Одесские СМИ: Может, Костусеву пора писать заявление?
Неделю назад Одессу потряс коррупционный скандал, ведущий прямиком в мэрию, фигуранты которого — члены «команды профессионалов и менеджеров высочайшего класса» Алексея Костусева.
22 сентября в кабинете заместителя мэра Николая Ильченко (на тот момент исполнявшего обязанности городского головы) был проведен обыск. Он был задержан, также были задержаны начальник коммунального предприятия «Побережье» Олег Кухтей и депутат горсовета от Партии регионов Олег Гоцуляк. Обыски, в том числе в КП «Побережье», и задержание были проведены в ходе совместной спецоперации сотрудников Антикоррупционного бюро Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины и Генеральной прокуратуры.
Пресс-служба МВД сообщила: сотрудники Антикоррупционного бюро «разоблачили участников преступной группы с коррупционными связями, требовавших взятки за предоставление в аренду одесских пляжей». Установлено, что руководитель коммунального предприятия при содействии депутата горсовета создал систему вымогательства и получения взяток от предпринимателей, которые занимались организацией отдыха на пляжах Одессы. «В дальнейшем, — говорится в сообщении, — часть полученных взяток передавалась заместителю мэра. Он предоставлял разрешения и подписывал соответствующие распоряжения по оформлению аренды».
Генпрокуратурой возбуждены уголовные дела. Министр внутренних дел Украины Анатолий Могилев сказал: «Все трое задержанных в Одессе подозреваются в преступлениях, имеющих коррупционную составляющую».
В конце прошлой недели Печерским районным судом Киева в отношении Н. Ильченко и О. Кухтея была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей в следственном изоляторе Киева сроком на два месяца. О. Гоцуляка освободили на подписку о невыезде (он сразу же начал сотрудничать со следствием. Гоцуляк — член постоянной комиссии горсовета по транспорту и морехозяйственному комплексу).
Несколько «очухавшись» после громкого задержания, промэрские СМИ стали распространять такую версию произошедшего: дескать, это была «подстава», в которой участвовал депутат горсовета от Партии регионов Павел Серебреник, он написал заявление в Генпрокуратуру о вымогательстве взятки. Якобы Серебреник как директор автопредприятия «Экспресс» претендовал на некоторые городские марш-руты и парковки. Но вот беда — не смог договориться с вице-мэром Н. Ильченко. А уже на следующий день в кабинете Ильченко появились «гости из Киева».
В свою очередь П. Серебреник в разговоре с некоторыми представителями массмедиа на стал отрицать своей причастности к произошедшему, однако сказал, что СМИ представили недостоверную информацию. И пообещал провести пресс-конференцию.
Пресс-конференция состоялась в понедельник в актовом зале автопредприятия «Экспресс».
В постановлении о возбуждении уголовного дела в отношении Олега Кухтея и Николая Ильченко и принятии его к своему производству, подписанном следователем по особо важным делам Генеральной прокуратуры Украины юристом первого класса В.Хоменко, в частности, сказано: «…В ходе досудебного следствия установлено, что в конце июля 2011 года Кухтей О.Р., который работает в должности директора КП «Побережье», предложил представителю ООО «Сервис связь плюс» Серебренику П.В. заключить с Одесским городским советом договор аренды части пляжа (десятая станция Большого Фонтана. — Авт.). Выслушав предложение Кухтея О.Р., Серебреник П.В. пообещал обсудить его с руководством ООО «Сервис связь плюс» и сообщить о принятом решении.
В конце июля 2011 года Серебреник П.В. встретился с Кухтеем О.Р. в кафе «Аквамарин» и сообщил о заинтересованности руководства ООО «Сервис связь плюс» в заключении такого договора аренды…».
Теперь дадим слово самому Павлу Серебренику. Вот что он рассказал на пресс-конференции:
— Есть предприятие «Сервис связь плюс», интересы которого я представляю. Есть чиновник Кухтей Олег Ростиславович (КП «Побережье». — Авт.). «Сервис связь плюс» должно было осуществлять пляжные услуги. Для этого были все предпосылки, состоялся предварительный разговор с директором коммунального предприятия Кухтеем.
Когда начали готовить документы для тендера, а это было необходимым условием для получения разрешения, то оказалось, что не все так просто у нас в Одессе. Эта услуга стоит определенную сумму. Сумма стала «маневрировать»: сначала было три тысячи условных единиц, потом она плавно трансформировалась в двадцать пять тысяч условных единиц…
Кстати, в постановлении следователя Генпрокуратуры В.Хоменко сказано: «Кухтей О.Р. пояснил, что три тысячи долларов США из указанной суммы — взятка за регистрацию договора о сотрудничестве (мэрии с частной компанией. — Авт.). Девять с половиной тысяч долларов США — за подготовку и проведение конкурса по вопросам аренды указанного пляжа и двенадцать с половиной тысяч долларов США — за подписание договора аренды части пляжа сроком на пять лет. Также Кухтей О.Р. сообщил Серебренику П.В., что большую часть денежных средств он передаст в качестве взятки заместителю головы Одесского городского совета Ильченко Н.С. за гарантирование победы ООО «Сервис связь плюс» в конкурсе по заключению договора аренды части пляжа…».
По словам Павла Серебреника, он этого не ожидал, поэтому было решено выяснить, а кто же все-таки стоит за этой коррупционной схемой, кому же непосредственно должны были попасть деньги?
— Обратился в правоохранительные органы, попросил разобраться, что же такое произошло? — сказал на пресс-конференции П. Серебреник. — Потому что Олег Ростиславович Кухтей прикрывался Ильченко и говорил, что именно для него он так рьяно старается.
Серебреник обратился в киевские правоохранительные органы, поскольку, по его мнению, «в Одессе специфическая милиция, и Ильченко узнал бы об этом ровно через пять минут». За вымогателями было установлено негласное наблюдение. Сотрудники милицейского главка вместе с Генпрокуратурой изучали «слагаемые этого криминала».
«Согласно предварительной договоренности, — говорится в постановлении следователя по особо важным делам Генпрокуратуры В.Хоменко, — 30.08.11 г. Серебреник П.В. встретился с Кухтеем О.Р. в помещении КП «Побережье» (пляж «Аркадия». — Авт.) и передал ему первую часть взятки — три тысячи долларов США…».
Как утверждает П. Серебреник, он пытался переговорить с Н. Ильченко, чтобы узнать: а, может, директор КП «Побережье» наговаривает на него? 22 сентября даже позвонил в приемную вице-мэра, но Ильченко «не соизволил со мной переговорить».
В тот же день, 22 сентября, около двух часов дня в ресторане «Вояж» Павел Серебреник передал Олегу Кухтею девять с половиной тысяч долларов «хабаря» для Ильченко.
— Самое интересное началось после получения «денежного транша», когда Олег Ростиславович должен был эти деньги отвезти Николаю Степановичу Ильченко, — рассказывает П. Серебреник. — Кухтей поехал не на встречу с Ильченко, а к посреднику. Или, как он выразился, «к доверенному лицу» Николая Степановича.
Им оказался наш коллега депутат горсовета от Партии регионов господин Гоцуляк. Именно ему, я так понимаю, Николай Степанович доверил «почетную обязанность» быть связным. Но получилось так, что вмешались правоохранительные органы, и встреча Гоцуляка с Ильченко по независящим от них причинам не состоялась…
«Получив от Серебреника П.В. девять с половиной тысяч долларов США, Кухтей О.Р. в тот же день (22 сентября. — Авт.) около 14.30 прибыл в ресторан «Шерлок Холмс», где встретился с Гоцуляком О.А., которому передал денежные средства для последующей передачи их Ильченко Н.С.», — говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела следователя Генпрокуратуры.
Но не сложилось. О. Гоцуляк был задержан сотрудниками ГУ БОП МВД Украины. Он, по некоторым сведениям, сразу же начал сотрудничать со следствием, как говорится, разложил по полочкам схему коррупционной пирамиды, признался, что не единожды выполнял роль «связного» по передаче денег (взяток).
— Гоцуляк рассказал, что это была не первая такая передача денег, — подтвердил на пресс-конференции П. Серебреник, — в которой он участвовал, а шестая (может, выяснится, что и больше). И рассказал о тех фигурантах, которые проходили до того. Поэтому если были какие-то сомнения в причастности Николая Степановича Ильченко к коррупционным деяниям (брал — не брал, сколько, у кого), то когда цепочка начала раскручиваться, стали называться новые фамилии, доселе неизвестные, и разные суммы, сложилось мнение о том, у кого какая роль — ведущего, ведомого, посредника, и что это за ситуация с организованной группой, которая занималась вот такими деяниями в горсовете и его коммунальных предприятиях.
Учитывая, что господин Гоцуляк начал активно сотрудничать со следствием, к нему не была применена мера пресечения в виде содержания под стражей, он освобожден на подписку о невыезде.
На вопрос журналистов, мог ли мэр Алексей Костусев не знать о коррупционных схемах (тем более он с Ильченко работал в Антимонопольном комитете, а потом пригласил в одесскую «команду профессионалов»), Серебреник ответил:
— Я реально активно помогал Алексею Алексеевичу стать мэром. Последнее мероприятие в рамках его предвыборной кампании проходило именно здесь. Мне будет очень неприятно, если Алексей Алексеевич, зная об этом (корупционных схемах. — Авт.), ничего не предпринимал.
...Может, Костусеву уже пора писать заявление? Есть два варианта — на выбор.
Анатолий Гриценко, народный депутат Украины, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, лидер партии «Гражданская позиция», считает, что в Одессе выстроена пирамида по сбору взяток.
«Есть пирамида по собиранию взяток, и ни для кого это не секрет. Также я вижу определенную политическую составляющую, где один клан воюет с другим. Правовую оценку дадут правоохранительные органы и суд. Кто победит — какой-то клан или Закон, — я сейчас сказать не могу», — прокомментировал одесский коррупционный скандал А. Гриценко.
Остается добавить: будет очень обидно, если Закон в очередной раз окажется в заднице (я даже не хочу извиняться за последнее слово).
Ольга КОЛОГРЁВА.
ПОСТСКРИПТУМ
Когда версталась газета, появилась информация о том, что Апелляционный суд города Киева на основании апелляции адвоката Н. Ильченко изменил меру пресечения вице-мэру Одессы — с содержания под стражей на подписку о невыезде. А теперь еще раз перечитайте слова Анатолия Гриценко...
Если говорить сугубо юридическим языком, замечу: принятие Апелляционным судом города Киева решения об изменении меры пресечения в данном случае не является окончательным. Уголовно-процессуальное законодательство Украины предусматривает изменение меры пресечения в течение всего времени производства по уголовному делу как на стадии досудебного следствия, так и в ходе судебного разбирательства.
Конечно, если не будут задействованы некие заинтересованные «сочувствующие» лица. (Информация на момент сдачи газеты в печать).
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews