Эдуард Гурвиц: Одессе есть что показать

Эдуард Гурвиц: Одессе есть что показать«Нет, что-то есть в этой почве. Нет, что-то есть в этих прямых улицах, бегущих к морю, в этом голубом небе, в этой зелени акаций и платанов, в этих теплых вечерах, в этих двух усыпанных огнями многоэтажных домах, один из которых медленно отделяется от другого и пропадает. Нет, что-то есть в этих людях, которые так ярко говорят, заимствуя из разных языков самое главное».
Михаил ЖВАНЕЦКИЙ

 

2 сентября 2008 года Одессе исполняется 214 лет. За последние годы День города стал для Одессы традицией, а для его жителей — большим праздником. В нынешнем году — это художественные выставки, фотовыставки, фестиваль рок-музыки, концерт к 100-летию Д. Ойстраха, фестиваль польского кино, спектакли уличных театров, карнавальное шествие, праздник «Живые шахматы», традиционный концерт на Потемкинской лестнице, а в завершение — праздничный фейерверк. 

Но, помимо праздников, город живет обычной жизнью. Одесса сегодня является одним из самых динамично развивающихся городов Украины, где, как и в любом другом городе, есть свои проблемы. Условия современного мира требуют от властей и жителей Одессы постоянных усилий по поддержанию звания уникального города. Как живет сегодня Одесса? Каковы ее проблемы и достижения? В преддверии Дня рождения города мы обратились с этими вопросами к нынешнему одесскому мэру Эдуарду Иосифовичу Гурвицу.

— Эдуард Иосифович, как вы относитесь ко Дню города — 2 сентября? Что этот праздник означает для вас, для одесситов?
— Это праздник для всех горожан, и мы стараемся делать все для того, чтобы люди ощутили это. В 2005 году я подписал распоряжение о том, что Дни рождения города будут нерабочими, а затем придется отрабатывать одну определенную субботу. Работать в этот день действительно невозможно. Например, в День юмора — 1 апреля — милиция сообщила, что на улицы города вышло 300 тыс. человек, что поставило это событие в ряд самых крупных и масштабных в стране. А в День города на улицах людей будет еще больше, я в этом уверен. Одесситы привыкли широко отмечать этот день, а задача городской власти — разнообразить праздничную программу.

 — Эдуард Иосифович, как вы оцениваете свою работу на посту мэра, многое ли удалось выполнить из того, что было обещано одесситам?
— Судьба сложилась так, что на этот пост я пришёл много лет назад. Хоть на семь лет нас отсюда и выгнали совершенно незаконно, но планы, которые были еще в начале 90-х гг., претворяются в жизнь и сегодня. Все это дается ценой огромных усилий при малой поддержке со стороны центра. Я понимаю, что центральной власти все время не до нас, но, тем не менее, страна держится на городах, селах, поселках, а не на улицах Грушевского и Банковой. Я не один год провел там и знаком с психологией многих наших политиков. Они считают, что являются главными и определяющими в стране, а народ становится народом только под выборы, все остальное время — это население. Это глубокая ошибка. Что же касается результатов нашей работы, то можно взять статистические отчеты и посмотреть, что было сделано за последние годы и по строительству, и по благоустройству города, и по социальной защите населения, и по важнейшим объектам инфраструктуры. Сделано многое, но, и мы это понимаем, пока недостаточно.

— Господин мэр, в каком состоянии находятся сегодня санатории, базы отдыха, в целом туристическая инфраструктура Одессы? Решается ли проблема с застройкой склонов города? Как обстоят дела с инвестициями?
— То, что пока в неприглядном виде находится одесское побережье, нас серьезно беспокоит. Мы стараемся сохранить природные возможности Одессы, ее красоты, в том числе уникальный пейзаж береговой линии. Но любить город — это вовсе не значит законсервировать его или какую-то его часть в нынешнем далеко не идеальном состоянии. Я убежден, в городе должна быть построена набережная, необходимые для зоны отдыха объекты — отели, рестораны, развлекательные заведения и т. д. К сожалению, при обсуждении этой и некоторых других насущных проблем мы часто сталкиваемся с различного рода спекуляциями. Например, каждый раз, когда мы срезаем больные деревья в городе, возникает явно надуманный скандал. Но вот прошел последний ураган, который в один момент снес 1124 дерева, а, по мнению специалистов, всего в городе до семи тысяч больных, старых, негодных деревьев. Или перед каждым летним сезоном появляются «знатоки», которые бездоказательно заявляют, что вода в море негодная. А впоследствии выясняется: вода хорошая, претензий нет. Или говорят, песок в ужасном состоянии. Это тоже не так. Всемирно известная голландская фирма дополнительно намыла песок на одесские пляжи, а мы закупили современные машины для его регулярного просеивания. Другое дело, многие отдыхающие после того, как поели, выкапывают ямку и закапывают все, что осталось после еды, в песок. Тем не менее, каждое утро песок сеют.

Что касается инвестиций, то в Одессе желают работать многие. Однако большие сложности создает несовершенное земельное законодательство, а у Верховной Рады никак не дойдут руки до принятия соответствующих законов со строгим разделением компетенций, возможностей и всего прочего. Длительность прохождения всех необходимых документов пугает инвесторов. Но, тем не менее, Одесса наряду с Киевом остается одним из самых привлекательных городов в инвестиционном плане. Как сказали инспекторы УЕФА, Одесса является самым привлекательным из городов, претендующих на проведение матчей Евро-2012. Знаете, что они имели в виду? 70 % билетов чемпионата будут проданы в Англии, Франции, Германии, Италии, других европейских странах, а болельщикам, кроме самих матчей, надо показать и город — в Одессе есть что показать.

— Решение каких проблем сегодня является первостепенным для города?
 — Много лет назад в Нью-Йорке его мэр Рудольф Джулиани в разговоре со мной обронил дежурную фразу о том, что у мэра, дескать, тысячи проблем. На это я ему ответил, что мне повезло больше, у меня всего лишь одна проблема — это деньги. Ну, а если серьезно, в городе нельзя выделить какую-то одну проблему и сказать — это надо сделать срочно, а все остальное пока можно отложить. Ведь город — это постоянно развивающийся организм, ежедневно требующий новых решений. Причем на местном самоуправлении лежат функции, которые часто не свойственны городским властям на Западе. Это и здравоохранение, и образование, и транспортное сообщение, и жилищно-коммунальное хозяйство, и социальная защита и т. п.

Вместе с тем, нужно обязательно выделить направления стратегического развития города. Вот в Одессу при советской власти приезжали на отдых сотни тысяч людей, была развита сеть санаториев и домов отдыха. Но тогда приезжали потому, что ехать было больше некуда. Можно было поехать в Крым, в Одессу, в Прибалтику, но нельзя было поехать в Турцию, в Грецию, в Монако... То есть в этом была своего рода принудиловка. Сейчас этого нет. Значит, надо добиваться, чтобы Одесса стала туристически привлекательным городом. У нас есть что посмотреть, но при этом многое еще надо привести в порядок. И, вместе с тем, необходимо, чтобы Одесса стала центром отдыха. Это очень серьезная проблема, потому что значительная часть санаториев распродана, уничтожена, необходимо заново создать инфраструктуру для отдыха. Если этому не уделять внимание, то туристы будут ездить за границу.

— А вот интересно, Эдуард Иосифович, Одесса сегодня развивается больше как бизнес-центр или как туристический центр?
— Это может сочетаться. Я хотел бы, чтобы вопросы промышленного развития отошли в сторону. Город, который расположен всего на 161 кв. км и по плотности населения давно обошел все другие областные центры Украины, не должен развиваться как промышленный центр. Для этого есть 33 тысячи кв. км области. Логика подсказывает, что промышленное производство должно выноситься из города. Мало того, необходимо рационально использовать освобождающиеся площади для основной стратегической цели — создания мощного туристического и рекреационного потенциала. Это касается понимания проблемы как таковой. А его у общественности порой нет. Дескать, как же так — мы были вторым городом в Советском Союзе по станкам, а что сегодня? Да можно быть и сегодня вторыми по станкам, но для этого нужно в 20 км от города построить заводы, которые бы выпускали эти станки, если они вообще сегодня нужны. Все разговоры о восстановлении промышленного потенциала Одессы мне представляются, по меньшей мере, глупыми. Морской грузовой порт, который находится в центре города, при всей непопулярности этой идеи сегодня, я уверен, со временем тоже будет подвинут. Здесь должны развиваться только пассажирские терминалы, которые уже сейчас могут принимать в 10 раз больше туристов, чем принимают. Необходимо восстанавливать пассажирские линии, а развивать перегрузку сыпучих и даже контейнерных грузов надо в других портах — Южном, Ильичевске, которые расположены в этой же зоне, но не в центре Одессы и не под Потемкинской лестницей. Пока нам удалось только вытеснить из города на специально выделенные путепроводы сотни контейнеровозов, еще недавно наносивших Одессе огромный экономический и экологический ущерб.

— Как вы считаете, может ли Одесса выглядеть лучше при таком большом количестве богатых людей в городе?
— Чем больше богатых людей, тем лучше, но при том, что становятся богаче, лучше они, к сожалению, не становятся, — и в этом заключается парадокс. Во-первых, проблема страны в целом и Одессы в том числе — в том-то, что большинство богатых людей деньги зарабатывают в тени, обходя налоги. А во-вторых, за последние годы утеряны традиции подлинного, а не ущербного «предвыборного меценатства». Странное дело: чем богаче становятся люди, тем неохотнее они платят даже коммунальные платежи. Из 20 тысяч малоимущих людей, включенных в нашу базу данных, только 450 не заплатили за тепло. А среди десятков тысяч других неплательщиков оказались депутаты городского и областного совета и те люди, которых на страницах модных глянцевых журналов причисляют к мультимиллионерам. Вот такое отношение к обществу со стороны богатых людей и порождает зачастую неприязнь к ним. Говорят, богатых не любят, — так они же сами себя не любят.

— Существует ли в Украине проблема взаимоотношений между регионами и центром?
— Такая проблема существует во всем мире, я беседовал со многими мэрами (у нас — 38 городов-побратимов). И везде есть такие проблемы, но в Украине они специфические. Все время мы слышим слова о том, что местное самоуправление нужно развивать и ему нужно помогать. В то же время нас постоянно пытаются обобрать, в этом и заключается украинская специфика этой проблемы. И это продолжается всегда, при всех властях и при всех руководителях.

— Согласны ли вы с высказыванием: «Тогда, когда в Одессе началась настоящая политика, в Украине ее еще не было!» (имеется в виду противостояние Гурвиц — Боделан)?
— Понимаете, ведь у нас когда происходит какое-то событие, любят рассказывать, что оно произошло впервые. На самом деле все это уже было, я неоднократно с этим сталкивался. Например, незадолго до развала СССР в одном из районов Москвы принимают определенное решение. Об этом «новаторстве» пишут все передовые газеты столицы, хотя это же решение за две недели до того было принято в Жовтневом районе Одессы, который я тогда возглавлял. Иногда то, что происходило в Одессе в середине 90-х гг., сравнивают с мукачевскими событиями. Да по сравнению с Одессой Мукачево — эпизод! В Одессе все это длилось годами. Противостояние, о котором вы говорите, началось еще в начале 90-х гг., дело дошло до серий покушений, и только в 2008 году появилось решение Верховного

Суда и были осуждены люди, которые участвовали в этих преступлениях. В этом году мы поставили памятник Сергею Варламову (Сергей Варламов — талантливый 33-летний юрист, начальник управления правового контроля Одесского горисполкома, был похищен и убит 22 марта 1998 года накануне выборов городского головы.— И. К.), тело которого удалось найти только через восемь лет. А тело Игоря Свободы еще до сих пор не нашли (Игорь Свобода — занимал должность вице-мэра Одессы, похищен 27 февраля 1998 года.— И. К.). Тогда против нас была брошена вся государственная машина, милиция была на стороне бандитов, это известно. Я неоднократно предостерегал тогдашнего президента Кучму от этого и утверждаю, что он знал, к чему все идет, знал, но ничего не сделал, чтобы предотвратить гибель и страдания многих людей. И несмотря на то, что сегодня некоторые деятели не считают для себя позором поздравлять его со «славным» 70-летием, я уверен, что придет время, когда ответить за содеянное перед народом Украины Кучме все-таки придется.

Нельзя забывать и том, что в Одессе впервые в стране прошли массовые долгосрочные протесты населения против беспредела центральной власти, когда люди пришли и месяц стояли на Думской площади. Это потом только на Майдане повторилось. Но на Майдане люди ощущали всеобщую общественную поддержку, туда приезжали со всех городов, их видел весь мир, в Одессе же в условиях тотальной цензуры и репрессий людям было намного тяжелее. Ни о какой Конституции говорить не приходилось — когда автоматчики врывались через окна и арестовывали моего заместителя (он отсидел 15 месяцев ни за что), когда мой второй заместитель лежал под охраной на больничной койке. Я уже не говорю о том, что сотни людей были уволены, потеряли бизнес. Волеизъявление граждан цинично игнорировалось, ведь в судебном порядке было признано, что Боделан выборы 1998 года проиграл. Решение 2002 года, когда выборы были полностью сфальсифицированы, в судебном порядке отменено в 2005 году, а Боделан просто удрал из страны и разыскивается Интерполом.

У меня есть документ из Генеральной прокуратуры России, где написано, что выдать его не могут, так как он гражданин Российской Федерации. А сколько лет потеряно для Одессы? Ведь за эти семь лет город практически был разграблен. Когда мы уходили, 90 % городского имущества было в коммунальной собственности, а когда вернулись — 90 % продано, 32 санатория просто перестали существовать.

— У вас длительное время сохранялись достаточно близкие отношения с Вячеславом Черноволом. И вы, наверное, имеете свое видение причин кризиса украинского национально-демократического движения. В чем они состоят?
— Во-первых, Вячеслав Максимович — это не только человек, сделавший много для Украины, а исключительно приличный, порядочный, искренний и очень мною уважаемый человек. Украине его очень не хватает. А почему возник кризис украинского национально-демократического движения? — да потому, что таких людей, которые могли бы стоять рядом с Черноволом, мало; потому, что в этом движении были те, кто Черновола практически и погубили, те, кто не стоили и ногтя на его мизинце, но выбрасывали из кабинета его вещи и демонстративно выносили его тапочки. Кто нес тапочки? Червоний, затем оказавшийся в списках «Нашей Украины» и даже ставший губернатором, да его бы этим тапочком по лбу, может тогда это движение стало бы чище и здоровее. И таких «героев» было достаточно, все их фамилии известны, и пока они остаются в этом движении, до тех пор и будет продолжаться кризис. Все упирается в людей; качество людей — это и качество партии.

— После конфликта в Грузии многие в Украине осознали ценность собственного национального государства, мощного военно-оборонительного комплекса. В этой связи — ваше видение дальнейшего развития Украины?
— Я думаю, что, несомненно, Украина должна сохранить свою целостность, и любые спекуляции по этому поводу недопустимы. Но необходимо четко понимать разновекторность устремлений людей, живущих в разных частях страны. Они действительно разные и во внутренней политике, это надо взять на учет. Нужно понимать, что города разные, села разные, люди разные, и нельзя пытаться навязать единый стиль поведения, единые устремления всем. Едиными устремления могут быть только в одном — в сохранении государственности и в ее развитии, но и при этом надо уметь уступать друг другу. Для того, чтобы наладить отношения, даже в семье, надо чем-то поступаться. Надо учиться искать и находить компромиссы. Не может быть компромиссов в отношении границ государства, они должны быть сохранены. Не может быть компромиссов в стратегических устремлениях государства. Но для того, чтобы народ поддерживал эти стратегические устремления, он их должен знать и понимать. Как их суть, так и их выгодность для каждого гражданина. А для этого понимания государство должна проводить большую работу, но сейчас она не проводится. Три четверти населения, я думаю, не расшифруют слово НАТО, большинство никак не вникает в те общеполитические процессы, которые проходят в мире. Но руководители страны не могут думать, что они там наверху примут решение — и так оно и будет. Так не бывает. Даже у нас в городе иногда возникают скандалы там, где их не должно было быть. А в масштабах целой страны это особо чувствительно. Думаю, события на Кавказе показали, что «замороженные конфликты» нельзя надолго оставлять в таком состоянии. Развязка может быть непредсказуемой и трагичной. Они показали еще и то, что ООН — малоэффективная организация, и полагаться только на то, что кто-то защитит, кто-то поможет, ни в коем случае нельзя. Необходимо делать все, чтобы страна имела самостоятельные возможности жить, защищаться, и чтобы она имела твердые гарантии сотрудничества с другими странами.

— Эдуард Иосифович, ваши пожелания одесситам!
— Устремления людей абсолютно разные, кто-то склонен работать день и ночь, а кто-то считает, что самая лучшая жизнь, когда вообще не работаешь. Но с одесситами проще, все они хотят видеть свой город счастливым, смеющимся и процветающим. Этого я им и желаю.

СПРАВКА "Дня": Гурвиц Эдуард Иосифович родился 30 января 1948 года в городе Могилев-Подольском Винницкой области. Образование высшее, закончил Ленинградский инженерно-строительный институт в 1971 году по специальности «инженер путей сообщения». Трудовую деятельность начал студентом в 1966 году: работал разнорабочим, грузчиком, мастером на строительстве.

В 1971—1972 годах служил рядовым Советской армии в ракетных войсках стратегического назначения.
После увольнения из армии, в 1973—1976 годах, работал мастером, прорабом, старшим прорабом на стройках Молдовы.
В 1977—1987 годах — прораб, старший прораб, начальник объединенного участка в различных строительных организациях Одессы.
В 1987 году создал и возглавил один из первых в СССР производственных кооперативов — экспериментально-творческую студию «Экополис».
В мае 1990 года был избран председателем Жовтневого районного совета, а в 1991 году — председателем Жовтневого райисполкома города Одессы.
С апреля 1994 года — депутат Верховной Рады Украины.
В июле 1994 года Эдуард Гурвиц избран мэром города Одессы.
В марте 1998 года он переизбран на эту должность с отрывом от ближайшего конкурента в 70 тысяч голосов. Однако в результате прямого вмешательства центральной исполнительной власти и лично президента Л. Д. Кучмы Кировоградский областной суд признал итоги выборов недействительными. К перевыборам Эдуард Гурвиц в качестве кандидата допущен не был.
В том же 1998 году Эдуард Гурвиц был избран народным депутатом Украины по Суворовскому избирательному округу города Одессы.
В 2002 году вновь баллотировался на должность Одесского городского головы, результаты выборов были сфальсифицированы. Решением Приморского районного суда г. Одессы в 2005 году восстановлен в должности городского головы.
2006 г. — избран мэром Одессы, находится на этом посту до настоящего времени.

Иван КАПСАМУН, «День»
day.kiev.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews