Одесские СМИ: Остановитесь, ребята!

С началом работы седьмой сессии Верховной Рады шестого созыва в украинском парламенте определилось соотношение сил, которое,
родержится до местных выборов 31 октября. В цифрах приблизительное соотношение «правильных» и «неправильных» народных депутатов можно определить как 250:150. При пятидесяти блуждающих, но как правило примыкающих к большинству.

Униженные и бессильные

Ничего необычного в таком соотношении нет. Оппозиция в парламенте находилась в такой пропорции к власти при двух первых президентах Украины, и ее влияние на законотворчество в 1992—2004 годах преувеличивать не стоит. Исключением из этого был процесс принятия Конституции в 1996 году, а также эпизоды, когда конституционным большинством преодолевалось президентское вето на принятые законы.

Новой не является и резкая поляризация политических сил, когда, не обладая достаточным количеством голосов, та или иная политическая сила блокирует работу парламента. Это стало обычаем не в последние годы, а лет десять назад, когда председатель ВР Александр Ткаченко, манипулируя регламентом, не допускал собственного переизбрания.

Однако же и в те годы, и позже противостоящие друг другу группы народных депутатов (позже — фракции) умели находить компромиссы, сглаживать противоречия, не доводить до абсурда амбиции политических лидеров, заводящих депутатский корпус в тупик.

Нынешняя ситуация отличается от всего, что происходило в Верховной Раде не только в последние годы, а вообще за годы независимости Украины. Мнение оппозиции и законопроекты, представляемые оппозиционными парламентскими фракциями, большинством отвергается с порога даже в том случае, если они никак не противоречат позиции правительства и правящей коалиции. Иначе как уничтожением оппонентов и разрушением парламентской демократии такое положение назвать невозможно.

Особенно зловещую роль в построении парламентской монополии играет председатель Верховной Рады Владимир Михайлович Литвин. Опираясь на региональное большинство и принятый в этом году регламент, он делает все, чтобы еще больше сузить и так ограниченные возможности фракций БЮТ (теперь — «БЮТ — Батькивщина») и БНУНС.

С начала текущей недели и с начала нынешней сессии согласительные советы фракций накануне пленарных заседаний превратились в хронические советы разногласий. Сам принцип планирования повестки дня (в среду повестку формирует оппозиция, в остальные рабочие дни — коалиция) провоцирует конфронтацию. А Литвин конфронтацию только усиливает.

Во вторник, 7 сентября, он сделал все, чтобы в день открытия сессии ни президент, ни премьер не услышали мнение оппозиции по ключевым проблемам с парламентской трибуны, и все ограничилось «парадом». Он сделал все, чтобы поставленные на голосование решения о моратории на повышение цен на газ, услуги ЖКХ и повышение пенсионного возраста проходили по сокращенной процедуре обсуждения и большинством были провалены.

В среду, 8 сентября, когда оппозиционные фракции потребовали повторного голосования по тем же вопросам и широкого обсуждения социальных проблем, наглухо закрытую крышку парламентского котла сорвало. К нескрываемой радости правящей коалиции, в «свой день» бютовцы заблокировали трибуну. Все депутаты покинули Раду, пленарное заседание не закрыли. Литвин же на следующий день заявил, что ему надо сказать спасибо. Когда ВР опустела, он, оказывается, мог вернуть в зал коалицию и проголосовать все, что душа пожелает.

Лучше объяснить, кто в доме хозяин, не удалось бы никому. Униженным и бессильным депутатам из «БЮТ — Батькивщины» в четверг оставалось только демонстративно покинуть Раду. А законодательную вермишель оставшиеся крутили без них. Как ни в чем не бывало.

Кому и за что «поотбивают руки»

Пока укрепляется законодательная часть единой вертикали в парламенте, исполнительная тоже не дремлет. Для проведения Совета регионов 9 сентября Президент Украины выбрал укромное место — город Буча Киевской области. Но современные средства коммуникации без проблем и практически мгновенно распространили информацию о том, что глава государства пожелал донести до представителей мест-ной власти.

Основной посыл состоял в том, что «бюджет — это как священная корова. К нему притрагиваться нельзя, а надо по-хозяйски им управлять». По мнению Виктора Федоровича (и можно с ним согласиться), предыдущая власть управляла бюджетом не по-хозяйски. Грубо говоря, разворовали чиновники все, до чего могли дотянуться. В МЧС, например, и в Госрезерве. Но те, кто к бюджету притронулся, от ответственности не уйдут. «Поотбиваем руки. Не будут ничего уже брать этими руками».

Особенно убедительно такие слова звучат тогда, когда президент не называет имен. С одной стороны, это правильно (виновных определит суд, заметил Янукович). Но с другой стороны, получается, что президент обвинил всех, кто имеет отношение к бывшей, читай, «оранжевой», власти. И понятное дело, никакого отношения к злоупотреблениям не имел и не имеет.

Такое отношение (огульные обвинения) для наших дней характерно. На волне обвинительной истерии, которая раздувается в Украине самим Януковичем и его партией, можно с легкостью расправиться с политическими противниками, использовать «привлечение к ответственности», например, в избирательной кампании.

Наученные опытом Кучмы, регионалы предпочитают пока не «привлекать к ответственности» саму Тимошенко. Поместить ее нынче в Лукьяновку — значит обеспечить БЮТ победу на местных выборах. Гарантировано. Но вызвать на допрос в СБУ Александра Турчинова (бывшего главу этой организации и бывшего первого вице-премьера) — дело другое. Работа Александра Валентиновича в качестве нынешнего главы избирательного штаба допросами будет значительно осложнена, если не сведена к минимуму.

Турчинов, однако, фигура крупная. По делу «РосУкр-Энерго» или по другим делам его можно привлечь, но осудить трудно. С мелкой же рыбешкой церемониться нечего. Можно предположить, что до выборов сообщения о допросах, задержаниях и арестах «оранжевых» последуют одно за другим. Не только по делам, связанным с хищением бюджетных средств или взятками, но по делам, которые не имеют никакого отношения к имуществу.

Показательным в этом смысле является задержание, проведенное 8 сентября СБУ в Киеве, собственного сотрудника, ученого директора Львовского национального музея — Мемориала памяти жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого» Руслана Забилого. В рамках возбужденного уголовного дела о разглашении государственной тайны у него был изъят ноутбук и два жестких диска, содержащие комплекс документов о деятельности ОУН-УПА.

Напомним, что тюрьму на улице Лонцкого во Львове использовали для заключения и массовых убийств людей как гестаповцы, так и советские чекисты. Указ о рассекречивании документов по этой тематике подписал президент Ющенко. И при главе СБУ Наливайченко рассекречивание документов по украинскому освободительному движению было проведено. Но желание повернуть ход истории вспять берет верх надо всеми указами. Еще чуть-чуть и со всеми секретами Украина вернется во времена Брежнева.

Об этом по другому поводу, но весьма кстати, во время общения с читателями газеты «Аргументы и факты в Украине» сказал человек, хорошо знакомый со временем «застоя». «Остановитесь, ребята, остановитесь. Потому что зайдете так далеко… и знаете, чем это кончится», — сказал Леонид Кравчук.

Леонид Макарович хорошо помнит, чем это кончилось. Хорошо бы и нам вспомнить. Особенно перед выборами.


Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.

httpss://yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews