Чужих детей в Одессе не бывает

Чужих детей в Одессе не бывает В рамках городской программы “Чужих детей не бывает” служба по делам детей Одесского городского совета организовала проведение летнего отдыха ребят из приютов и детских домов. В Сергеевку, где находится курортное объединение “Солнечный берег”, на оздоровление и реабилитацию отправились воспитанники детских домов семейного типа, а кроме них те, кого называют “трудными подростками”.

 

 

Если не знать, какие именно дети приехали из интерната, а какие “домашние”, отличить их друг от друга непросто. Все одинаково, озорные и смешливые, носятся по пляжу, увлеченно исследуют морское дно, лепят из песка фантастических животных. Но нет-нет, да и увидишь, у кого-то на руке следы от ожогов окурками – “ласку” садистов-родителей, тоненькие шрамы на кистях - многие из ребят не выдерживая издевательств со стороны “батьків” пытались покончить жизнь самоубийством, или расплывчатую синюю, корявую татуировку – “знак уличной доблести”.

Эти ребята – “центровые”, т.е. те, кто приехал сюда из городского Центра реабилитации для детей, попавших в кризисные ситуации. Попадают туда так называемые “трудные подростки”, работать с ними очень тяжело. Многие замкнуты в себе, взрывоопасны, жестоки. И все же кое-что у современных Макаренко получается. Если еще полгода назад, гавроши только и помышляли, как удрать из центра и вернуться к своим обычным уличным занятиям, то теперь психология их начала меняться. Сейчас у них новое увлечение – “паркур” - смесь легкой атлетики, акробатики и скалолазания.

Паркур придумали солдаты во Вьетнаме. Это быстрота движений, молниеносность и легкость прыжков, заборы, гаражи, дома, перестают быть для тебя преградой. Жизнь по законам паркура - всегда движение и всегда только по прямой. Нежелание отступать здесь преобразуется в умение преодолевать. Все делается с предельной жаждой жизни, жаждой непрестанного движения. Именно так звучит неофициальный девиз паркура “to be and to last” - быть и продолжаться. Под жесткий сырой рэп: “Ты хочешь знать, где настоящее гетто? Это рядом, чувак, не в Америке где-то…” пацаны и девчонки сосредоточенно пытаются делать сальто-мортале.

Что это - тренировка перед очередными уличными подвигами или же злая настойчивость - желание переделать себя? Преподаватели, впрочем, довольны: пусть занимаются, ведь тогда волей-неволей придется отказаться от курения, от клея – иначе не выдержишь.

Ребята из интернатов “центровых” побаиваются, стараются держаться в стороне. Тут другие проблемы: им нужно осознать себя, как самостоятельную личность, то, что в обычной семье с ребенком происходит в возрасте, когда в сознании всплывает слово “я”. Для детей из интерната, которые постоянно находятся все вместе, это трудный процесс. Ведь каждому из них нужно научиться заявить о собственных чувствах, выделить себя в массе. В интернате только очень сильные дети могут проявиться и выделиться, и легче всего это сделать с помощью физической силы. Здесь же, в этом лагере, они получают возможность проявиться через свои человеческие качества.

Возле детского корпуса – памятник Ильичу, за ним, по всему видно, ухаживают, но от частых “оштукатуриваний” исчезли “добрые лучики” возле глаз, нос слился со щеками. Лицо постепенно становится бесформенным, исчезает. Так стерлись, отжили свое советские методы работы с трудными подростками. И нужно придумывать нечто новое.

После пляжа обед, кормят здесь здорово. Поварихи даже вздыхают: “Эх, сколько на тарелках остается!” - не могут ребята эти гулливерские порции осилить. Впрочем, многие из них, изведавшие голодные уличные будни, то, что не могут съесть, норовят утащить про запас. Помните персонажа рассказа Джека Лондона, который пережив вынужденную голодовку, потом в нормальной обстановке, будучи сытым, все равно “на всякий случай” прятал запас сухарей в матрас? Так и они.

Представители городской службы по делам детей навещают ребят не без внутреннего трепета – как они тут, не безобразничают ли? Не скучно ли им? Вдруг от ничегонеделания – начали приключений искать, не убежал бы кто… На сей раз все оказалось в порядке. Еще полгода назад многих из них доставляли в приюты завшивленными, озлобленными, с кучей болячек, объясняющимися между собой исключительно матом, пристрастившимися к клею и водке… А теперь их не узнать: загорелые, шумные, переполненные впечатлениями: “Мы видели дельфинов! Мы устраивали шоу!”. Они уже чинно ходят строем перед безликим Ильичем, распевая свою веселую и немного хулиганскую отрядную речевку: “Солнце светит – мы балдеем! От дождя мы фонареем!”

Конечно кавалерийским наскоком, беспризорность, жестокость в семьях, сиротство не победить, для этого нужны годы. Но, думаю, не приходиться сомневаться в том, что городская программа “Чужих детей не бывает” действенна. Что бы в этом убедиться, достаточно посмотреть на этих ребятишек.

ТРК “Круг”

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews