«ЮГ»: Страна сделала выбор

 Семьдесят лет власть проводила селекцию, мичуринцы ГУЛАГа растили хомо советикус. Результат налицо. На свободных демократических выборах в Украине избиратель вы-брал славное прошлое, не позволил украинскому народу шагнуть в цивилизованный мир.

Президент меньшинства

Новоизбранный Президент Украины внешне напоминает Брежнева того периода, когда Леонида Ильича хватила первая кондрашка. Судя по «саундтреку», он так же способен мыслить. Но на этом сходство кончается. К сожалению. За советским генсеком стояла вышколенная и профессионально подготовленная номенклатура. За украинским «Лидером» — разношерстная клептократия, из арифметики усвоившая два действия — отнимать и делить.

Этим донецкая команда и хочет заняться под фанфары своей пока еще неверной победы. Те, кто приписывают Януковичу какие-то масштабные планы по преобразованию страны, по наведению порядка, по переориентации внешней политики с Запада на Восток и тому подобное, сильно ошибаются. Бодливой корове Бог рога не дает, а регионалам для великих дел он не дал ни разума, ни силы.

Новый Президент Украины впервые за годы независимости избран меньшинством избирателей, принявших участие в голосовании. Он победил на трети территории страны — в совковом поясе на юго-востоке. Причем определенная часть поддержавшего его электората голосовала не столько за Януковича, сколько против Тимошенко или против «оранжевых» как фантома. О выборе народа в таких обстоятельствах можно говорить лишь условно.

Еще меньше оснований говорить о том, что Виктора Федоровича в начальники выбрал политикум. Ход избирательной кампании показал, что значительная часть местной власти в Украине прочно схвачена (а, главное, прочно удерживается) премьер-министром Юлией Тимошенко. И менять ориентацию в ближайшем будущем никто особенно не собирается. Но все это семечки по сравнению с тем, какие сложности возникают у новоизбранного президента во взаимоотношениях с центральной властью.
В треугольнике президент — парламент — правительство Виктор Федорович займет такую же позицию, какую сейчас занимает Виктор Андреевич. Формально обладая большими полномочиями в области внешней политики, в области контроля над силовыми структурами и государственной администрацией, глава государства не может реализовать объем своих полномочий на практике. И в ближайшее время не сможет.

Связанные одной цепью

Соображения политиков и политологов о том, как с помощью перестановки кадров новый глава государства быстро преобразует власть под себя, не могут вызвать ничего, кроме улыбки. Без согласования с правительством и судебной тяжбы Янукович, скорее всего, не сможет сменить даже глав админи-страций. О том, чтобы сменить само правительство, Януковичу в обозримом будущем остается только мечтать.

Но с Тимошенко-премьером доны все-таки могут договориться. Намного сложнее договориться с парламентом в целом, как теперь выражаются, конвертировать победу на президентских выборах в новую, подконтрольную регионалам правящую коалицию. Нельзя сказать, чтобы эта задача не имела решений. Их даже два. Но оба наталкиваются на непроходимое упрямство партийных лидеров.

Самым радикальным решением, решением, обеспечивающим поддержку любых преобразований и реформ в стране, была и остается так называемая «ширка» — парламентская коалиция фракций БЮТ и Партии регионов. Такая коалиция в принципе была возможна летом, когда перспектива победы на президентских выборах у Януковича была призрачной. Такой же призрачной она была и у Тимошенко. Изменив Конституцию, два лидера могли бы разделить власть в стране на паритетных началах и сохранять паритет, невзирая ни на какие выборы, лет пятнадцать.

Теперь все изменилось. Избирательная кампания и выборы превратили потенциальных сотрудников в ожесточенных врагов. Особенно это касается проигравшей выборы Юлии Владимировны, которая не может ни с кем договариваться иначе, как через интригу. Но интриги никакой нет. Оставшиеся козыри (поддержка более сорока пяти процентов проголосовавших на выборах граждан) из рук скоро выпадут. А если процесс затягивать и оспаривать проигрыш в судах, — козыри превратятся в балласт. ЮВТ это, кажется, не понимает. Она намерена драться с Януковичем «до последнего голоса».
Второе решение проблемы правящей коалиции, на первый взгляд, проще первого и перспективнее. Коалиция трех фракций — ПР, БНУНС и блока Литвина даст возможность новому президенту сформировать новое правительство с новым премьером. В области экономики и наведения элементарного порядка (без существенных реформ) внутри такой «тройной» коалиции можно достигнуть согласия. Если за пределом договоренностей не наступать партнерам на мозоли.

Слоны в посудной лавке

Янукович и его окружение, однако, от этого удержаться не могут. Прочитанное Виктором Федоровичем на русском языке обращение к украинскому народу по результатам выборов нельзя назвать иначе, как спланированной провокацией. Такой же провокацией является озвученное избранным президентом предложение вернуться к идее консорциума по газо-транспортной системе, консорциума, где Украине будет принадлежать только тридцать процентов активов.
Этих выступлений достаточно, чтобы вы-звать самую резкую реакцию у потенциальных союзников во фракции «Наша Украина — Народная самооборона» и положить конец разговорам о любой форме сотрудничества. Как совместить это с заявлениями регионалов Азарова и Грицака, что переговоры ведутся и вот-вот завершатся, неясно.
Гораздо яснее выглядит перспектива ситуативного большинства, контролируемого президентом и противостоящего правительству в Верховной Раде до конца каденции. То есть до парламентских выборов 2012 года. Со стороны этот кошмар выглядит как бессмыслица, наносящая невосполнимый вред государству. Но у кошмара есть своя логика. Состоит она в том, чтобы два года подряд торговаться с политическими оппонентами по каждому вопросу. Не только с прибылью для лидеров партий и фракций, но и с пользой для конкретных народных депутатов.

Впрочем, перечисленные выше варианты развития событий для Украины являются одинаково тупиковыми. Они не предусматривают единой политики по выводу страны из кризиса, консервируют недееспособную политическую систему, сохраняют пребывание у власти засевших в парламенте политиков «отстоя». У этих людей мало шансов быть переизбранными, они скорее застрелятся, чем согласятся покинуть зал под куполом навсегда.
«Мы категорически против досрочных парламентских выборов. Так же, как против все наше общество», — заявил 9 февраля лидер фракции блока Литвина в ВР Игорь Шаров. Надо отдать должное Игорю Федоровичу — он действительно выразил мнение общества. Но не гражданского общества, а общества тех, кто мандатом и должностью защищен от страны, разоренной собственной властью.
Исторический опыт, однако, доказывает — такая защита недолговечна.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ
yug.odessa.ua

 

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews