Лилия Гриневич: «Когда ищут, на чем сэкономить в государственном бюджете, экономят на образовании»
Минобразования намерено сократить госзаказ в вузах на 42%, объясняя, что к этому ведет уменьшение выпускников школ. Вместе с тем, учитывая нормы украинского законодательства, реально этот показатель может составить 10-15%.
Но педагоги надеются, что откорректирует эту ситуацию Президент Украины, ведь в его предвыборной программе указано, что в вузах должно обучаться 75% студентов за счет государства.
Эту тему на пресс-конференции в "Главкоме" обсуждали экс-министр образования и науки Украины Станислав Николаенко, народный депутат, член парламентского комитета по вопросам науки и образования Максим Луцкий и первый директор Украинского центра оценивания качества образования, координатор направления "Общество знаний" в Правительстве изменений Лилия Гриневич.
Лилия Гриневич: "Распределение мест государственного заказа между университетами осуществляется в ручном режиме".
В связи с государственным заказом я бы хотела выделить три проблемы. Первая из них по сокращению на 42% выпускников, и на 42% государственного заказа бакалавров. Когда идет демографический спад, большинство стран, которые заботятся об образовании своих граждан, средства, высвобождаемые за счет демографического спада, направляют на расширение доступа к высшему образованию и повышение его качества. Таким образом, часть средств может пойти на расширение доступа к высшему образованию, а именно возможностей бесплатно учиться на остро нужных на рынке труда специальностях. Пока в рекомендациях это никак не отражено, идет простой механический подход: на 42% сокращается количество выпускников, и на 42% - государственный заказ. Но сокращается госзаказ специалиста и магистра. Никогда не было требования о том, что только 90% бакалавров имеют право продолжать бесплатно образование на конкурсной основе, сейчас это также отражено в письме. Из этих 90% - 60% на специалиста, 30% - на магистра. Сегодня в Верховной Раде есть проект нового Закона "О высшем образовании", где четко указывается, что степени образования специалиста уже не будет, остается только магистр, поэтому не совсем логично закладывать большинство именно специалиста. Очевидно, что его готовить дешевле, чем магистра, поэтому создается впечатление, что когда ищут, на чем сэкономить в государственном бюджете, экономят на образовании.
Вторая проблема: как будет формироваться структура государственного заказа, насколько государственный заказ будет отталкиваться от потребностей рынка труда, и есть ли такой опережающий научно-и экономически обоснованный прогноз? И третья, самая сложная проблема - это распределение мест государственного заказа между университетами. К сожалению, сегодня не существует прозрачного механизма распределения мест государственного заказа между университетами, распределение осуществляется в ручном режиме, и среди критериев могут быть преференции, предпочтения того или иного университета и отношений его с Министерством. Общество ожидает предложений относительно прозрачного механизма распределения мест государственного заказа, это может быть рейтинг университетов по вполне понятным прозрачным показателям.
Пани Лилия, вы сказали, что деньги, которые освобождаются, можно направить на повышение доступности по наиболее необходимым специальностям. Однако, существуют ли на сегодня какие-либо исследования о том, какие специальности будут необходимы через пять лет?
Сегодня Министерство экономики, которое уполномочено представлять свои предложения относительно потребностей рынка труда, не имеет таких достоверных данных и исследований. По крайней мере, они нигде не опубликованы. Есть данные различных общественных организаций, институтов, которые показывают со своей точки зрения, какой может быть структура рынка труда в Украине. Но сегодня уже очевидно, что именно технические и технологические специальности, которые не слишком популярны, являются остро востребованными на рынке труда, и именно на них необходимо расширить места государственного заказа.
... Я понимаю, что государственных средств на более 800 вузов катастрофически не хватает. Не лучше пойти по пути сокращения количества вузов?
Лилия Гриневич: Здесь главным является отсутствие прозрачных правил. Очевидно, у нас есть проблема качества высшего образования, некоторые учебные заведения просто штампуют дипломы, но здесь мы вновь сталкиваемся с отсутствием прозрачных правил. В Украине не введена система оценки качества высшего образования, кроме традиционных лицензирования, аккредитации, а по новому закону аттестации высших учебных заведений. Мы присоединились к Болонскому процессу и должны ввести другие механизмы изучения качества высшего образования. Например, сегодня юристов готовит чуть ли не каждый университет. Введите для юристов внешний выпускной квалификационный экзамен, и вы сразу будете иметь всю раскладку по стране. Только способом выявления качества можно это сделать, а не введением количественных показателей.
... Пани Лилия, произошла смена руководства Украинского центра оценивания качества образования. Не повлияет ли это на независимость процесса оценки?
Лилия Гриневич: В апреле прошлого года были приняты условия приема на зачисление среднего балла по аттестату, который увеличивается до двухсот баллов, и таким образом само значение внешнего оценивания уменьшалось. Затем программы внешнего оценивания были отданы на подготовку не Центра оценивания, а другой институции, подчиненной Министерству образования. Когда программы были обнародованы, то оказалось, что в них есть значительное количество ошибок. Мы озвучили эту критику и сейчас эти программы снова исчезли из Интернета. И вдруг увольнение ... Оно интересно тем, что по словам Игоря Ликарчука, он не был о нем предупрежден и в соответствующем документе Кабинета Министров не указаны причины его увольнения. Кроме того, в предисловии отчета о внешнем тестировании министр четко указал, оно состоялось на должном уровне. Ликарчук также не скрывает, что на него осуществлялось давление по корректировке результатов оценок для определенных людей.
У нас есть серьезная проблема, которая заключается в том, что внешнее оценивание информационно незащищено. Кстати, в Верховной Раде дважды был провален законопроект по установлению ответственности за фальсификацию результатов внешнего оценивания и соответственно необходимо было вложить средства для обеспечения информационной безопасности внешнего тестирования. Сегодня информационной безопасности нет, и все зависит исключительно от позиции директора Украинского центра оценивания относительно категорического неприятия вмешательства в результаты внешнего оценивания. Учитывая такую особенность этого освобождения, можно прогнозировать, что существует риск вмешательства в результаты внешнего оценивания. А независимость является основной его ценностью, почему люди ему и доверяли.
Сегодня директором Центра назначен человек, который работал заместителем министра именно в этой команде. Мы не можем заранее говорить, что будут какие-то нарушения, но риск есть. Сегодня нужно строить систему информационной безопасности в Украинском центре оценивания и обеспечить соответствующий общественный контроль и аудит после оценки для того, чтобы снять любые вопросы о фальсификации результатов.
... Самое главное, что должно быть во внешнем оценивании - это защищенность от фальсификаций результатов. Если тестовое задание с ошибкой, его можно не засчитывать, а если есть возможность манипулировать результатами тестирования, оно полностью утрачивает свой смысл. Как бы мы ни оценивали работу директоров Украинского центра оценивания качества образования, для меня самыми важными критериями являются отсутствие утечки информации, и то, что за все это время результаты не фальсифицировались.
Ликарчук утверждает, будто, Табачник вообще против внешнего оценивания, и это все делается для уничтожения самого учреждения и внешнего оценивания, чтобы вернуться к экзаменам. Что вы думаете по этому поводу?
Лилия Гриневич: В свое время Табачник был вице-премьер министром, когда мы внедряли внешнее оценивание.
... Я думаю на сегодня Украинский центр оценивания качества образования никто не будет закрывать. Более того, будут пытаться сохранить всех ключевых специалистов для того, чтобы тестирование состоялось. Закрывать центр было бы слишком, речь идет о другом - происходит маргинализация внешнего оценивания и уменьшение его значения. Именно в названном законопроекте сказано, что поступление осуществляется по результатам внешнего оценивания, аттестата и вступительных экзаменов. В риторике министра уже звучало, что будет по 1 / 3 каждой составляющей. Если мы сводим результат внешнего оценивания до 30%, то такого нет ни в одной стране, где существует система внешнего независимого оценивания. Как правило, университеты учитывают различные факторы - и средний балл по аттестату, могут сделать собственные собеседования, но в этом результате внешнее оценивание составляет как минимум 70-80%, иначе его просто не нужно проводить.
По материалам пресс-конференции в "Главкоме".
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews