СМИ: Африканцы в степях Одесщины

 На край света за работой и защитой Президент Украины утвердил новую концепцию миграционной политики в Украине. О ней и других актуальных вопросах, связанных с пребыванием иностранных граждан
в нашей державе, и в Одесском регионе в частности, шла речь на пресс-конференции.

По статистике, в Одесский регион в год въезжают-выезжают около четырех миллионов иностранцев. Это студенты, служащие иностранных компаний, гости, «транзитники», беженцы.

— Новая тенденция развития миграционной политики в Украине началась не с концепции, подписанной 30 мая, а с создания Государственной миграционной службы 9 декабря 2010 года, — сказал начальник отдела по делам миграций управления миграционной службы в Одесской области Анатолий Максименко. — Второй этап развития — подписание президентом концепции миграционной политики, которая станет руководством к действию не только для миграционной службы, но и для мигрантов, которые будут прибывать в Украину.

Кроме того, по словам А.Максименко, правительством принят план реализации подписанной концепции, а в парламенте в первом чтении прошел Закон Украины о беженцах и лицах, которые нуждаются во временном и дополнительном статусе защиты.

— За годы независимости нашей страны через миграционные структуры прошли около двадцати тысяч иностранцев, из которых около пяти тысяч получили статус беженца сразу после подачи заявления, — продолжил Анатолий Максименко. — В Одесской области в 2011 году за статусом беженца обратились около ста шестидесяти человек. Сейчас на учете в управлении миграционной службы шестьсот семьдесят беженцев, в том числе несовершеннолетние. До сегодняшнего дня деятельность нашего управления была связана исключительно с принятием заявлений от соискателей этого статуса. То есть от тех, кто прибыл в Украину из-за преследования на родине и нуждается в защите нашего государства.

Закон о беженцах предусматривает пять видов преследования, в том числе по политическим и религиозным убеждениям. Это может быть как национальная, так и социальная группа беженцев. К этим людям могут относиться бизнесмены, политики, журналисты. Случалось, что к нам прибывали даже представители иностранных правительственных кругов.

О том, каково быть беженцем в наше время, трудно ли обосноваться беженцу в Украине и какая помощь нужна этим людям на первых порах, рассказала Елена Хван — руководитель адаптационного центра VITA (БФ «Сочувствие»). Стоит отметить, что некоторое время назад она прибыла в Одессу из Узбекистана в поисках политического убежища. Ее муж — выпускник Одесского политехнического института, и этот факт сыграл немаловажную роль при выборе города проживания.

— Статус беженца я получила практически сразу, но тем не менее путь был нелегким, — рассказала она. — Я выросла в Средней Азии, хотя по своей сути человек европейской культуры. Это разительное отличие культур, воспитания, социума. Адаптироваться сложно, особенно психологически. Сталкиваешься с тем, что без официального статуса невозможно устроиться на постоянную работу. Существуют и другие моменты, осложняющие и без того непростой процесс адаптации. Но как только получаешь статус, становится легче, появляются определенные права, уверенность получить в дальнейшем гражданство, а главное — можно учиться.

По словам Е.Хван, основная проблема беженцев — языковой барьер. Особенно тяжело тем, кто приезжает из Афганистана, стран Африки и т.д. Пока люди ожидают получения статуса, с ними работают переводчики, но потом им приходится общаться с местными жителями самостоятельно, самим устраиваться на работу. Беженцы из дальнего зарубежья долгое время находятся в состоянии культурного шока, им необходима не только помощь в изучении языка, но и психологическая поддержка.

Двенадцать гривень на иностранца

В центре адаптации беженцев Елена Хван работает с детьми, потому журналистам было интересно узнать: как проходит детская адаптация, много ли детей обратились за помощью, как давно работает проект?

— Мы работаем сейчас при финансовой поддержке международного фонда «Возрождение», — сказала Е.Хван. — Наша организация занимается психологической адаптацией. Сейчас на учете в программе «Сочувствие» шестьдесят детей, для которых самое главное — учиться, посещать в школу. Для нас это большая проблема, так как для того, чтобы ребенка приняли в учебное заведение, он должен быть подготовлен на должном уровне. Особенно тяжело определить в школу ребят старше пятого класса. Они учились на родине, а зачастую разница академических систем очень велика. Кроме того, у детей возникают психологические проблемы после пережитого шока, переезда.

Елену Хван поддержал Анатолий Максименко:

— В Одесский регион за статусом беженца обращаются люди более чем из пятидесяти стран мира: из Сомали, Зимбабве, но наиболее часто из Афганистана. Эта тенденция сохраняется последние пять лет не только в Одесском регионе, а и во всей Украине. Следует заметить, что Украина с каждым годом становится интересней для иностранцев из тех стран, с которыми мы раньше не поддерживали отношения.

Пункт временного размещения беженцев, расположенный в Одессе, отметил в этом году десятилетний юбилей. Сейчас в нем проживают около ста шестидесяти взрослых и детей.

— Согласно нашему законодательству, в сутки на питание одного иностранца выделяется двенадцать гривень, — рассказал А.Максименко. — Закупаются крупы, консервы, масло, мука и прочее. В целом, этих денег хватает на нормальное трехразовое питание. Финансовые проблемы были, но сейчас они постепенно решаются...

На пресс-конференции прозвучал вопрос:

— Где трудоустраиваются эти люди, как они вливаются в наше экономическое пространство?

— На стадии процедуры оформления документов на статус беженца иностранцам разрешено трудоустраиваться. Девяносто пять процентов беженцев на этой стадии трудоустраиваются неофициально, по принципу взаимовыручки, когда люди из одной страны или одной национальности помогают своим соплеменникам найти работу. Это, как правило, какие-то рынки, базары, где требуется неквалифицированный труд, — пояснил Анатолий Максименко. — Официальное трудоустройство осуществляется через государственные структуры, через службу занятости, а также с помощью родственников и знакомых.

Прекрасное далёко

По словам главы Одесской областной организации партии «Реформы и порядок» эксперта Института Горшенина Вадима Полищука, ситуация в Украине резко отличается от ситуации в Евросоюзе или в России:

— В частности, за рубежом существует недостаток трудовых ресурсов, там вынуждены привлекать мигрантов. Это стало острой проблемой, пришлось пересматривать миграционную политику. Страны начали терять национальную идентичность из-за притока мигрантов, не желающих становиться немцами, французами, румынами, русскими... В Германии, во Франции, в Румынии и в России стали пересматривать политику в отношении мигрантов. Сейчас интерес к Украине резко увеличился не только в дальнем зарубежье, но и в соседних странах — Венгрии, Румынии, где разработали законы об этнических венграх, этнических румынах. Они начали «охоту» за украинскими гражданами с целью определения своего присутствия в нашем регионе. То же самое делает и Российская Федерация, выдавая паспорта этническим русским.

Для нас сейчас существует проблема не мигрантов, а проблема эмиграции. Мы не интересны тому потоку мигрантов, которые движутся в Европу через Украину. Они используют нашу страну как перевалочную базу. Какая-то часть их, конечно, остается, но то, что происходит сейчас в Берлине или в Москве, нам не грозит до тех пор, пока не изменится экономическая ситуация в Украине, пока она не станет привлекательной для мигрантов.

— С другой стороны, мы должны понимать, кого мы хотим здесь видеть? — продолжал Вадим Полищук. — Все страны, которые стали пересматривать свое отношение к мигрантам, начали понимать, что среди мигрантов надо искать людей с наиболее близкой культурой. Нынешняя ситуация в Украине вряд ли привлечет зарубежных украинцев вернуться в нашу страну. Наоборот, идет увеличение диаспор в Испании, Италии, Португалии. Там украинцы выходят на третьи места в национальных меньшинствах. Отток трудовой силы из Украины направляется и в Россию, так что новая миграционная концепция для нас очень важна.

В.Полищук заметил, что сейчас Украине грозит, скорее, трудовая эмиграция, чем приток мигрантов. Так, лишь тридцать восемь процентов студентов планируют остаться дома после окончания вуза, остальные поедут искать счастье за границей. По его словам, Украина пока сохраняет свое этническое лицо, ей надо работать с мигрантами, но у нас это не такая острая проблема, как в других странах.

Особенно интересно Вадим Полищук оценил Одесский регион:

— Одесщина — это вообще регион мигрантов. Миграционная политика Российской Империи была последовательной. Достаточно вспомнить, что проблемой мигрантов в Новороссий-ском крае и Бессарабии занимался генерал Инзов. Тогда знали, кого и зачем сюда надо привлекать. Другой вопрос: сейчас у нас нет того недостатка рабочих рук в сельской местности, который был, когда осваивался этот край. Сейчас в сельской местности избыток трудовых ресурсов, и он перераспределяется в города. В городе тоже не хватает рабочих мест. Люди вынуждены работать за небольшую плату и в итоге все равно уезжают за границу. Единственное, что могло бы исправить ситуацию, это создание условий для малого бизнеса, который бы «поглотил» всех безработных. Но государство такие условия не создает.

Правда, несмотря на то, что в сельской местности избыток рабочих рук, существует пилотный проект программы по расселению беженцев именно в сельской местности с предоставлением им жилья и с дальнейшим их трудоустройством.

В запасе тридцать дней

— Программа касается только беженцев, — пояснил А.Максименко. — Ее цель — интеграция беженцев в наше общество. В частности, речь о добровольном заселении беженцев в села, в которых имеет место наибольший отток местного населения. Для этого привлекаются беженцы, занимавшиеся на родине сельским хозяйством. Программа разрабатывается совместно с международными организациями, прежде всего, с управлением верховного эмиссара ООН.

На данный момент уже определены шесть семей беженцев из стран Африки и из Сирии, которые готовы обосноваться на периферии. Для их переселения рассматривались участки и дома в селе Нестояны Котовского района. Финансирование будет совместным. Со стороны Украины — документальное оформление земли и жилья, со стороны международных организаций, если управление верховного эмиссара ООН примет решение нас поддержать, — покупка земли и жилья. По предварительным расчетам, стоимость сельского дома обойдется в сумму от полутора тысяч долларов.

Известно, что в Украине закон запрещает продавать или дарить землю иностранцам. Лицам, находящимся в статусе беженца, проводить какие-либо операции с землей не разрешается. Тем не менее международные организации покупают землю беженцам, желающим работать на ней. В дальнейшем, когда эти беженцы в установленном порядке получат гражданство Украины, выкупленная земля будет передана им в частную собственность.

У жителей сел к беженцам, планирующим по соседству заниматься сельским хозяйством, негативных чувств не возникло. Не возражают они и против трудоустройства женщин-иностранок. Например, если муж-беженец выращивает зерновые культуры, его жена может открыть парикмахерскую, баню или ресторан.

Стоит отметить, что обращение о получении статуса беженца рассматривается миграционной службой в течение шести месяцев. Но случается, что эта процедура затягивается по причине непредоставления документов по доказательной базе. Могут быть и иные причины, например, у беженцев на территории Украины родился ребенок. Тогда статус меняется: ребенок по факту рождения получает гражданство Украины, а родители в связи с рождением ребенка — вид на жительство.

Если рассматривать тенденцию миграционных потоков в Украину, Россию, в Евросоюз из стран Азии или с Ближнего Востока, то наблюдается тенденция роста мигрантов не только за счет их экономической поддержки, но и за счет родственных связей.

Получив официальный статус беженца, человек через три года получает гражданство Украины.

— С получением статуса беженца составляется иммиграционный план, включающий изучение украинского и русского языков, — сказала Елена Хван. — Профессионалы из международных или из партнерских благотворительных организаций преподают в течение семи месяцев, после чего беженцу выдается соответствующий сертификат. Языковые курсы обеспечивают международные организации, Украина таких возможностей пока не имеет.

Гражданам, не предоставившим информацию о том, за что они преследовались у себя на родине, придется, согласно действующему законодательству, добровольно покинуть наше государство в течение тридцати суток. Такой же срок дается для того, чтобы оспорить решение миграционной службы.

За последние несколько лет в региональную миграционную службу ежегодно обращаются около трехсот пятидесяти человек. Любопытно, что по ее данным граждан Китая на территории Одесского региона нет. По крайней мере, в миграционную службу они не обращались. Остается предположить, что китайцы на местных рынках, которых мы видим каждый день, — всего-навсего… студенты, зарабатывающие на жизнь.

Выходит, хоть отечественный рынок труда более чем тесен, работы хватает всем — в тесноте, да не в обиде. Надеемся, что аналогичным образом относятся и к четырем с половиной миллионам наших сограждан за рубежом. Именно столько украинцев, не найдя работу дома, отправились в поисках лучшей доли в иностранные державы.

Елена УДОВИЧЕНКО.
httpss://yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews