Так будет, в конце концов, в наших краях разрушительное землетрясение, или-таки нет?
В последнее время страницы печатных и электронных СМИ пестрят прогнозами о грядущем сильном землетрясении в Одессе. Действительно ли степень сейсмической опасности в Одессе высока, и нашему городу грозит сильное землетрясение? На этот и другие вопросы наш корреспондент попросил ответить одного из ведущих в стране сейсмологов - заместителя директора Института геофизики НАН Украины имени С.И. Субботина, кандидата физико-математических наук Александра КЕНДЗЕРУ.
Между Карпатами и Крымом
- Вероятность землетрясения в Одессе сегодня, к сожалению, действительно есть, - говорит Александр Владимирович. - Прежде всего потому, что в предыдущие годы уровень сейсмической опасности в городе был занижен, а главное, в этой части сейсмического пояса уже многие десятки лет, почти целое столетие, не было мощных толчков. Поэтому очень важно создать сеть сейсмических станций, чтобы постоянно контролировать ситуацию. Сегодня в Украине действует 38 таких объектов, три из которых расположены на территории Одесской области. Такого количества сейсмостанций для страны с территорией более 600 тысяч квадратных километров явно недостаточно. Например, в значительно меньшей по размерам Австрии их 300, столько же в Польше, в Швейцарии - около 200, а в Англии - более 200.
Юго-западная часть Украины относится к одному из сейсмоактивных поясов нашей планеты. Одесса, к счастью, расположена на его окраине, но в центре пояса, на территории соседней Турции более высокая сейсмичность. Для Одессы опасны сейсмическая активность в районе горного хребта Вранча( Румыния), расположенного в двухстах километрах от границ области, а также в Крыму, где, как известно, в 1927 году произошло самое сокрушительное на территории нашей страны землетрясение. Но на нынешнем этапе геологического развития опасность представляет и Восточно-Европейская платформа, на которой расположена большая часть Украины.
- Александр Владимирович, стало быть, мощное землетрясение в Румынии или Крыму, отголоски которых мы ощущали в Одессе в 1977, 1986 и 1990 годах могут у нас тоже спровоцировать сильные толчки?
- Необязательно. В Одесском регионе фиксируются и местные сейсмические "события", которые могут принести немало бед. Необходимо учитывать и характер сейсмической активности - в отличие от гор Вранча, где даже небольшие амплитуды долго раскачивают здания, сейсмические "события" в Одессе короче - тут наоборот, будут один-два, максимум три, но мощных толчка.
- Под Одессой, как известно, многокилометровые катакомбы - этот фактор при землетрясении, видимо, лишь усугубит ситуацию?
- Что касается знаменитых одесских катакомб, то их наличие может одновременно и усиливать, и ослаблять воздействие подземных толчков, изменяя спектральную характеристику тех колебаний,которые будут фиксироваться на поверхности. Чтобы получить реальную картину на всех участках, необходимы длительные наблюдения.
Именно с этой целью, три с половиной года назад в Одессе при академии строительства и архитектуры была создана сейсмическая станция, сотрудники которой фиксируют все подземные толчки - и местные, и удаленные. Параллельно на других станциях отмечаются переходные амплитудно-частотные характеристики, что позволяет выполнять сравнительный анализ всех записей и получать более точные количественные характеристики будущих сейсмических воздействий. Собственно, от них специалистам и надо отталкиваться, решая вопрос, какие из зданий и сооружений потребуют укрепления.
Но надо отметить, что тремя сейсмическими станциями всю территорию Одессы и области, с ее разнообразием геологических условий и других факторов охватить невозможно - надо строить новые пункты наблюдения за сейсмической активностью.
Убивают не толчки, а плохо построенные дома
- В ходе научно-практического семинара, прошедшего несколько лет назад в Одесской академии строительства и архитектуры вы привели высказывание одного американского сейсмолога:
- Да, я процитировал Джона Гира, который говорил, что убивают людей не землетрясения, а плохо построенные дома. Что, в частности, подтвердило и землетрясение 1988 года в Армении, когда из-за низкого качества стройматериалов большинство зданий разрушилось, что привело к огромным человеческим жертвам - тогда в Армении погибло, как сейчас уже выяснено, не 25, а 38 тысяч человек. Степень разрушения, кстати, не всегда зависит от того, где расположены здания - на возвышенности или впадине. Нужно еще учитывать резонансные свойства, поскольку среда под зданием действует как фильтр - одни колебания она поглощает, другие, наоборот, усиливает. И если в тех местах, где происходит усиление, колебания коры совпадут с собственными частотами здания, имеется серьезная опасность его разрушения. Но в любом случае нужно произвести расчеты - может, здание хорошо построено и не разрушится даже при сильных толчках.
- Александр Владимирович, и все же в новейшей истории Одессы серьезных подземных толчков зафиксировано не было. И это дает скептикам повод считать, что разговоры о грядущем землетрясении вымысел, очередная акция политиков по запугиванию народа и т.п.
- До недавнего времени ошибочно считалось, что Одесса расположена в зоне шестибалльного землетрясения. В истории Одессы, на так называемых грунтах второй категории, были зафиксированы 6-7-балльные землетрясения - они наблюдались в 1802 и 1832 годах. Перед войной, в 1940 году тоже были толчки около семи баллов. Во время землетрясения 1986 года колебания почвы достигали 5 баллов. Основываясь на этих данных было принято решение о переводе Одессы в семибалльную сейсмическую зону.
Новые здания строятся сегодня в сейсмостойком варианте, поскольку высотки более уязвимы перед стихией.
Важное значение имеет качество грунта. Например, во время землетрясений в Турции здания, построенные на нормальных грунтах, выстояли, а те, которые возводились на засыпанных оврагах, разрушились. Учитывая этот фактор, в Одесском регионе необходимо сегодня провести исследования по проверке уязвимости зданий, на что, естественно, потребуются средства.
Нужен ли точный прогноз?
- Можно ли выполнить эти работы с минимальными затратами и использованием простейших методов и приспособлений:
- Конечно. Можно построить систему дешевых, закрытых в бункерах и обеспеченных питанием станций. Специалисту достаточно раз в квартал побывать на объекте и записать "на флэшку" показания. Проанализировав данные в Одессе, можно будет выяснить, в каком месте происходили те или иные "подземные события". Для того, чтобы достаточно точно определить эпицентр землетрясения, необходимо, чтобы станции находились на расстоянии не более чем, 40-70 километров одна от другой. При более удаленном расположении уже трудно рассчитывать на точность данных. Сегодня, как известно, точно спрогнозировать время землетрясения невозможно. А с другой стороны, как это ни парадоксально звучит, особой необходимости в этом нет, потому что сейсмологи уже могут точно назвать место, интенсивность проявления и даже форму будущих колебаний.
- Александр Владимирович, что делается в Украине для того, чтобы повысить сейсмическую защиту зданий и сооружений?
- В основу концепции сейсмической защиты должно быть положено внедрение сейсмостойкого проектирования и строительство жилья на базе объективных знаний о количественных параметрах будущих сейсмических воздействий. Поэтому-то очень важны наблюдения за колебаниями грунтов.
Необходимо разработать и утвердить на правительственном уровне государственную программу по развитию сети сейсмических и инженерно-сейсмологических наблюдений, принять закон о сейсмической опасности и сейсмической защите на территории Украины.
Это позволит значительно усилить контроль выполнения строительных норм и правил и всех утвержденных коэффициентов по сейсмостойкости и тем самым избежать больших бед.
"Рукотворная" опасность
Наш корреспондент попросил рассказать об итогах четырехлетних наблюдений за сейсмической обстановкой в Одесском регионе заведующего кафедрой энергетического и водохозяйственного строительства Одесской государственной академии строительства и архитектуры(ОГАСА), доцента, кандидата технических наук, члена-корреспондента Академии строительства Украины, вице-президента Ассоциации украинского сейсмостойкого строительства Константина ЕГУПОВА.
- В 2011 году мы зафиксировали более 40 толчков в районе румынской Вранчи с магнитудой 3-4,5 по шкале Рихтера. В предыдущие годы количество толчков было 20-25, то есть налицо повышение активности в этой сейсмоактивной зоне на стыке Южных и Восточных Карпат. Конечно, это не обязательно свидетельствует о готовящемся сильном землетрясении, однако обращать внимание на данный факт необходимо.
Одесситы подземные толчки в районе Вранчи не ощутили - они зафиксированы только чувствительной аппаратурой Одесской сейсмической станции.
Кроме толчков в Румынии, нашей станцией зафиксированы 1-2 сейсмических события на северо-западе Черного моря в районе острова Змеиный.
Результаты наблюдений используются специалистами для разработки современных методов сейсмостойкого проектирования зданий и сооружений.
Для нашего города основной проблемой сегодня является деградация жилого фонда, которую порождают две причины. Первая - естественная: намокание ракушняка в результате подъема грунтовых вод. Вторая - рукотворная: разрезаются фундаменты, выносятся несущие стены, что приводит к повышению уязвимости всей конструкции.
Поэтому те сооружения, которые перенесли предыдущие землетрясения в 6-7 баллов, сегодня могут получить значительные повреждения.
Мы не раз обращались в различные инстанции, обращая внимание властей на необходимость организовать жесткий контроль за выполнением реконструкции и капитального ремонта существующих зданий, но пока без особого результата. Это одна из главных проблем, которая требует незамедлительного решения.
Мы, конечно, не сидим, сложа руки. Совместно с Одесским областным управлением МЧС Украины в Одесской области в ОГАСА была разработана инструкция по минимизации последствий возможных техногенных и природных чрезвычайных ситуаций. Создан список объектов обеспечения жизнедеятельности и экологически опасных объектов. Следующий этап - обследование этих объектов и создание сейсмического паспорта для принятия решения о возможности дальнейшей эксплуатации сооружений или их усиления.
Для реализации этих мероприятий необходимо изыскивать финансирование.
Кстати, в 2009 году постановлением Кабинета министров Украины была утверждена "Государственная целевая социальная программа развития гражданской обороны на 2009-2013 годы", в соответствии с которой на мероприятия по снижению сейсмического риска предполагалось выделить около 100 миллионов гривен. Но, как часто у нас бывает, эти благие намерения так и остались нереализованными.
В заключение хочу еще раз напомнить: землетрясение предотвратить невозможно, но можно уменьшить катастрофические последствия.
***
Несколько слов в качестве резюме. Угроза нового землетрясения в Одессе существует уже восьмой десяток лет, и не случайно Институт геофизики НАН Украины внес предложение включить наш регион в число сейсмически опасных. За последние годы в Южной Пальмире появились десятки новых жилых зданий и, несмотря на то, что строительный бум несколько поутих, высотки продолжают расти, будто грибы после дождя. В связи с этим возникает вопрос: все ли компании строго выдерживают строительные нормы и правила, с учетом изменяющегося характера сейсмических воздействий земной коры?
Как уже было сказано, сегодня в Одесской области действуют всего три сейсмические станции, хотя по нормам они должны быть на всех высотных объектах. Вроде бы все заинтересованы в получении разнообразных и оперативных данных о сейсмической активности в нашем регионе, поскольку, сравнив их, можно было бы выполнить микросейсморайонирование строительных площадок и получить более-менее достоверные данные. Однако за минувшие четыре года ни одной новой станции у нас не появилось. А жаль:
Таквор ОГАНЕСЯН , "Слово"
http://www.slovo.odessa.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews