических государств. Мы не должны забывать, демократия – это не только независимые суды, свободная пресса, честные выборы, это еще и независимое от центра дееспособное местное самоуправление. Ситуацию необходимо менять в корне, иначе все, что происходило в Украине после провозглашения независимости, по большому счету, теряет свой смысл. Вот почему я, как Вы говорите, в очередной раз иду в украинскую политику. Традиция приписывать мне какие-то интересы за пределами Украины насчитывает уже не первый десяток лет. Но даже за такой солидный срок «доброжелатели» не обзавелись ни одним конкретным примером. «Снежному человеку» и летающим тарелкам повезло много больше – их фотографируют, в среднем, раз в два-три года.
- И всё-таки — почему именно «УДАР»? По поводу объединенной оппозиции вы свою позицию обозначили четко, но есть же ещё, например, «Украина-Вперед!» Натальи Королевской, есть «Наша Украина»...
Я уже говорил, «УДАР», пожалуй, единственная оппозиционная партия, программа которой предусматривает кардинальную реформу местного самоуправления, цель которой - реанимация этого базового, для любой страны, уровня демократии. «Наша Украина» по ряду причин, прежде всего субъективного характера, не является сегодня конкурентоспособной оппозиционной силой, обладающей необходимым для прохождения в Верховную Раду уровнем поддержки избирателей. А «Украина – Вперед!» - вообще продукт черных политических технологий. Это искусственное образование, цель которого ослабление лагеря оппозиционных сил путем создания ложной альтернативы. Надеюсь, украинского избирателя не введут в заблуждение ни псевдооппозиционный фасад этой партии, ни несколько известных фамилий, мобилизованных в последний момент для ее раскрутки.
- Какую роль будет играть Гурвиц в организации предвыборной кампании УДАРа на Одесчине? И каковы шансы УДАРа, на Ваш взгляд, в Южной Пальмире?...
У «УДАРа», на мой взгляд, в Одессе хорошие шансы. И не только в силу личной популярности Виталия Кличко. Одесситам импонирует принципиальная позиция этой партии, отвергающей «стабильность» последних лет и обладающей иммунитетом к политической продажности. Одесситы, как я могу судить, ценят отсутствие в списке «УДАРа» лиц, замешанных в коррупционных скандалах, войнах за кресла и должности и примелькавшихся за последние годы в пустопорожних телевизионных шоу. Ну, а я буду делать для победы партии «УДАР» все, что в моих силах.
Вернемся от политики к делам более земным, которые интересуют жителей нашего мегаполиса. Вот уже почти два года, как вы оставили пост Одесского городского головы. У Вас, конечно, было время поразмышлять над тем, что происходило и происходит в Южной Пальмире; со стороны объективно и непредвзято посмотреть как на свою деятельность в бытность мэра, так и на то, что мы имеем сегодня.
- Учитывая Ваш многолетний административно-хозяйственный опыт управления мегаполисом и умение откровенно отвечать на поставленные вопросы, скажите прямо: что по-крупному удалось сделать в период Вашего управления городом, а что и по каким причинам решить не удалось?...
Скажу прямо, если Вы одессит, то и сделанное, и не сделанное нашей командой Вам известно не хуже меня. И Ваше святое право, как избирателя, оценить сделанное, исходя из собственного видения проблемы. Когда менеджер любого уровня, будь то мэр, тренер олимпийской сборной, или президент страны, начинает сам перечислять свои достижения и объяснять свои неудачи – это всегда выглядит не очень серьезно и совсем не убедительно. От менеджера ждут не слов, а результата, который должен говорить сам за себя.
- Разрешите задать Вам нелицеприятный вопрос: почему Костусев всё-таки выиграл на прошлых выборах городского головы?...
Ваш вопрос может быть нелицеприятным только для тех, кто выдвинул этого трепача, тех кто «крышевал» фальсификации в его пользу, а теперь не знает как от него избавиться. Если вспомнить, КАК выиграл Костусев, не будет необходимости объяснять, ПОЧЕМУ он выиграл. Я никогда не признавал результаты тех выборов, именно поэтому я ни разу не появился в сессионном зале Одесского городского совета.
- Уточните, как Вы оцениваете работу нынешней Одесской городской власти? Сначала однозначно - по пятибальной системе, а затем по-подробнее, конкретно, с соответствующими аргументами.
У человека, попавшего в автомобильную катастрофу, вряд ли появится желание подробно описывать, что конкретно ему в этой ситуации не нравится. Сегодня в этом положении оказался целый город. Конечно, городская власть заслужила только «двойку». И то лишь потому, что всегда находятся люди, которые делают что-то полезное, даже если руководитель абсолютный «ноль». Список проваленных направлений работы Одесской мэрии, в данном случае идентичен списку того, что городской власти вообще следует делать.
- Какие главные болевые проблемы, на Ваш взгляд, сегодня стоят перед городом? Почему так много из начинаний нынешнего городского руководства заканчивается прожектерством, несбыточными обещаниями и закономерным разочарованием? Вот выдержка из письма наших читателей: «То, что сейчас происходит с городом и прибрежной зоной – это кошмар!» Может быть, виной тому постоянная смена кадров в команде нынешних одесских «реформаторов»?
Главная проблема, которая сегодня стоит перед городом – это неотложное проведение честных выборов городского головы. Реальная возможность для этого появится не раньше завершения выборов в Верховную Раду. Поменять что-то в работе нынешней власти – абсолютно невозможно. Эти кадры уже решили все, на что были способны. Крайне важно, чтобы после ожидаемой победы оппозиции на парламентских выборов, в числе первоочередных были бы приняты законы, которые позволят наполнить городской бюджет без оглядки на Киев. Проекты таких законов уже подготовлены партией «УДАР». Ну, а после внеочередных городских выборов необходимо начинать реализацию комплексной программы реконструкции всей городской инфраструктуры: сетей, дорог, берегозащитных и очистных сооружений и т.д. Город надо приводить в порядок, и при наличии необходимой законодательной базы здесь нет ничего невозможного.
И в развитие темы. Эдуард Иосифович! Политика ―стезя неблагодарная. Преданность и дружба в ней встречаются всё реже и ценятся на вес золота.
- Сохранились ли вокруг Вас прежние соратники, где они теперь, остаются ли они Вашей верной опорой?...
Слово «соратники», скорее, из лексикона профессиональных политиков. Я же значительную часть жизни проработал в местном самоуправлении, которое в нормальном своем состоянии имеет чисто хозяйственную природу. Здесь нет соратников, здесь есть менеджеры - более или менее эффективные, более или менее преданные своему делу, любящие свой город или себя … в этом городе. Команда управленцев - это не совсем то же самое, что команда политических единомышленников. Вторая может долго существовать и вне власти, первая – нет. Менеджер при любом политическом раскладе будет искать применение своим способностям. Но чисто человеческим, дружеским отношениям, если они есть, это, конечно, не мешает.
- Как вы сегодня общаетесь со своими избирателями, которые, несмотря на все перепетии, остаются верными своему мэру Гурвицу?...
Здесь что-то новое придумать сложно. Это встречи – запланированные и спонтанные, интервью, общение в социальных сетях. В период предвыборной кампании буду чаще появляться на телевидении.
- И, наконец, последний откровенный вопрос: Гурвиц сегодня изменился или нет? Сохранился ли присущий Вам бойцовский дух, могут ли на него рассчитывать Ваши сторонники, которых немало в Одессе?...
Откровенный вопрос предполагает откровенный ответ, но не каждый откровенный ответ может быть односложным. Меняется абсолютно все, меняемся и мы. Это неизбежно, но объективно оценить перемены в самом себе очень сложно. Со стороны действительно виднее. Не думаю, что с годами я стал более податливым в вопросах, которые считаю для себя принципиальными. Другое дело, что в молодости преобладает скорость реакции на возникающую проблему. А с опытом на первый план выходит расчет возможных последствий.