Заброшенный дом в самом сердце Одессы уже около десяти лет отпугивает туристов и является настоящей болью горожан. Здание, в котором у своего дяди, генерала в отставке Трощинского,
на рубеже 1850-1851 годов в течение 5 месяцев жил Николай Гоголь, к сожалению нельзя назвать гордостью Одессы. Если бы не памятная табличка и изваяние писателя, догадаться о том, что в доме какое-то время жил Николай Васильевич было бы невозможно. Входы в здание заколочены, балкон вот-вот норовит упасть, а стекла либо запылены до невозможности, либо и вовсе выбиты. При первом взгляде, кажется, что дом просто готовят для сноса. Но решить будет он стоять или нет, могут только жители соседнего двора – семья, выкупившая здание около 7 лет назад.
Как рассказал "В городе" начальник управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета Владимир Мещеряков, здание является памятником архитектуры и неотъемлемым элементом городской среды, но, к сожалению, имеет печальную судьбу.
После того, как всех жильцов отселили из-за аварийного состояния дома, привести его в порядок так и не удалось. Много лет велись судебные тяжбы, новые владельцы несколько раз намеревались реконструировать здание, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось.
"К нам приходил их представитель, показывал проект с надстройкой мансарды. Но видимо у них возникли финансовые трудности и они не начали работы. Несколько раз им выносились предписания, что нужно привести в дом надлежащее состояние. В общем, чтобы его отремонтировать нужно более двух миллионов гривен", - сказал Владимир Мещеряков.
В 2009 году в заброшенном здании даже проводились мероприятия. В рамках фестиваля современного искусства ГогольFest тут устроили театрализованное представление "имитация квартиры Гоголя" и прямой телемост с Киевом. Проведение в Одессе такого действа видимо было рассчитано на то, чтобы привлечь внимание к разваливающемуся дому, но после праздника о "руине" снова забыли.
Попасть в дом Гоголя нелегко. С нескольких входов двери основательно заблокированы. А на одной из них висит табличка Welcome to hell. Так шутники отмечают некую мистичность здания. Уже внутри гостей встречают страшные надписи чем-то похожим на кровь "Бегите" и "адские" руки, тянущиеся к выключателю. Действительно, стены этого дома очень подошли бы для фильмов ужасов. Во-первых, тут подходящая атмосфера – разруха и забытые вещи домашнего обихода, а, во-вторых, выбраться отсюда без проводника кажется невыполнимой задачей, ведь все комнаты связаны и можно бродить просто по кругу.
По словам соседей, сюда частенько наведываются охочие до приключений, правда, не все могут самостоятельно покинуть дом.
"Один раз я увидел свет от свечей на крыше дома. Сразу понял, что какие-то чудики забрались. Поднялся к ним, а они заблудились, испугались…Стояли там у входа на чердак, боялись. Спустил их. На самом деле мы часто милицию вызываем, чтобы отгонять желающих полазить здесь. Не дай Бог еще дом подожгут своими свечами. А вообще тут можно зарабатывать, выводить людей отсюда за деньги", - рассказывает одессит, окна которого выходят прямо к знаменитому дому.
Изнутри строение действительно похоже на лабиринт. Дело в том, что раньше здесь были коммунальные квартиры и добраться из одного конца дома в другой можно несколькими путями. Также через комнаты модно обойти этаж по кругу. Кое-где еще осталась старинная лепка. Еще о старине напоминают гигантские потолки и окна. Кстати, прошлые жильцы даже пользовались этой высотой и надстраивали себе второй ярус.
Не дают полностью погрузиться в старину разбросанные везде вещи. Тут есть каркас от телевизора, вешалки, игрушки и даже разбитые унитазы. Стойкие телом и духом могут выбраться на чердак. Туда ведет узкая темная винтовая лестница, а наверху скользко, хрупко и опасно, но зато красивый вид. С крыши дома Гоголя видно типичные одесские крыши и новенькие надстройки, которые, по словам соседей, возвели московские бизнесмены.
Выбираться из здания действительно сложно: черепица трещит под ногами, и слазить с крыши снова в темноту не охота. К тому же, дорога назад сразу же забывается.
В целом, покидая бывшую обитель русского писателя, не верится, что когда-то дом действительно поражал убранством, так как сейчас он создает впечатление готовящегося под снос и полностью забытого.