Европейская Африка

 При попытках  политиков и экспертов определить созданный в Украине за последние 20 лет режим,  часто звучит  незнакомая, для большинства обывателей, терминология. «Клептократия»,  «лутократия», «плутократитя» - таков неполный арсенал определений, установившегося сегодня в Украине порядка.  

Итак, клептократия - (от др.-греч.; — воровать и господство, власть; буквально «власть воров») — идеологическое клише, применяемое к правительству, контролируемому мошенниками, использующими преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния, с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации  честной службы народу. Для клептократии характерна коррупция, лоббизм и пренебрежение выполнением долгосрочных целей. Лутократия –это конгломеративная группа лидеров криминального социума, опирающаяся в своём функционировании развитии на теневую экономику, и потенциально ориентированная на создание соответствующей формы организации власти. И наконец, плутократия – это политическое воплощение социального результата индивидуального и узкокорпоративного обогащения, а также институциализированный  синтез политической власти и богатства.

Чаще всего, клептократия и лутократия эволюционируют в сторону  плутократии.

Отдельно следует сказать о теневой экономике (негативной или подпольной экономике). Это сложная саморазвивающаяся система хозяйственно-волевых отношений, функционирующая вопреки гуманистическим ценностям, общественным нормам и законодательству, с целью быстрого обогащения доминирующих в экономике социальных субъектов.  Теневая экономика объективно направлена против общественного прогресса, человеческой цивилизации, а в конечном счёте, и самого человека как биосоциального существа.  

Так, в Украине, благодаря стремительному развитию теневой экономики, за 20 лет независимости украинцев стало почти на пять миллионов меньше. Смертность превышает рождаемость. Нация стареет, и наметились тенденции её вымирания. Уход более 50% экономики в тень привёл к небывалому росту нищеты - до 80% украинцев живут за чертой бедности. Здесь не до рождения детей. Кроме того,  значительный перманентный дефицит бюджета обернулся систематическим недофинансированием  и провалом социальных программ,  катастрофическим состоянием национального здравоохранения.  

Как правило, в профессиональной среде подобный арсенал дефиниций (клептократия, лутократия, плутократитя)  используется для характеристики режимов африканских, латиноамериканских и малазийских  пост колониальных стран.  У Украины с ними разный исторический опыт и культура. Однако эти страны  схожи с нашей стойким вассальным менталитетом элиты и народа, сотни лет формировавшимся в поле взаимоотношений геополитической дихотомии «метрополия-колония». Украина сотни лет находилась под протекторатом Российской империи, называясь Малороссией. Уже в ХХ веке наша страна почти 70 лет пребывала в составе СССР в качестве союзной республики.

Украину и другие  пост колониальные  страны, также,  роднит ещё один весьма основательный  общий признак – это отсутствие опыта и традиций собственной государственности и государственных институтов. Отсюда понятен острейший дефицит в Украине государственных деятелей и неэффективное государственное творчество, неадекватно низкая компетенция элиты и государственных менеджеров, кадровый голод государственной службы и  общий всепроникающий  цинизм бюрократического аппарата. Недоразвитость государственных институтов и слабость государства – это лучшая питательная среда для разгула коррупции, криминализации  и клептократии. Здесь государственные институты подменяются антигосударственными.

Суть «африканской модели» клептократии состоит в том, что власть продаётся на корню группе основных олигархических (экономических) кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами такой режим обязан обеспечить надёжность их существования. Здесь власть полностью сращивается с крупным бизнесом и капиталом. В специальной литературе такое государство называют криминальным. При этом государство в качестве аппарата власти и управления, направленного против преступности, самоустраняется и самоуничтожается. Таким образом, государство, благодаря верховной власти,  становится основным источником правового нигилизма. Что само по себе ведёт к насаждению преступной морали во всём обществе и резко усиливает процессы развития теневой экономики.
 
Сформировавшемуся авторитарному режиму свойственно глобальное вмешательство в экономику и размытость целей, произвол и хаотичность в действиях, закрытость и непродуктивность в принятии решений. В таких условиях правительство не в состоянии разработать и предложить адекватную долгосрочную программу стратегии развития страны. Что делает политическую судьбу президента и правительства бесперспективной. При таком режиме разгул коррупции достигает фантастических размеров, а главной задачей навязанного режимом характера политического процесса становится укрепление властных позиций олигархических группировок. Что обычно сопровождается значительным сокращением сферы политической конкуренции, уголовными преследованиями политических оппонентов и основательным снижением международного авторитета данной страны.  

Разгул коррупции, криминализации и клептократии играет в сфере общественных отношений этих стран системообразующую роль. Сложившаяся таким путём политическая система, формирует антигосударственные институты, и носит антигосударственный характер.  Однако её становление и окончательная институциализация возможны лишь при сворачивании демократии или имитации демократических процедур. В Украине пока режим предпочитает второй вариант.
 
Скажите, чем классическая «африканская модель» клептократии отличается от украинского режима? Очевидно, по мере расширения международных криминальных связей и становления глобального преступного социума, возникает  ситуация господства равнозначных или похожих по своему социальному смыслу деструктивных явлений в различных частях планеты. Парадокс ситуации заключается в том, что наиболее отсталые в своём развитии страны являются продуцентами и экспортёрами наиболее  изощрённых коррупционных схем для более развитых стран.

Чтобы избежать политической и гуманитарной катастрофы, Украине необходимо стать на путь возрождения. Людям без роду, без племени, без корней, без истории и критики исторического опыта - никогда не выбраться на этот путь. Большую часть своей истории украинский народ прожил в колонии. Прожил с метрополией и авторитарным ментором.

В этой связи, с  1991 года стране, всякий раз, достаётся власть, отягощённая наследственностью авторитарных традиций. В её основе лежит стяжательско-репрессивный генетический код.  Поэтому мировоззрение украинских властей предержащих и элиты запрограммировано историческим опытом лишь на одну цель: как можно дольше находясь у власти, использовать её в качестве инструмента частного обогащения за счёт грабежа национального богатства.  В такой ситуации аппарат подавления «скрашивал» жизнь, возмущённому своей нищетой народу, репрессиями. Скажите, разве не те же обстоятельства  стали причиной цикла африканских революций, прокатившихся  в 2011 году по Тунису, Египту и Ливии?   Очевидно генетический код современной политической власти в странах Африки и славянских православных странах Европы – идентичен.

Словом, если может быть Африканская Гвинея, так почему не может быть Европейской Африки? Если Евросоюз решился работать над интеграционным проектом даже с Турцией, так что ему мешает реализовать его с «африканской» страной в центре Европы?! Судя по действиям Европарламента и его последней резолюции в отношении Украины, - нашу страну цивилизованный мир желает видеть в Евросоюзе. Однако, как то странно ведёт себя правящая партия. Риторика её основных спикеров и ньюсмейкеров похожа на мантры, которые обязаны убедить украинское общество, что  интеграция  в Евросоюз Украине не нужна. Буквально в течение одного дня лидер страны и партия власти включили «полный, назад!» от Европы. Во всяком случае, таков смысл их политической риторики.   Да, здесь им действительно есть над чем подумать. Ведь даже процесс интеграции Украины в Евросоюз станет могильщиком политических традиций, на которых держится нынешний режим.  Для клептократии  всё это неминуемая смерть уже в ближайшей и вполне осязаемой перспективе.

Юрий Радухин

Институт национальных интересов

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews