Одесский правозащитник об очередном «самоубийстве» в следственном изоляторе
28 января 2017 года Одесском следственном изоляторе, (учреждении исполнения наказаний № 21) совершил самоубийство через самоповешение Дмитрий Погорелов, которого поспешили окрестить «овидиопольским мясником».
Немного предыстории…
29 декабря 2016 года в ГСЧС поступила информация о возгорании в частном доме. Прибыв на место, пожарные обнаружили обгоревший труп Ольги Журавлевой и тело ее двухлетней дочери Марии.
В преступлении был заподозрен 31-летний житель Овидиополя Дмитрий Погорелов. Некоторое время он работал водителем у овидиопольского предпринимателя Александра Журавлева (именно его жену и ребенка убил Погорелов).
Было установлено, что после убийства правонарушитель поджег дом, вскочил в припаркованный во дворе и принадлежащий супругу погибшей грузовик МАН белого цвета с ключами в замке зажигания и поехал в сторону Одессы. По пути он наткнулся на прибывшую полицию.
По появившейся информации – телефонному звонку знакомому, - Погорелов намеревался прорваться в областной центр, врезаться в большое скопление людей и давить их угнанным грузовиком.
В тот же день, в дневное время, Дмитрий Погорелый проник в дом Никитинского, который является инспектором налоговой Малиновского района. Движимый чувством мести в отношении налоговика, не застав никого в доме, Погорелов поджёг жилище, взорвав газовый баллон.
Почему полиция не отреагировала на жестокое избиение Александра Кустарникова, которое Погорелов совершил за несколько дней до жестокого убийства, в результате которого Кустарников был госпитализирован? Почему врачи не сообщили о происшествии, а если сообщили, то почему не отреагировала полиция?
Правозащитники уверены, что такие действия могли предотвратить жестокое убийство. Во время избиения Погорелов сообщил пострадавшему, что у него есть «чёрный список» лиц, которым надо отомстить.
В «списке мести» Погорелого значилась семья Александра Журавлева. Александр – брат упомянутого налоговика.
По нашей информации этот список был найден у Погорелова и в нём значатся семь лиц.
На поиск злоумышленника были ориентированы все подразделения силовых структур области.
Управление областной полиции распространило информацию об опасности повторения «берлинского и французского теракта» в Одессе, призывало быть бдительными и не задерживать опасного преступника самостоятельно, а сообщать о его местонахождении.
Уходя от преследования Погорелов совершил несколько ДТП. Полиция заблокировала дорогу, но Погорелов прорвался протаранив несколько машин и продолжал движение в сторону Одессы (в Одессу можно проехать через село Барабой и в обратном направлении от пгт. Овидиополь в сторону с. Роксоланы – через Грибовку и Санжейку).
Однако Погорелов вынужден был съехать с трассы и бросить грузовик в поле, т.к. фура увязла в грязи.
Была окружена территория, на которой был зафиксирован выход Погорелова по мобильной связи. Задержание прошло спокойно у села Роксоланы, возле Днестровского лимана. Погорелов вынужден был сдаться, так как оказался в окружении.
Во время первого допроса Погорелов признался в содеянном и пояснил, что пошел на убийства осознанно, так как отчаялся, узнав о намерении отобрать у его семьи дом.
Дмитрий Погорелов – не рецидивист и не «матёрый» уголовник. Судимостей у него нет, его жена отзывается о нём как о примерном семьянине и заботливом отце. Местные жители отзываются о нём как о «спокойном и домовитом» человеке, вёл тихую, и весьма непримечательную жизнь. Всегда был приветлив, никогда не видели его пьяным.
Был ли психически болен, находился ли в момент совершения преступления в состоянии аффекта? На эти вопросы должна была ответить комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиз.
Без письменного подтверждения нам сообщили, что назначенная экспертиза проведена не была и заключения нет.
Всё ли так однозначно, как представляют информацию сотрудники ещё не расформированного департамента пенитенциарной службы в Одесской области, прокуратура и МВД?
Остаются многочисленные вопросы в этом непростом деле.
Мы обязаны поставить точку правды в вопросе многочисленных случаях смерти, убийств и самоубийств в остающейся закрытыми для правозащитников, журналистов и общественности в учреждениях пенитенциарной службы.
Почему должностные лица умалчивают о грубейших нарушениях внутреннего распорядка в учреждениях исполнения наказаний? Именно безнаказанность является «стимулом» для последующих пыток и унижений заключённых, что служит причиной многочисленных суицидов и самоубийств?
Подозреваемый в убийстве женщины и ребенка Дмитрий Погорелов, повесившийся 28 января 2017 г. в 5 часов утра в одесском следственном изоляторе, содержался в одиночной камере.
Необходимо подчеркнуть, что одиночных камер для содержания арестованных в УИН-21 не существует. Есть камеры для нарушителей правил содержания, - так называемые дисциплинарные изоляторы или карцеры. Их в одесском СИЗО десять и расположены они на четвёртом режимном корпусе УИН-21, рядом с камерами для пожизненно заключённых. Пол камер расположен ниже уровня земли. Это камеры №№ 401 - 410…
Погорелов был этапирован в УИН-21 04 января 2017 года и помещён в камеру карцера № 409 четвёртого режимного корпуса.
«Эта мера была применена по требованию областной прокуратуры пенитенциарным учреждением, в связи с имеющейся информацией о возможных незаконных действиях со стороны других заключенных».
В сообщении прокуратуры ни слова о карцере.
В случае имеющейся информации об угрозе расправы, уполномоченный орган обязан открыть оперативно-розыскное дело. В отношении лица, которому угрожает опасность, обязаны применить Закон Украины «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве».
Ничего этого сделано не было.
Обязанность оперативного отдела УИН заключается в избрании мер безопасности содержания, гарантирующих безопасное содержание в условиях следственного изолятора на протяжении всего времени заключения арестованного.
Одна из мер – поместить лицо в камеру с заключёнными, сотрудничающими с оперчастью.
Ко мне в камеру, например, прятали педофилов. Нашли же меня, знали, что не опасен и физической расправы не будет. То есть лиц из числа арестантов всегда можно найти.
Если есть желание сохранить жизнь или временно спрятать арестованного, над которым возникла угроза жизни, его прячут на пятом режимном корпусе. Было бы желание сохранить жизнь…
Кто-то не был заинтересован в его безопасности.
Планировалось ли убийство Погорелова или налицо признаки доведения до самоубийства? На эти вопросы обязано ответить незаангажированное следствие.
Прокуратура не требовала поместить Погорелова в карцер!
Кто принял такое решение?! На каком основании?
Что такое карцер в украинской тюрьме? Это бетонный пол, грязь, антисанитария, холод и отсутствие питания, отсутствие стола и стула. Карцер по-украински – это мрак и позапрошлый век! Это отсутствие санитарных средств и средств личной гигиены. Отсутствие продуктов от родственников, отсутствие горячей питьевой воды и мн. др.
Необходимо отметить, что кровать или «шконка» по-арестантски на всё время пребывания Погорелова в карцере была отблокирована. То есть дисциплинарный режим к нему не применялся.
Интересна информация пресс-центра прокуратуры, которая была распространена как «прелюдия» к информации о самоубийстве, о, якобы, ранее имевшей место попытке самоубийства путём вскрытия вен. Нас пытались убедить в том, что Погорелов стремился к смерти.
А вот комментарии сотрудников и заключенных УИН-21: «В последние 7-10 дней и до самого дня, когда его (Погорелова) нашли повешенным, - никаких происшествий с ним не было!» Он был очень спокоен, приветлив, улыбался... сотрудников боялся до потери сознания!». - «Заключённые его бы в самом худшем случае избили. Никто не будет брать на себя смерть сокамерника».
Информация, которую мне сообщили очевидцы, заставляют нас усомниться в самоубийстве. До того, как Погорелов повесился, крови в камере карцера не было! Это информация от лиц, которые видели Погорелова и разговаривали с ним.
Когда открыли камеру в 5 часов утра, то есть за один час до подъёма, стены и даже сводчатый потолок камеры карцера были забрызганы кровью, а на одной руке был глубокий порез вены.
В 4-5 утра старший по корпусному отделению корпуса спит, а прапорщик рядом на "бункере" (так в СИЗО называют часть помещения четвёртого корпуса, где содержатся пожизненно заключённые) тоже спит без задних ног и ни один, ни второй не могут контролировать, что творится на корпусе.
Попадало ли под видеонаблюдение пространство возле карцера или нет? Почему не сообщить об этом, придать гласности видеозапись? Карцер был, есть и будет проблемным участком любого закрытого учреждения! Эта зона запрета входа.
Попадал ли кто посторонний в камеру карцера № 409?
Версия самоубийства отработана, вопрос закрыт, труп похоронен. В любом случае, правду знает только Господь Бог. За "происшествие" - суицид…, последует взыскание психологу и корпусному... Всё. И нет проблем. Теракт предотвратили, а террориста не уберегли. Его замучила совесть (если таковая была). Правду мы не узнаем.
Прежнее руководство системы департамента (еще «старик» Галинский) акцентировали внимание на том, что пенитенциарная служба не должна наводняться бывшими ментами, кто пытал, фабриковал, издевался и убивал!
Кто сегодня руководит СИЗО? Бывшие менты, кому удалось восстановиться после люстрации! Они лезут в систему министерства юстиции со всех дыр. Им удаётся решать свой вопрос и трудоустраиваться. Об одном из них я сообщу в ближайшей публикации.
По-черепашьи двигающаяся реформа пенитенциарной службы безуспешно пытается заткнуть дыры набором «новых» сотрудников, не запачканными в «грязных делах» людьми - отделить пенитенциарную службу от палачей в погонах.
PS. Сегодня состоялись похороны Дмитрия Погорелова. Не странно ли, сколько людей пришло на похороны. Что это? Протест? Против чего?
Aлександр Орлов, правозащитник, член НСЖУ
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews