Скандал в Одесской области: в интернате жестоко избивают детей
По халатности или злому умыслу чиновников от здравоохранения и школьного образования, в интернаты для детей с ограниченными умственными способностями отправляют здоровых детей-сирот и полу-сирот.
О том, какими методами этих детей вынуждают забыть о своих правах на полноценное образование, рассказывали участники круглого стола на тему: «Песчанский интернат - новые подробности неправомерного отношения к детям», состоявшегося в пресс-центре Paritet.
Президент Центра Международной правовой защиты, эксперт по правам человека Эфтехар Хатак уже вторично в этом году поднимает эту тему, но диалога с теми, кто нарушает права детей, не получается. Они просто игнорируют его приглашения.
Участниками круглого стола на этот раз были 19-летние Валентина Леймонченко и Виктор Иванов, переселенные из Луганской области и пострадавшие от рук правоохранителей в Песчанском интернате; их неофициальный опекун, учредитель зарегистрированного в Одессе Международного клуба волонтеров Нана Смирнова и Светлана Рябчук – мама ученицы Юли Рябчук, которой сотрудники Песчанского специнтерната нанесли телесные повреждения. По этому факту возбуждено уголовное производство.
До 2014 года сироты Валентина и Виктор, не страдавшие какими-либо отклонениями, проживали в Луганской области в Ирминском специнтернате для детей с психическими и умственными отклонениями, где и окончили 9-й класс. Начало военных действий застало их с воспитателями на отдыхе в Одесской области.
Валентину, Виктора и таких же здоровых одноклассников направили в аналогичный специнтернат в с. Песчаное Балтского района Одесской области, но опять же в 9-й класс. Подростки возмутились и потребовали ПТУ или 10-й класс, но не тут –то было. Они наткнулись на глухую стену.
Дело в том, что по закону специнтернат не выдает аттестат об образовании, т.к. его 9-й класс соответствует четвертому-пятому классу общеобразовательной средней школы, а, следовательно, воспитанникам полагается только справка, с которой не принимают ни в ПТУ, ни в 10 класс.
- Второй раз слушать одно и то же было скучно, - рассказывает Валентина Леймонченко о событиях двухлетней давности, - и мы решили не ходить в класс вообще. Вначале помогали на кухне, а потом мне это надоело. Виктор еще ходил на кухню, а я занялась вышивкой.
- Избили нас мужчины в штатском, назвавшиеся милиционерами, - продолжает «тему» Виктор Иванов. – Избили за то, что мы не ходим в 9 класс.
Виктор назвал имена одноклассников, которых избили еще и за то, что те посмели спросить у дядей «милиционеров» их удостоверения. По его словам, «смутьянов» заводили по одному в кабинет социального педагога и били без свидетелей с молчаливого согласия директора интерната, который то заходил, то выходил в нужный момент.
- Мужчина сапогом ударил меня по ноге, - вспоминает Валентина. – На косточке у меня образовалась трещина, и мне накладывали гипс.
На вопрос нашего корреспондента, кому выгодно, удерживать в специнтернатах детей без отклонений, правозащитник Эфтехар Хатак ответил так:
- Выгодно самим сотрудникам специнтернатов. Чем больше численность контингента, тем выше ставки.
- Это ужасное преступление против здоровых детей, - сказала учредитель Международного клуба волонтеров Нана Смирнова, у которой в настоящее время проживают Виктор, Валентина и еще несколько выпускников Килийского и Николаевского специнтернатов. – Мы столкнулись с проблемой всеукраинского масштаба. Это вообще закрытая тема. Об этих детях никто не знал, всё стало выявляться постепенно. Здоровые дети, отучившись 10 лет, выходят в жизнь без аттестата, без знаний физики, химии, черчения, иностранного языка. Они зачастую не знают, что имеют право на медицинское переосвидетельствование.
По словам Наны Смирновой, областная психолого-медико-педагогическая комиссия начав проверку специнтернатов, выявила, что в Песчанском – 14 детей не подтвердили свой диагноз, а в Николаевском – 4.
- С октября 2016 года по настоящее время, 28 детей подтвердили, что их диагноз не соответствует действительности, - сказала Н.Смирнова, - и это только начало. При содействии директора Одесского городского департамента образования и науки Елены Буйневич, 8 выпускников из Песчанского, Килийского и Николаевского специнтернатов стали посещать занятия в Одесской вечерней общеобразовательной школе №25. С ними усиленно работают репетиторы. Цель – наверстать упущенное, осилить программу 9 класса общеобразовательной школы и получить аттестат.
В числе этих восьми счастливцев, которым повезло быть услышанными, Виктор и Валентина. На вопрос журналиста, как они видят свое будущее, Виктор сказал:
- Хочу стать социальным педагогом или юристом, чтобы защищать права детей.
- Я хочу работать в полиции, - призналась Валентина.
Приоритетное направление работы клуба волонтеров – помощь детям сиротам. Раньше помогали одеждой, организацией праздников и просветительских программ, а нынешняя проблема проявилась недавно.
- Отсутствие знаний – не вина специнтерната, - сказала Н.Смирнова, - он, по сути, свою задачу выполнил. Он дал те знания, которые нужны детям с умственными и психическими отклонениями. Другое дело здоровые дети. Вина руководства специнтернатов лишь в том, что здоровых детей не взяли за руку и не отвели на медицинское переосвидетельствование. Это преступление против детей.
Преступление против ребенка Юли Рябчук совершено в Песчанском специнтернате. Об этом рассказала ее мама Светлана Рябчук - участница круглого стола. На предплечье и на кисти руки девочки множественные синяки и следы от уколов. Фотоснимки свидетельствуют о том, что телесные повреждения похожи на то, что ребенка держали сильными руками, кололи в кисть руки хаотично, не находя вену.
Юлю в интернат мама определила сама, с диагнозом согласна. У девочки заторможена речь, она научилась говорить только несколько слов. В интернате находилась всего несколько месяцев. Мама в телефонном режиме ежедневно интересовалась ее состоянием здоровья. Ответы были утешительные – с девочкой все хорошо.
Мама увидела синяки, когда они пожелтели, и тут началась полная неразбериха. Оказалось, что синяки воспитатели не видели, потом сказали, что видели только два синяка. Следующие версии одна хуже другой – девочка покусала себя сама, и это с ней случается часто. И последняя – синяки – результат сильного психического возбуждения, ее еле удержали. Словом, к маминым вопросам готовы не были, лукавили и сочиняли все на ходу. Надеялись, что телесные повреждения никто не увидит, и все сойдет с рук. Об уколах все молчат, опасаясь вопросов о том, что кололи и по какому назначению.
Мама напомнила руководству интерната о том, что она звонила ежедневно, и никто не сообщил ей что-либо из перечисленного теперь. Пройдя круги ада унижений и позора, Светлана Рябчук добилась открытия уголовного производства по факту наличия телесных повреждений, но правозащитник Эфтехар Хатак мало верит в то, что виновные понесут наказание.
- Балтское районное отделение полиции все время входит в тупик, - сказал он, - напомню громкое дело по убийству Анжелики Папуры закрыто. Думаю, что и это дело тоже закроют. Уже сейчас манипулируют фактами и вводят в заблуждение следствие. Зачем, например, вызывают на допрос маму, если ребенок поступил в интернат чистым и ухоженным, а там находился всего 4 месяца?
Светлана Рябчук рассказала, что незадолго до случившегося ее незаконно лишили работы – заведующей районным клубом. Через суд она восстановилась на работе, но теперь началась травля. Вольно или невольно один из украинских каналов оказался причастным к ней. На передачу о насилии над детьми пригласили Светлану и людей, агрессивно настроенных против нее, но не имеющих отношения к проблеме ее больного ребенка.
- Спекулировали не мной, а моим больным ребенком, это недопустимо, - сказала она.
Теперь, когда Светлана борется за права дочери и требует наказания виновных в ее телесных повреждениях, к ее требованиям относятся с иронией и обвиняют в скандальности.
Приглашенные на круглый стол сотрудники следственного отдела, представители прокуратуры, директор Песчанского специнтерната Балтского района и его заместитель не присутствовали. По мнению Э.Хатак, им нечего сказать в свое оправдание.
В телефонном режиме был заслушан учитель Песчанского интерната Виктор Анатольевич Лещенко, которому известно, что в 2014 году руководство интерната вызывало из Балтского районного отделения милиции сотрудников для избиения Виктора, Валентины и других здоровых воспитанников. Сейчас Виктор Лещенко находится в больнице с сердечным приступом.
И последнее. Участники круглого стола Виктор и Валентина особо подчеркнули, что воспитатели к издевательствам над детьми не причастны. Они сами испытывают прессинг со стороны руководства.
Елена Удовиченко
Для Интернет газеты «Взгляд из Одессы»
Фото автора.
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews