Одесский оперный: Проскурня напомнил Дуде, что ложь никогда не станет правдой (полный текст)

 Открытое письмо экс-и.о. генерального директора Одесского национального академического театра оперы и балета, народному артисту Украины, Анатолию Ивановичу Дуде.

Хватит! Достаточно! Прекратите! – такие крики издавал мой внутренний голос после прочтения Вашего  интервью «Взгляду из Одессы», записанного журналистом Борисом Штейнбергом. Прекратите лгать! Прекратите повторять обвинения, которые даже на Привозе уже воспринимают со смехом! Прекратите травлю и дискредитацию!

Очевидно, для того, чтобы Ваша, Анатолий Иванович, «миссия» выглядела значительно, а деятельность в течение 11 месяцев руководства театром более правдоподобно, необходимо прежде всего перечеркнуть тот опыт, который театр и я вместе с ним прошли всего за 80 дней. Вдумайтесь, Ваши 11 месяцев – это более 330 дней (!). Так вот, мои обвинения сейчас прозвучат еще и еще раз, и я буду искать любую возможность, чтобы донести до коллектива театра и до общественности хотябы частички правды и фактов, которым нет оправдания. И, поверьте, градус моего возмущения сейчас таков, что молчать нет никаких сил.

ВЫ ФОРМИРОВАЛИ В ТЕАТРЕ БЕСПРЕДЕЛ

Не Вы ли, Анатолий Иванович, руководили более 10 лет первичной организацией Коммунистической Партии Советского Союза в театре? Очевидно, «руководящая роль и направляющая сила» неоднократно использовались Вами для выстраивания системы администрирования (без парторга не принималось ни одно решение дирекцией), поощрений (исключительно члены КПСС могли получать высокие звания)  и наказаний – а значит системы карьеризма. Именно в эти времена особенно четко прослеживались критерии, отголоски которых и сейчас звучат в театре: быть приглашенными и петь на дне рождения секретаря обкома партии, обкома комсомола, прокурора, начальника милиции еtс – погреться в лучах славы власть предержащих. Именно в то время Вы вошли в номенклатуру власти и стали получать одну за другой должности.

Не мне анализировать, чем и как вы занимались в филармонии, но вот в Союзе театральных деятелей Вашу работу я наблюдал много лет. Напомню читателям, что мой личный позиционный конфликт с Вами разгорелся в тот момент, когда наша «молодая» команда была приглашена к руководству СТД Украины в 2001 году. Тогда неоднократно на заседаниях совета, в которых Вы принимали участие, мы предупреждали о тех неблаговидных деяниях, которые уже наблюдались в Одессе: и пансионат «Черноморка» и Одесский дом актера уже тогда были под прицелом прихватизаторов. Именно на Вашей совести, Анатолий Иванович, тот коллапс, который сегодня переживает театральная организация в Одессе.

Так вот то, что происходит в театре – все эти левые экскурсии, билетные махинации, неучтенные спектакли, грабеж коллектива на зарубежных гастролях, т.е. теневые схемы, которые так искусно создает Светлана Ивановна Холденко – все это происходит годами при Вашем личном попустительстве! Или, может быть, при Вашем долевом участии?
Неужели, возглавляя группу по моему свержению, Вы не знали кто такая Светлана Ивановна Холденко?! Нет, Вам было выгодно теснейшее сотрудничество с ней во имя изгнания из театра профессионального менеджера, который с первых же шагов начал раскрывать теневые схемы и всего за месяц вскрыл в театральном хозяйстве такое, что Холденко и ее сообщники испугались настолько, что пробились даже к премьер-министру!

О Вашей мимикрии ходят легенды! Вы, ментальный коммунист, – будете петь в кабинетах любой власти и любой партии, только бы не выпасть из номенклатуры. Но в контексте последних президентских выборов Вы превзошли себя! Завесить город плакатами в поддержку одного из кандидатов, да еще и подписаться в должности – недопустимо для руководителя Национального учреждения.

Не Вы ли, Анатолий Иванович, отстаивали в Министерстве культуры и туризма показатели плановой посещаемости театра до 37% наполняемости зала? А что это, если не сознательное занижение доходов, ведь реальные цифры другие! Заниженные показатели тоже подавала С.И.Холденко, но ведь подпись же под документом стоит Ваша!

Не Вы ли продолжали попустительство в проведении экскурсий, от которых театр не имеет ни копейки, а денежки экскурсанты платят прямо в карман экскурсоводу? Не надо обладать большим воображением, чтобы понимать, как это связано с дирекцией театра. Хочу поделиться с Вами недавним разговором в поезде. Пожилая женщина возвращалась из  Одессы, где отдыхала в одном из санаториев и, не зная, какое отношение я имею к театру, коротая время в поездке, начала рассказ о посещении Одесской оперы. Я еще раз убедился, что и при Вас, Анатолий Иванович, все работало по старинке. Так вот, большую группу из 50 человек собрали в санатории и повезли в театр автобусом. В автобусе каждый сдал экскурсоводу по 65 гривен. Группу завели в театр через центральный вход в 18:15 и в течение получаса водили по театру. Потом всем предложили остаться на спектакль и рассесться на свободные места без билетов (!). В тот вечер давали балет «Нуреев forever». И Вы, как и.о. директора ничего об этом не знали?! А сколько таких групп бывает в театре ежедневно!

ПРОФКОМ И ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ

Несколько слов хочу сказать Вам, Анатолий Иванович, о вечных проблемах, которые я только успел определить, но решить которые Вы и С.И.Холденко мне не дали. Годами в театре не решаются социальные проблемы. Профсоюзная организация работников культуры, который возглавляла Людмила Сергеевна Ширина-Плугатарева, а сейчас возглавляет Анатолий Николаевич Пастухов – ничего не делает для коллектива. Очевидно, и в дальнейшем, группа товарищей будет использовать профсоюз для организованной борьбы с любым директором, кто бы ни пришел в театр. На этом функция профкома заканчивается. Где решение проблемы оздоровления членов коллектива? Где льготные путевки для работников театра и членов их семей, для детей? Где система снабжения качественными и недорогими товарами, которую именно профкомы должны внедрять? Например, я знаю театры, которые договариваются с фермерами и те практически по себестоимости доставляют прямо к театру мед, крупы и другие продукты питания.

А сколько театр теряет возможностей от абсолютной бездеятельности в организации шефской работы?! Да такой огромный творческий коллектив может давать концерты как для государственных, так и для коммерческих предприятий, да и для аграрных. Уверен, что шефская работа в районах Одесской области могла бы принести коллективу театра огромную пользу. Не говоря уже о пользе области.

А почему не ведется сотрудничество с городом? Ведь театр остается самым ярким брендом Одессы! И тут, Анатолий Иванович, зарыта проблема – Ваша личная неприглядная история в отношениях с руководством города.

Определим лишь пунктирно круг проблем, которые можно было хотя бы начать решать за Ваши долгие 330 дней работы и.о. директора: сценическое оборудование в аварийном состоянии, что не позволяет решать новые творческие задачи, да и эксплуатация старых спектаклей происходит с трудом – оборудование не работает; ремонт противопожарного оборудования не производится, что ставит театр на грань риска; производственные цеха в театре в плачевном состоянии, современное оборудование не покупается, помещения не ремонтируются, рабочие места не обеспечены; репетиционная площадка, которая позволяла бы проведение параллельных со сценой репетиций, отсутствует; наконец, текущий ремонт великолепного здания театра не производится, что в результате может привести к необходимости нового капитального ремонта уже через несколько лет. Вы скажете, что на все это нет средств? Я отвечу: умейте зарабатывать! Но о менеджменте – несколько позже.
А что происходит с так называемым общежитием на улице Садиковской 18? Вот уже седьмой год там нет горячей воды, а зимой даже нет отопления. Комнаты – бывшие кабинеты театрального комбината – не ремонтировались десятилетиями. И в таких условиях живут работники театра, солисты балета и оперы. Их права профком Шириной-Пастухова не защищает.

Кстати, хочу напомнить Вам, да и читателям, что альтернативная профсоюзная ячейка в театре возникла не зря. Это был яркий протест совестливых и профессионально одаренных работников против бездарности и корыстности руководства ячейки работников культуры. На простые вопросы: на что идут взносы, как оперирует финансами госпожа Ширина, а теперь и господин Пастухов – ответа нет до сих пор.

ФИНАЛ ЮБИЛЕЙНОГО СЕЗОНА

Воистину, юбилейный 200-й театральный сезон войдет в историю театра как сезон страстей, углубления административного кризиса и общественного позора. То, что Вы, Анатолий Иванович, возводите в ранг великих побед – для любого коллектива уже давно минимальная норма. Вы рассчитываете на реакцию обывателя? на тех, кто не знаком с репертуарами и событиями в оперных театрах страны? кто не может посещать знаковые премьеры за границей? Но Вы забываете, что сегодня существует Интернет и спутниковое телевидение. Те, кто любит оперное искусство и искусство танца, давно ориентируются в мировых трендах. Именно к ним направлены мои месседжи.

Национальный театр не должен позволять себе работать в таком ленивом и несобытийном режиме. Очевидно, я замахнулся на высокую планку, когда декларировал 4 оперных, 4 балетных премьеры и минимум 80 тематических концертов. В юбилейный сезон необходимо было вспомнить о ВСЕХ великих, кто участвовал в деятельности театра в течении 200 лет. Мне представлялась афиша ВСЕГО сезона! Это была первая попытка предложить зрителям абонементы на все 200 театральных событий (это кроме показа репертуарных спектаклей). Кому из отечественных театров повезло с юбилеем? Только Одесскому! И что же, премьера «Айболита», работа над которым началась еще при моем участии? Премьера балетного концерта с минималистическими сценическими средствами «Нуреев forever»? Сейчас готовится возобновление «Пахиты»… в старых декорациях. И, о, конечно же, единственная оперная премьера – «Турандот»!

И Вы позволяете при этом говорить о раскрытии потенциала театра? Вы передергиваете! Да, участие Ольги Сподаревой и Татьяны Анисимовой в этой постановке свидетельствует о гибком подходе создателей спектакля, ведь обе певицы генетически связаны с Одесским оперным. Но где же акценты на солистах собственного театра? Почему, например, так мало внимания уделено успеху Ларисы Зуенко в партии Лю? Вы льстите коллективу театра, говоря о том, что его творческий потенциал выше Киевской оперы – а сами ничего не делаете для раскрытия этого потенциала. Почему не состоялось ни одного бенефиса? Почему не состоялись концерты солистов – новых победителей международных конкурсов? Почему ни город ни страна не знают о талантливых артистах театра, а в течение почти  всего сезона беспрецедентно пиарился Алексей Иванович Ботвинов? Ни одной телепередачи, посвященной юбилею, ни специального буклета, ни тем более музея! Даже попытки не было совершить хотя бы несколько действий, достойных знаменательной даты.

 
МЕНЕДЖМЕНТ ИЛИ КОРРУПЦИЯ?

Вы, Анатолий Иванович, кривите душой, утверждая, что приказ о реформировании театра, который так возмутил часть коллектива, отменен. Вы не удосужились за все 330 дней поинтересоваться правовой и экономической составляющими этой реформы. Вы только обратились к новому министру культуры и туризма Украины Михаилу Андреевичу Кулыняку с просьбой приказ отменить, но министр дал поручение соответствующим подразделениям министерства доложить о сути реформы и ответил Вам отказом. К тому же напомню Вам, Анатолий Иванович, что определением Одесского окружного административного суда от 15 марта 2010 года иск первичной профсоюзной организации об отмене Приказа Министерства культуры и туризма Украины о проведении реорганизации театра был оставлен без рассмотрения. Так что Одесский национальный просто обязан стать государственным предприятием, а Вы, не выполняя приказ министра, совершали административное преступление.

Вам и невдомек, что предложенная модель государственного предприятия направлена, прежде всего, на решение тех проблем, которые так мешали Вам и А.И. Ботвинову в реформаторской деятельности. Именно статус предприятия позволяет накопление средств и по согласованию с Министерством – их целевое использование. А значит, театр имеет право на прибыль! И средства эти могут быть направлены на новые постановки, в фонд развития (что поможет в решении многих технологических проблем, приобретением оборудования – видеопроекторы до сих пор арендуются, а не принадлежат театру), фонд потребления (надбавки за особо сложные партии или за большее количество спектаклей). Сейчас, в статусе бюджетного учреждения, театр должен прибыль отдавать в госказну. Именно поэтому никогда здесь прибыль не показывали! Всегда, повторяю ВСЕГДА одесская опера подавала вышестоящим органам заниженные показатели!

И Вы, Анатолий Иванович, а вместе с Вами и госпожа Холденко, никак не могли смириться с тем, что уже в июне 2009 года на втором месяце моей работы финансовые показатели поднялись почти вдвое (благодаря прежде всего интересу зрителей к фестивалю «Парад дирижеров»), а когда я взял под личный контроль продажу билетов на премьеру «Кармен» – театр заработал невиданную сумму – более 130 тысяч гривен за спектакль! Таким образом, мне удалось за 80 дней не только рассчитаться за долги по энергоносителям и по авторскому праву, но и выплатить, как вы говорите, «удовлетворительную зарплату» всем приглашенным дирижерам и артистам, а их было немало. К тому же практически доход от двух премьерных спектаклей «Кармен» превысил сумму затрат на спектакль. И дело не в том, что декорации были арендованы с правом последующего выкупа. Дело в том, что театру необходимо проводить прозрачную финансовую политику. А еще в том, чтобы абсолютно ВСЕ подразделения театра работали слаженно. А в организации такого процесса самая важная роль чья? Правильно – директора!

Так к кому же претензии, Анатолий Иванович?! Вы говорите о саботаже? А ведь когда я почувствовал саботаж, сразу начал ставить своих людей на ключевые места. Да не успел всех сменить, а жаль… К тому же Вы с госпожами Холденко и Шириной организовали «заседание ГКЧП» в день, когда я руководил подготовкой концерта Одесской области во дворце «Украина» в Киеве. Так что войну можно сказать начали лично Вы с нападения мне в спину.

ТАК КТО ЖЕ ПРОХОДИМЕЦ?

Вы, Анатолий Иванович, не стесняетесь в выражениях. Особенно Вам нравится слово «проходимец», ведь Вы научились в советской парторганизации навешивать ярлыки и давать установки. И точно так же сами себе дали установку, дескать, Проскурня хочет: а) уволить всех творческих работников; б) устроить в театре ночной клуб; в) приватизировать театр – памятник истории и архитектуры национального значения. Немыслимо! На самом деле надо быть тонкими и ранимыми творческими людьми, чтобы поверить в эту чепуху!

Вы специально выдергиваете из контекста отдельные фразы, чтобы потом пугать людей, изменяя смысл сказанного до обратного. Так ведь получилось и с темой «увольнений». А ведь я множество раз повторял: никто из творческого состава уволен не будет! А процедура реорганизации – исключительно формальность со сменой печати в трудовой книжке.

Самое важное для Вас – компрометация «врага» любыми средствами. Вспомните, Вы обвиняли меня в закрытии театра на репетиционный процесс перед премьерой, а потом сами же поступили точно так же. И это естественно! Ведь в каждом театре несколько дней дается на тотальный выпускной период и генеральные репетиции на сцене. Вы обвиняли меня в том, что я пригласил в премьерный спектакль «Кармен» «чужих» солистов, преднамеренно отрицая блестящий дебют талантливейшей продолжательницы одесской оперной школы Екатерины Цимбалюк и возвращения на одесскую сцену уже прославившегося за границей Эдуарда Мартынюка. В новой «Кармен» (ударение ставьте, где Вам заблагорассудится) из 15 солистов – 9 до сих пор работают в театре. Могли бы участвовать и другие, если бы Вы их не отговорили.

Вы с  А.И. Ботвиновым на память изучили внесенную мною в театр Концепцию развития, между прочим, утвержденную Коллегией Министерства напрямую, ведь в течении 2008 года Министерство не могло получить от театра внятных формулировок стратегии деятельности. И Вы с сыном бесстыдно цитировали целые фрагменты из моей Концепции, выдавая это за свое ноу-хау. А ведь все очень просто – театр должен развиваться. Это объективный процесс, который, рано или поздно произойдет, впрочем, это зависит от каждого в нем работающего. И не проблема пригласить в театр то ли Гетца, то ли Чернякова, – проблема в том, чтобы театр был готов к работе с ТАКИМИ мастерами современной режиссуры. И Ваше счастье, что Кристиан фон Гетц оказался терпеливым, а ведь С.И. Холденко рассчитывала, что именно он в истерике сорвет выпуск спектакля.

Вы пугаете Одессу примером «приватизированного» Михайловского театра в Санкт-Петербурге. А Вы там когда были в последний раз? И были ли вообще? Тогда посмотрите сайт театра: www.mikhailovsky.ru и убедитесь, что театр с ужасом вспоминает о прошлых временах застоя и отсутствия менеджмента. Знаю, что говорят о Владимире Кехмане, но то, что театр сегодня в обойме выдающихся и что в нем считают за счастье работать великие мастера современности – не отнять. Так что могу только гордиться таким сравнением. А вот в отношении приватизации – нельзя, Анатолий Иванович, нельзя приватизировать ТЕАТР, потому что он представляет собой комплекс памятника истории, архитектуры и творческого коллектива и защищен государством. Так что не пугайте детскими страшилками взрослых людей!

Самое непостижимое, чему не могу найти обычного человеческого объяснения – чувство страха, которое разлито в коллективе театра и владеет душами людей. Страх этот – потерять работу, годами не выходить на сцену, выслужиться перед такими монстрами карьеризма и номенклатуры, как Вы, Анатолий Иванович, С.И. Холденко, Л.С. Ширина-Плугатарева и верный когда то Вам боевик, а теперь и Ваш предатель А.Н. Пастухов. Есть в театре еще несколько важных фигур, от настроения которых зависит судьба простых сотрудников и творческого персонала. В атмосфере запугивания и страха НЕВОЗМОЖНО создавать художественные произведения. Так что Вы получили урок и стали жертвой своей же системы.

А еще хочу Вам посочувствовать: получить столько ударов, и в спину в том числе, от бывших соратников по борьбе – это ведь какое здоровье надо иметь, чтобы вынести! Но ничего, думаю, Вы скоро оправитесь и будете искать все новые и новые случаи проявить свою выдающуюся номенклатурность. Вы ведь из «непотопляемых», точно так же, как и Ваша коллега С.И. Холденко.

Кстати, и попросите А.И. Ботвинова не писать пасквили от имени одесских журналистов на министра М.А. Кулыняка, ведь именно благодаря его вмешательству премьера «Турандот» состоялась. Он еще тогда у меня спросил: а кто же это всесильная Холденко? Теперь министр настолько глубоко прочувствовал ситуацию, что в самом деле задумался, кого бы прислать в этот сложный коллектив.

И последнее: Вы, Анатолий Иванович, так много кричали о духовности, в дни, когда изгоняли меня из театра. А в эти трудное для себя время что-то не вспоминаете эту важнейшую для творческого человека категорию. Может быть, Вы все-таки начали чувствовать, что не всякая бравада воспринимается обществом. Но ведь еще прошу Вас понять: ложь никогда не станет правдой. В свою собственную ложь можете поверить только Вы.

Сергей Проскурня,
авторский перевод с украинского

26-30 июня 2010 года. Одесса

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews