В Одессе требуют привлечь Алексея Козаченко к ответственности
Газета “Свободная Одесса” уже информировала горожан о ходе расследования нашумевшего дела – убийства молодого парня Алексея Жеребко, совершенного нынешним руководителем Одесской областной организации партии “Народный союз “Наша Украина” Алексеем Козаченко. Напомним нашим читателям суть вопроса. В 2004 году А. Козаченко, будучи в то время народным депутатом Украины, выстрелом из незарегистрированного пистолета марки “ТТ”лишил жизни 25-летнего жителя села Кучурганы Раздельнянского района Одесской области Алексея Жеребко, подошедшего к нему с просьбой закурить. По сути, следствие тогда завершено не было.
Оно и понятно - народный депутат был “неприкосновенен” для закона. И хотя следствие обладало неопровержимыми доказательствами свершенного преступления, а сам Козаченко в его ходе несколько раз менял свои показания, тем не менее следствие по этому резонансному делу было прекращено по ст. 6 УПК Украины… “за отсутствием состава преступления”. Нонсенс, не правда ли? Труп, незарегистрированный пистолет, отстрелянные гильзы, пьяный убийца, признавшийся в содеянном на месте преступления, собственноручно подписавший объяснение и… невиновен. Таково наше правосудие…
14 и 24 марта общественная организация “Свободная Одесса” провела акции протеста у прокуратуры Одесской области с требованиями возобновить следствие по уголовному делу по факту убийства. 15 апреля, учитывая многочисленные жалобы матери убитого Татьяны Жеребко, а также протесты и требования возмущенной общественности, Генеральная прокуратура Украины отменила постановление о прекращении уголовного дела в отношение А. Козаченко и вернула его на повторное расследование в прокуратуру Одесской области. Однако учитывая то, что местные следователи прокуратуры прежде уже неоднократно закрывали дело, прокурор Одесской области Василий Присяжнюк в целях соблюдения объективности и беспристрастности следствия отправил это дело в соседнюю область на рассмотрение прокуратуры Николаевской области.
На сегодняшний день следователями из прокуратуры Николаевской области назначены комплексные экспертизы, которые проводятся в Киеве. Об ходе расследования и других аспектах этого сложного дела мы беседовали с защитником интересов пострадавшей стороны - матери убитого Алексея Жеребко, адвокатом Олегом Шевкуном.
- Олег Викторович, расскажите, на какой стадии находится расследование дела.
- Сейчас дело находится в прокуратуре Николаевской области, проводятся следственные действия. Назначена экспертиза, которая должна расставить точки над “і”. По результатам этой экспертизы следователь будет принимать решение по данному делу.
- В чем заключается данная экспертиза?
- Я не могу вам сказать, в чем конкретно она заключается. Есть такое понятие, как тайна досудебного следствия и даже если я знаю нюансы, то я не могу их оглашать, пока не будут получены результаты.
- Эта экспертиза, она плановая, не плановая?
- По этому делу проведено большое количество экспертиз. В некоторых результатах имеются разногласия. В ходе комплексной экспертизы, данные обрабатывают несколько экспертов, они должны подтвердить или опровергнуть результаты, убрать существующие разногласия. По итоговым сведениям, следователь имеет основания в полном объеме принимать решение, какие в дальнейшем проводить процессуально-следственные действия.
- Как давно вы занимаетесь “делом Козаченко”?
- Я не участвовал в этом деле с самого начала. Уголовное дело возбуждено в июле 2004 года. Досудебное следствие проводилось в прокуратуре Одесской области, потом в Генеральной прокуратуре Украины, была создана оперативно-следственная группа по этому делу. Позже было принято решение о прекращении уголовного дела в отношении Козаченко, был признан факт невиновности А. Козаченко. Однако в апреле 2008 года Генеральная прокуратура отменила постановление о прекращении уголовного преследования, возобновила следствие и направила для объективного досудебного следствия в прокуратуру Николаевской области. С момента возобновления дела мама погибшего Жеребко заключила со мной договор и я представляю интересы потерпевшего.
- Скажите, в вашей практике вы сталкивались с делами об убийстве? Насколько они сложные? Как вы оцениваете данное дело?
- Конечно, встречались. Любое дело не похоже друг на друга. Они все разные. Хотя, квалификация, допустим, одна, уголовный кодекс один, процессуальный кодекс один, но люди и ситуации разные. Много раз я участвовал в делах об убийствах, как защищал подсудимых, так выступал и на стороне потерпевших. Могу сказать, что во всех делах, которых я участвовал, претензий со стороны подзащитных и доверителей, ко мне как к адвокату, не было никогда, не поступало ни одной жалобы.
Дело в том, что потерпевшие очень часто сами провоцируют своим отрицательным поведением, создают ситуации в которых, они потом оказываются и задача адвоката предоставить всю эту картину объективно. Я не оправдываю своего подзащитного, я его защищаю и моя задача предоставить реальную картину. Суд в зависимости от обстоятельств, признавал человека виновным, но наказание назначал минимальное, допустим 7,5 лет, хотя санкция статьи по простому убийству, от семи до пятнадцати лет. То есть задача адвоката в суде предоставить эту картину, как она была на самом деле.
Очень часто органы досудебного следствия в своих документах упускают важные нюансы, которые не выгодны следствию. Адвокат, ознакомившись с материалами, должен усмотреть детали, которые не заметил следователь, и предоставить их в суд. Работа адвоката – представление интересов потерпевшего, очень сложная. Адвокат не должен перейти границу и не выступать обвинителем, то есть адвокат не должен стать прокурором.
- Как вы думаете, когда будет результат экспертизы?
- Трудно сказать точно.
- А исходя из вашего опыта, практики?
- По практике, они проводятся очень долго, даже здесь в Одесской области. Судебно-медицинские экспертизы проводятся в специализированных учреждениях. Работой они завалены. По всем делам, где есть телесные повреждения, проводятся судмедэкспертизы. Когда назначаются комплексные экспертизы, тем более не в Одессе, а в Киеве или Харькове, там еще больший объем работы, еще большие очереди. Поэтому не могу сказать точно: от двух-трех месяцев до года-полтора - был в моей практике и такой случай.
По данному делу экспертиза будет сложной и долгой. Хочу подчеркнуть - прокуратура Николаевской области, следователь, у которого находится в производстве дело и начальник следствия, довольно грамотные и компетентные сотрудники. Они поставили вопросы по экспертизе в полном объеме и очень квалифицировано. На какие-то эксперты ответят, на какие-то нет.
В этом месяце исполнится четвертая годовщина трагических для семьи Жеребко событий, произошедшего в переулке Нахимова. Мы надеемся, что на этот раз органы прокуратуры доведут резонансное дело Козаченко до суда. Ведь всем нам так важно убедиться в торжестве справедливости и знать, что перед законом все равны, не смотря на должности и звания - на самом деле. “Свободная Одесса” надеется, что к пятой годовщине мама погибшего от руки Алексея Козаченко сможет уверенно сказать: “Справедливость в мире есть!”.
Интервью взял
Марк СОКОЛОВ,
газета "Свободная Одесса"
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews