Одесский джаз-фест – итоги
Прошли два концерта гостей 16-го джаз-феста. В целом их можно охарактеризовать как творческий срез европейского джазового мэйнстрима. Большинство из участников впервые побывали на Украине и в Одессе, хотя в джаз-клубах стран Евросоюза их знают хорошо. Характерная особенность некоторых коллективов в том, что оказывается можно в ансамбле играть без баса или без ударных, можно устраивать дуэты двух духовых инструментов и это будет интересно звучать. Так что смелые эксперименты с составом инструментов дают хорошие возможности для творческого поиска.
Начнем по порядку. Аркадий Шилклопер и Джон Сасс (Германия — США). Артистически экстравагантный выходец из московских музыкальных кругов валторнист импровизатор, ныне живущий в Германии и огромного роста афроамериканец из Нью-Йорка, легко выдувающий из самой большой трубы – тубы, все, что ему захочется, играли дуэтом, вели музыкальные переговоры, смогли так разнообразить звучание своих инструментов, что возникало впечатление, что на сцене звучит целый оркестр. В качестве изюминки Шилклопер использовал альпийский рог, а Сасс – читал рэп.
Самый известный на сегодняшний день в мире джазовый музыкант из Одессы Вадим Неселовский, ныне живущий в США, реализовал свою давнюю мечту и выступил на сцене филармонии с сольной программой. Парящая, порхающая манера игры, жизнерадостная, яркая музыка в его исполнении вовлекли зрителей в мир позитивных эмоций богатый прекрасными звуками. Наиболее интересным стало исполнение фрагмента из 4-й симфонии Чайковского в виде песни на собственные стихи. Вадим Неселовский гордится, что был учеником Юрия Кузнецова.
Jeff Herr Corporation (Люксембург) – одноименный проект барабанщика, кроме него в составе еще контрабас и саксофон. Редко услышишь музыкальную программу, где лидирует исполнитель на ударных. Джефф, основываясь на своей прохладно-напряженной манере игры с неожиданными синкопами, использовал самые неожиданные сочетания ударных инструментов и способов извлечения из них звуков.
Заключил концерт в пятницу развлекательно-экстравагантный австро-немецкий ансамбль Holler My Dear, во главе с харизматичной вокалисткой Лаурой Винклер. По инструментом это было решено необычно: гитара, звучавшая как балалайка, аккордеон и труба, вместо контрабаса – миниатюрная четырехструнная укулеле со звукоснимателем. Без барабанов они играли и пели совершенно ритмичную, порой танцевальную музыку. Зал был в восторге.
Воскресный вечер открыли гости из Греции Flying Jazz. Поначалу все звучало вполне традиционно, разве что, смущало отсутствие контрабаса. Классических хаммонд-орган серии NORDC1 напомнил о модных тембрах 70-х годов прошлого века. Последняя пьеса просто была бесподобной. После заунывно спокойных традиционных композиций, музыканты заиграли мощно, иногда агрессивно с резкими переходами и синкопами в психоделической манере. Получилась прекрасная и сложная картина из звуков с драйвом и смыслом.
Дуэт кларнетиста Samuel Berthod (Франция) и акккордеониста Stanko Marinkovic (Сербия) представил веселую программу клейзмер и балканских мелодий с акробатическими трюками на сцене. А когда Станко запел в манере Челентано, удовольствию зрителей не было предела. Что поделаешь, клейзмер-музыка попоулярна в Одессе, тем более, музыканты высокого уровня и аккордеонист едва не порвал свой инструмент, но уронил микрофон. Результатом такого успешного выступления была длительная серия селфи в перерыве со зрительницами.
После них кому угодно было бы трудно выступать. Clemens Orth Trio plays Nirvana (Германия — Швейцария) представили собственную интерпретацию лучших композиций популярной гранж-группы. Это было технично сыграно, но напоминало скорее самолюбование на фоне фотографии Курта Кобейна. Уж лучше слушать оркестровые версии знаменитых мелодий. Хотя музыканты играли здорово, но видно им не повезло с местом в программе.
Завершило концертную программу трио из Литвы Infiltrators. Традиционно для музыкантов из этой страны играть free-jazz. Эту традицию установило еще трио Ганелин-Тарасов-Чекасин. Только здесь опять не было баса, а вместо него – тенор-саксофон. На фортепианную основу нанизывалась вязь из звуков, мелодий, ритмов, синкопов и возникала магия рождения музыки. Прозвучавшая композиция была наполнена сложнейшими звуковыми конструкциями, иногда пронзительными, иногда лиричными. Когда прозвучала последняя нота – захотелось еще… На бис музыканты сыграли короткую пьесу без усилителей – оказалось, что в филармоническом зале, известном своей антиакустикой, тоже можно играть.
Источник: hrabro.com
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews