«Фишка» от энергетиков: дороже будет только сверхлимит
Тарифы на тепло разрабатывают на местах «Скачок» на коммунальные услуги — самая больная тема для подавляющего большинства жителей Украины, и Одессы в частности. Не успели мы
оправиться от «газового взлета», как «стукнул» январский подарок от городских властей — рост тарифов на теплоснабжение, затем — на воду и вдогонку «бабахнула» электроэнергия. Понятно, что всех нас очень и очень интересует, насколько же обоснованно коммунальное подорожание. Именно этой теме была посвящена недавняя пресс-конференция, состоявшаяся в информационном агентстве «МОСТ-Одесса». На встречу с журналистами были приглашены компетентные чиновники Одесской областной госадминистрации и мэрии, представители ТЭЦ, «Инфоксводоканала», Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) и ОАО «Одессаоблэнерго».
Увы, от встречи с представителями СМИ сразу отказались в местном представительстве НКРЭ, в «Инфоксводоканале» и ТЭЦ. Но пожалуй, наибольшее разочарование вызвало отсутствие вице-мэра Одессы Валерия Матковского. По словам организаторов пресс-конференции, согласившись накануне на встречу, на следующий день, буквально за считанные минуты до начала мероприятия, он отказался прийти, сославшись на отсутствие договоренности. А жаль. Журналистов-то (то бишь читателей и зрителей СМИ) в данном случае интересовали отнюдь не политические баталии, а конкретные экономические выкладки по тарифам. Ведь именно скачок цен на теплоснабжение наиболее больно ударил по карману население. Тем более что информация о повышении платы за тепло с 1 января была озвучена В.Матковским лишь 18 января. Напомним, тогда вице-мэр сообщил, что тариф увеличен для бытовых абонентов, но не пояснил, по какой причине информация дошла до населения «задним числом» и когда именно было принято соответствующее решение городских властей. Вице-мэр только сослался на поступление в Одессу пакета документов из НКРЭ с новыми тарифами в ночь на 18 января.
— Повышение — мера вынужденная, многие предприятия уже не в состоянии оплачивать труд своих сотрудников, — сказал на пресс-конференции начальник Главного управления развития инфраструктуры и энергообеспечения облгосадминистрации Олег Кураков. — Мера, разумеется, непопулярная. Но вопрос в другом: обоснована она или нет. В частности, все предприятия, вырабатывающие более двадцати гикакалорий тепла или воды, на изменение тарифов должны получить согласование в НКРЭ. В нашем регионе обязаны таким образом защитить тариф: «Теплоснабжение города Одессы», «Южтеплокоммунэнерго», тепловые сети Измаила, «Белгород-Днестровсктеплоэнерго», аналогичные предприятия в Ильичевске и Котовске. Сегодня все они, кроме Котовска, соответствующее разрешение (повышение на десять процентов) уже получили. Не думаю, что в НКРЭ люди некомпетентные, и оспаривать их решение не буду. Могу лишь привести следующие цифры: газ для тепловиков повысился в цене на пятьдесят процентов, а тариф на тепло возрос значительно меньше.
Как уточнил Олег Кураков, десятипроцентное повышение коснулось лишь одной составляющей тарифа — газа, непосредственно используемого для предоставления услуг населению. Вторая составляющая — выработка газа на собственные нужды предприятия (потери, прогрев воды в сетях) — оставлена на его убытки. Последний нюанс, по словам О.Куракова, в какой-то степени должен стимулировать предприятия теплоснабжения к экономии газа, который они используют на собственные нужды. Однако непонятно, по какой причине плата за тепло в зимний период возросла в Одессе не на десять процентов, а на 13,76 процента (0,61 гривни/кв. метр) — с 4,43 до 5,04 гривни/кв. метр. То есть 0,17 гривни с каждого метра, что называется, зависли. С одной стороны, разница невелика, скажем, на квартиру площадью сорок один квадратный метр приходится «лишних» порядка семи гривень в месяц. Но от квадратуры жилья напрямую зависит удар по семейному бюджету. С другой стороны, любому потребителю хотелось бы знать: если он переплачивает, то за что? Не заложены ли отчасти в злополучном повышении те самые «собственные нужды»? Однако, как уже поняли читатели, эти и многие другие вопросы ввиду отсутствия вице-мэра остались без ответа. Во всяком случае пока. И еще один вопрос: чем обоснованы слова Валерия Матковского о том, что тарифы на тепло городу повысил Киев? Ведь, по словам Олега Куракова, тарифы разрабатываются на местах, а в НКРЭ проходит лишь утверждение непопулярной меры...
Многодетным можно
не беспокоиться
Второе непопулярное решение, коснувшееся бытовых потребителей, — повышение цен на электроэнергию с 1 февраля. В отличие от тепла, стоимость киловатт разрабатывает и утверждает исключительно НКРЭ — тариф един для населения всей Украины.
— Электроэнергия — товар невидимый, который нельзя взвесить, почувствовать его запах или попробовать на вкус, но он есть, производится, передается и продается, — сказал коммерческий директор ОАО «Одессаоблэнерго» Владимир Лисняк. — Значительная доля ее стоимости приходится на затраты энергоносителей: газ, уголь, ядерное топливо и гидроресурсы. То есть то, что затрачивается при производстве электроэнергии, цена которой меняется не то что ежедневно, а ежечасно! При этом тариф для населения не менялся с 2006 года.
По словам В.Лисняка, одесская энергоснабжающая компания, как и другие облэнерго Украины, покупает киловатты у государственного предприятия «Энергорынок» — сейчас один киловатт/час стоит около шестидесяти копеек (с НДС). Плюс затраты местных энергетиков на передачу и распределение по сетям, на оплату труда персонала, налоги и прочее. Иными словами, горожане платят за товар почти в два с половиной раза меньше (24,36 копейки) его себестоимости, а сельские жители и того меньше — 22,5 копейки. Разницу в тарифе покрывают юридические лица и, безусловно, чем выше разрыв, тем больше они повышают стоимость своей продукции, неважно — пищевой или промтоварной.
Как подчеркнул коммерческий директор, приведение тарифов для населения к экономически обоснованному уровню назревало давно. Однако сейчас придется раскошелиться лишь за киловатты, потребленные сверх отпущенного лимита.
Он составляет сто пятьдесят киловатт для жилья без электроплит и двести пятьдесят киловатт для квартир, оснащенных этим благом цивилизации.
— То есть если вы потребляете сто пятьдесят киловатт (или двести пятьдесят, имея электроплиту), то платите, как прежде, — поясняет Владимир Лисняк. — Каждый сверхлимитный киловатт обойдется на тридцать процентов дороже: городскому населению в 31,68 копейки, сельскому — 29,28.
Почему такой лимит? Согласно статистике, около тридцати пяти процентов одесситов (всего в регионе у нас девятьсот восемьдесят тысяч бытовых абонентов) потребляют именно сто пятьдесят или двести пятьдесят киловатт. Сразу отмечу, что многодетные семьи, семьи с приемными детьми, дома семейного типа будут оплачивать свет в любом объеме по старым тарифам.
Доля электроэнергии в общей стоимости коммунальных услуг невелика. Косвенно это подтверждает то, что в числе наших бытовых потребителей всего двенадцать тысяч семей, получающих субсидию. Полагаю, увеличение стоимости сверхлимитной электроэнергии на людях серьезным образом отразиться не должно.
По словам Олега Куракова, подобно дамоклову мечу, над головой зависло именно повышение цены на газ, который используют теплоснабжающие организации.
— Государство заинтересовано в том, чтобы минимизировать для людей нагрузку по оплате за услуги ЖКХ, — сказал О.Кураков. — В связи с этим постоянно ведется работа по определению жилищных субсидий, которые нынче получают только девять процентов жителей региона. Относительно так называемого перекрестного субсидирования, стоит отметить: в развитых странах не принято, чтобы вместо населения расходы за электричество ложились на плечи юридических лиц. Там платят одинаково, и тариф не сказывается на стоимости других товаров. Сегодня деньги, которые облэнерго не взимает с населения, люди теряют при покупке хлеба, молока и прочего.
Рассчитывать же на удешевление света пока не приходится. Например, по данным Олега Куракова, тот же уголь, который является одним из ресурсов при производстве электроэнергии, значительно подорожал. Если в минувшем году его тонна стоила тысячу двести — тысячу триста гривень, то сейчас — тысяча семьсот. Но особенно сильно этот скачок ударил по карману сельчан. Так, для отопления дома в шестьдесят-семьдесят квадратных метров на сезон нужно две с половиной — три тонны угля.
Веерных отключений нет
Журналистов также интересовало, скажется ли подорожание электроэнергии на работе коммунального предприятия «Одесгорэлектротранс», ведь это предприятие наряду с оздоровительными центрами «Молодая гвардия» и «Артек» рассчитывается по тарифам для населения.
— Сейчас коммунальному предприятию, как и бытовым потребителям, придется за сверхлимитные киловатты платить на тридцать процентов больше, — пояснил Владимир Лисняк. — Но согласно постановлению Кабмина, за потребленную электроэнергию это коммунальное предприятие рассчитывается не живыми деньгами, а с помощью взаимозачетов, предусмотренных за льготы.
Сейчас общая задолженность населения за потребленную электроэнергию составляет сто восемь миллионов гривень. Понятно, что людей интересует, каким образом за нарушение сроков оплаты будет взиматься пеня. Волноваться по этому поводу не стоит: большинство наших потребителей — добросовестные плательщики, да и пеня пока не на-числяется, так как не определен порядок ее взимания.
— Сейчас в Киев мы направили запрос с просьбой дать соответствующие разъяснения по пене, — подтвердил Олег Кураков. — К слову, ее размер — 0,1 гривни за каждый день просрочки — официально еще не утвержден. Как только получим из столицы ответ, население сразу проинформируют. Пока пеня не начисляется, в том числе за электроэнергию. Для экономии киловатт могу посоветовать утеплять свои фасады — тогда не придется дополнительно пользоваться электрообогревателем и расходы на свет сразу уменьшатся процентов на тринадцать.
В последнее время весьма «популярной» стала тема веерных отключений электроэнергии. Однако, по словам Олега Куракова, подобные отключения не проводят в регионе уже многие годы. Имеет место лишь аварийное обесточивание, что зимой отнюдь не удивляет.
— Мы контролируем эту ситуацию, — сказал Олег Кураков. — Да энергетики и сами заинтересованы в своевременной подаче электроэнергии. Пока у нас к ним претензий нет. Они работают и, если надо, работают круглосуточно. Пример тому — прошлогоднее отключение в Сергеевке: из-за стихийных катаклизмов без света остался весь населенный пункт. В течение двух суток аварийные бригады облэнерго полностью переложили линии электропередач. К слову, у облэнерго есть своя инвестиционная программа, которую утверждает та же НКРЭ. Эти выделенные компанией немалые средства вкладываются в ремонт и модернизацию сетей и оборудования. Мы были бы только рады, если бы аналогичные программы изъявили желание принять тепловики.
Лариса КОЗОВАЯ
yug.odessa.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews