Задавленные стабильностью и скованные единством
В среду, 23 марта, нажав на «первую кнопку» зомбоящика, любой желающий мог покататься в «машине времени» — государственный телеканал УТ-1 вел прямую трансляцию национального собрания депутатов советов
и глав самоуправлений всех уровней от Партии регионов.
Машина времени
В ряду мероприятий, которые проводили в таком же формате политические партии Украины, слет «голубой КПСС» напоминал забытое старое не больше, чем аналогичные мероприятия БЮТ или «Сильной Украины». Тот же Международный выставочный центр на Броварском проспекте, те же ряды «Мерседесов» у парадного подъезда. Внутри однообразные ряды чиновников, изображающих крайнюю степень внимания, каменные лица таких же людей на сцене и на трибуне.
Авторитарный режим во главе с единой партией власти сформировался в Украине не сегодня и не вчера. Его корни и традиции в советском прошлом, в том прошлом, где «партия» означала не часть, как во всем мире, а ЦЕЛОЕ, монолитное чудище, фактически замещающее государство.
В августе 91-го чудищу отрубили голову, его тело распалось на части, но, как в страшной сказке, из обрубков вырастали новые монстры. Народно-демократическая партия, СДПУ(о), «Наша Украина», БЮТ — все они в конечном счете оказывались во власти новой номенклатуры — сплава чиновников и криминального капитала.
Как и старая номенклатура, новая понимала, что гарантией ее безопасности может быть только единство, монолитная организация, позволяющая передавать власть из рук в руки, исключая случайности. Такие, как свободные выборы. Но ушло двадцать лет на то, чтобы соперничающие или даже враждебные кланы принесли в жертву свои имущественные разногласия и объединились в Партию регионов.
Сегодня такое монолитное объединение — факт. Фактом является и образование «двухсоставного» режима, где решения принимаются вождем от имени партии и затем формализуются через государственные институты. Сохраняются или нет при этом внешние признаки демократии — парламент, правительство, суды, независимые СМИ, — дело десятое. Их роль не больше, чем роль рычагов, приводных ремней власти.
Национальное собрание «всех уровней Партии регионов» в этом смысле такой же рычаг, такая же имитация партийного и народного представительства, как те, что время от времени организовали партайгеноссе прошлого века. С одной стороны, это сеанс гипноза для всех, с другой — демонстрация силы для посторонних.
Единственным отличием нынешнего «национального съезда регионалов» от подобных мероприятий было отсутствие в зале вождя. Можно только догадываться, почему Виктор Янукович не вовремя заболел и пренебрег ритуалом, но не исключено, что как истинный небожитель громы и молнии в адрес собственной партии он приберег до удобного случая.
А «письмо к съезду» от имени Лидера прочел глава администрации президента Сергей Левочкин. Впрочем, о том, что «собрание призвано сделать еще один шаг к сплочению всех ответственных сил вокруг выполнения заданий стратегического развития государства», о том, что «в этот сложный переходный период стране нужно национальное согласие и понимание», с выражением мог прочитать и робот.
Робот, однако, не справился бы с ролью, которую на съезде взял на себя глава правительства Николай Азаров. Сталинский тезис о том, что жить стало лучше, жить стало веселей, он растянул на сеанс в стиле Кашпировского. Тем, кто приехал на съезд, за время пребывания во власти жить стало действительно лучше (тем, кто сидел в первых рядах зала, еще и веселей). Их не стоило убеждать.
Но премьер рассказами о том, что за рубежом все дороже, и строгим указанием, что чиновники не должны хамить людям, хотел загипнотизировать всю страну. Он не мог преуспеть в этом хотя бы потому, что страна в дневное время (как, впрочем, и в вечернее) УТ-1, как правило, не смотрит. А за пределами телевизора дешевых продуктов и вежливых чиновников нет.
Большие манёвры
Пока депутаты всех уровней обеспечивали политическую стабильность и единство Украины в отдельно расположенном зале, за пределами выставочного центра жизнь била ключом. Монолитная власть предпринимала все усилия, чтобы в глазах мира не выглядеть монолитной. И временно результата добилась.
Еще до открытия «национального съезда» из аэропорта Жуляны чартерным рейсом в Брюссель вылетела Юлия Тимошенко, отпущенная Генеральной прокуратурой на три дня для участия в саммите Европейской народной партии. Депутаты Европарламента и ведущие политики нескольких стран, такие как сенатор США Джон Маккейн и президент ЕНП Вифред Мартенс, могут праздновать свою победу. Их обращения к украинской власти сработали. Но может ли праздновать победу сама Юлия Владимировна?
Для того чтобы стопроцентно выглядеть жертвой политических репрессий, ей выгодней находиться в Лукьяновском СИЗО, чем в бельгийской столице. В Брюсселе ничего нового о положении дел в Украине она рассказать не в состоянии. Единственным, что может «взорвать» обстановку, вывести из себя сытых демократов, является обнародование конкретных документов о коррупции в высших эшелонах украинской власти. С именами, явками и паролями в формате «Викиликс».
Но системная оппозиция (в том числе и Тимошенко) замешана в такие дела не меньше, чем ныне действующая власть. И неожиданностей ждать не стоит. Коллеги из Европейской народной партии покивают головами, посокрушаются по поводу свертывания демократии в далекой стране — и только. А Тимошенко через три дня в страну свернутой демократии придется вернуться. Причем вернуться без нимба страдалицы, а в статусе заурядной обвиняемой.
Ее положение усугубляет нетривиальный ход Генеральной прокуратуры. Товарищем по несчастью бывшего украинского премьера вскоре может стать второй украинский президент. В свое время Леонид Данилович приложил немало усилий, чтобы «закрыть» Юлию Владимировну в надежном месте. Теперь у бывших врагов есть шанс посидеть на соседних скамьях подсудимых.
Акт привлечения Леонида Кучмы к уголовной ответственности по делу об убийстве журналиста Гии Гонгадзе, как ни странно, возвращает Украине имидж демократического государства. У всех на слуху недавнее осуждение президента Израиля Моше Кацава, судебное преследование по обвинению в коррупции бывшего президента Франции и бывшего мэра Парижа Жака Ширака… Чем хуже мы записных демократов? Ничем.
Те, кто придумал именно теперь возбудить против Кучмы уголовное дело по статье 166 Уголовного кодекса в редакции 1960 года (превышение власти или должностных полномочий, повлекшие тяжкие последствия), понимали, что десятилетний срок давности по делу истек, бывшему главе государства ничего не грозит, а пропагандистский эффект «привлечения первого лица» огромен.
Все это было бы так, но есть обстоятельство, сводящее на нет эффект пропаганды, обстоятельство, выходящее за рамки всех версий, которые вбрасывают в СМИ услужливые политологи. Оно заключается в том, что «пленки Мельниченко» признаны вещественными доказательствами и, стало быть, в глазах закона являются аутентичными.
И если в «деле Кучмы» пленки как косвенные доказательства роли не сыграют, то в записях есть масса фигурантов, которых можно «привлечь» вслед за Леонидом Даниловичем. Включая Януковича, которому Кучма, если верить пленкам, предлагал строптивого судью подвесить за гениталии. Судя по всему, Виктор Федорович поручение выполнил. В переносном, естественно, смысле.
Прошли годы. Бывший глава Донецкой облгосадминистрации метод усвоил и расширил. В качестве президента он «подвесил» не одного человека, а всю страну. Но это совсем другая история.
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
httpss://yug.odessa.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews