Одесские СМИ: украинское руководство капитулировать перед Москвой не спешит

 Главный государственный санитарный врач России, глава Роспотребнадзора, день за днем занимается вроде бы мирной прозаической работой, работой, связанной с попечением о здоровье людей. Но лишь божественный кремлевский глагол до слуха чуткого коснется, встрепенется душа Геннадия Григорьевича и на челе отразится забота о качестве импортной продукции.

По странному стечению обстоятельств, качество продукции снижается в тех странах, с которыми у руководства Российской Федерации возникают конфликты. Не ладятся переговоры с Вашингтоном — повышается содержание гормональных препаратов в куриных окорочках. Возникают трудности в общении с чиновниками Евросоюза — опасными для употребления оказываются испанские огурцы.

США и ЕС, однако, умеют защищать производителей. Если надо, минуя Онищенко, в Кремль обращаются даже не послы, а первые лица. Качество окорочков и огурцов мгновенно становится лучше, конфликт на время исчерпан, и Роспотребнадзор возвращается к наблюдению за качеством отечественных товаров.

Но к великому несчастью, конфликты у Российской Федерации возникают и с осколками СССР. Их Кремль равными себе не считает, по поводу качества продукции не находит нужным спорить и просто диктует свои условия. Если конфликт серьезный, сколько ни повышай качество молока, оно не улучшится. Но стоит Лукашенко пойти на уступки, продать «Белтрансгаз» по бросовой цене России, как из вымени белорусских коров течет нектар и амброзия.

За последнее время значительно улучшилось, например, качество молдавских фруктов и вин, поставляемых в Россию. А качество грузинских вин не улучшилось, потому что президент Саакашвили не признает независимость оккупированных территорий и нагло проводит реформы, которые Кремлю не удаются.

Качество украинской продукции, поставляемой в Российскую Федерацию, тоже колеблется вместе с колебаниями взаимоотношений наших политиков. Еще при Кучме у соседей появились сомнения по поводу качества украинских труб и металлопроката. К решению проблемы не догадались тогда подключить Онищенко, и Леониду Даниловичу приходилось легче. При «оранжевых» совсем полегчало. Заботу о качестве украинского металла взяли на себя олигархи, которые могут договориться со всеми. Со своими и чужими санитарами, в том числе.

Зато с непокорными «оранжевыми» братья отыгрались по полной. То запрещая, то разрешая ввоз мясо-молочной продукции. Проводя собственные инспекции, получая откаты на месте, распоряжаясь всем и всеми, как у себя дома. Со временем качество благодаря взяткам улучшилось, а когда «оранжевые» сошли с политической сцены, должно было улучшиться еще больше. Но этого не произошло. По причинам, имеющим отдаленное отношение к продуктам, но прямо зависящим от отношения лидеров России и Украины друг к другу.

НАПРАСНЫЕ МЕЧТЫ И НАДЕЖДЫ

Здесь надо отступить от темы и заметить, что нет ничего горше, чем несбывшиеся мечты и надежды. Особенно тогда, когда мечты вроде бы начали сбываться, а надежды обрели определенные очертания. После прихода к власти в Украине четвертого президента многим в России казалось, что еще немного, еще чуть-чуть — и «незалежную» занозу удастся вытащить из сердца империи. Причем сделать это удастся без войны, исключительно экономическим удушением.

Расчеты опирались на низкий интеллектуальный уровень нового украинского руководства, на полное неумение Киева защищать цивилизованным способом не то что государственные, а свои личные интересы. Расчеты поначалу оправдывались. Со стороны Украины согласиться на «харьковский пакт» мог только агент иностранной державы или политический самоубийца, а ратифицировать пакт способны были разве что две с половиной сотни тупиц под дулом пулемета.

Но пакт подписали и ратифицировали без пулемета. После этого, по мнению победителей, ждать оставалось недолго. То есть момента, когда украинцы разорятся и на коленях приползут в Москву, умоляя в безвыходном положении принять под свою высокую руку. Как в свое время поступил гетман Богдан Хмельницкий.

До некоторого времени все складывалось именно так, как задумывали в Кремле и в «Газпроме». Каждый месяц из Украины с расчетами за энергоносители вымывается по миллиарду долларов, увеличивается пассивное внешнеторговое сальдо, а национальная валюта поддерживается исключительно административными мерами. Толкни — и все развалится. Но толкают, толкают, а пока не разваливается.

Объяснение этому найти можно, но оно не утешительно для нашей страны. Архаичная, энергозатратная, экологически грязная индустрия Украины даже в критических условиях продолжает быть конкурентоспособной. В значительной мере потому, что стоимость рабочей силы и налоговые отчисления гигантов промышленности не сравнимы с теми, которые существуют в цивилизованном мире. Грубо говоря, сверхвысокую цену на российский природный газ компенсируют сверхнизкие зарплаты украинских рабочих, сверхнизкие пенсии и минимальные взносы олигархов в бюджет.

В таких условиях можно избежать банкротства, но нельзя развиваться. А вопрос, сдавать или не сдавать России «трубу», можно отложить до тех пор, пока нищий народ не взвоет и не выйдет на площадь. Тем более что продажей или сдачей в аренду ГТС финансовое положение уже не исправишь. Но так выглядит проблема, если смотреть из Киева.

ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ

Из Москвы же на «украинский вопрос» смотрят по-другому. Власть путинской орды в погонах в последнее время в соседней стране пошатнулась. А в начале марта предстоят президентские выборы. И вовсе не очевидно, что победа Владимира Владимировича на них будет безоговорочной. Авторитет национального лидера у населения падает, о всенародной любви и говорить нечего.

Своевременная капитуляция Украины во многом бы Путину помогла, наполнила бы содержанием один из главных пунктов его программы — восстановление великой страны в виде Евразийского союза. В случае согласия Украины на эту аферу, она помогла бы избранию ВВП лучше, чем взрывы домов в Москве или вторая чеченская война. Но загвоздка в том, что украинское руководство капитулировать не спешит. Хотя бы потому, что после капитуляции перестанет быть руководством.

Возникает вопрос, как Януковича подтолкнуть к пропасти, как заставить поднять руки сейчас, а не в апреле, не в мае, когда выборы пройдут, а газовый вентиль хоть наполовину, хоть полностью перекрывай — ничего не добьешься.

…И на помощь пришел Геннадий Онищенко, который в очередной раз обнаружил низкое качество украинских пищевых продуктов. В частности, повышенное содержание пальмового масла в украинских твердых сырах. Как типичный хам, каких хоть пруд пруди в российских министерствах, недовольство качеством Геннадий Григорьевич высказал в оскорбительной форме. Заметив, что грядущая передача полномочий за соблюдением стандартов в пищевой промышленности Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе Украины де-факто объявляет украинских граждан животными.

В большинстве стран Евросоюза за стандартами производимых продуктов питания наблюдают такие же службы. Но Европа России не указ, и Онищенко пригрозил ограничить или вовсе перекрыть украинским производителям путь на российский рынок.

Министру иностранных дел Грищенко, если появится намек на осуществление этой угрозы, конечно, надо вмешаться. И не требовать извинений, а предложить контрмеры. Как делают в этом случае в Европе и в США.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
одесская газета "ЮГ"
http://yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews