Реальность в миниатюре: как одесский моделист создает маленький мир своими руками
Одессит Евгений Капука мастерит реалистичные модели и диорамы, которые не отличить от прототипов
Если мельком увидеть фотографии его диорам и миниатюр, то в первое мгновение воспринимаешь композиции за чистую монету – каждая деталь посылает импульс: это репортажное фото с места событий. Но дальше сознание сканирует все и определяется: это искусно воспроизведенная реальность руками человека.
Такую реальность в миниатюре создает Евгений Капука – одесский моделист, чьим моделям, виньеткам и диорамам присуждают гран-при на конкурсах и выставках. Диорама одесского моделиста «Последний блокпост» / The Last Checkpoint (Ukraine.East.2014) разлетелась по сети и стала любимой для многих украинцев. Те, кто воевал, всегда с особенным трепетом отзываются диорамах в стиле милитари Евгения Капуки. Его работы публиковали как в Украине, так и за рубежом. Сам автор говорит, что это приятно, но не самоцель. Главное – творческий процесс создания. И вот об этом одесский моделист поведал 048 – о таинстве моделизма и маленьких секретах мастеров, умеющих создавать миры своими руками.
Маленькие и взрослые мальчишки болеют моделизмом
Каждое увлечение имеет свою точку старта. Для многих моделистов знакомство с захватывающим миром миниатюрных копий техники, воссозданных фрагментов истории началось еще в детстве. Мальчики вырастают, а увлечение остается.
Евгений Капука: Вырос я на Молдованке в Одессе. Как и все в советское время, пытался мастерить какие-то машинки – тогда было мало доступных игрушек. Мне было лет пять, когда я попытался сделать первую модель. «Огонек» выпускал два танка, пару пароходов и самолет – у каждого мальчишки были такие вещи. Мы с отцом начали клеить – так оно и пошло. Потом уже были немецкие самолеты. И потом идешь выше, поднимаешься к другому уровню – переходишь к диорамам. Там требуется уже иной уровень мастерства: нужно изготавливать ландшафт, осуществлять роспись фигур. Собрать модель танка или самолета, состарить их – это одно, а расписать фигуры – это совсем другое, не каждому под силу. Я не сразу пришел. На роспись лица одной фигуры, бывает, идет три-четыре часа, а униформу расписать – это еще дольше. Можно модель склеить такой, какой она идет в коробке, а можно что-то изменять, добавлять – делать ее более аутентичной, ближе к прототипу. Когда создаешь такое, задействуешь фантазию, классно.
Без понимания композиции, цвета, чувства меры – сложно. Бывает, кто-то хочет создать что-то, но не хватает такого видения. Специального художественного образования у меня нет – жизнь распорядилась так, что я пошел по одной стези, по второй, третьей, но есть природные задатки; хочется делать что-то для души, вот оно все время и проскальзывает.
Мужчины – это дети. Женщины немножко другие; у них поступательная эволюция, они знаю, что для чего нужно: для чего замуж выходить, для чего детей рожать, для чего квартира. Мужчины этого не понимают. У них детство продолжается. 30 лет, 40, 50 – не важно: он такой же мальчишка, просто игрушки меняются. Кто-то говорит: как можно сидеть над этим, тратить свое свободное время. Но для меня это классный отдых
Это не приносит денег. Здесь и конкуренции как таковой нет. Если я что-то умею делать, кто-то тоже так начнет, это же не значит, что у нас одинаковые вещи будут получаться. Суть в том, что мужчины – это дети. Женщины немножко другие; у них поступательная эволюция, они знаю, что для чего нужно: для чего замуж выходить, для чего детей рожать, для чего квартира. Мужчины этого не совсем понимают. У них детство продолжается. 30 лет, 40, 50 – не важно: он такой же мальчишка, просто игрушки меняются. Для кого-то такие игрушки – дополнительный бонус. Для кого-то – просто увлечение, кайф. И это увлечение идет по всей жизни. Это как для мужчины – свой тайный садик, в котором можно отдыхать душой. Кто-то говорит: как можно сидеть над этим, тратить свое свободное время. Но для меня это классный отдых.
Сюжеты, сами решающие: пора появится на свет
Диорамы – это действительно произведение искусства, которые можно разглядывать часами. У каждой работы есть своя тема, композиция, сюжет, художественное дыхание автора, благодаря которому кажется, что миниатюры вот-вот оживут. Все начинается с замысла, с темы, которая приходит сама.
Евгений Капука: Как придумываю темы – даже не знаю: просто в голову что-то приходит и все тут. Последняя моя работа на сегодняшний день – «Сталкер». Откуда это пришло – не знаю. Не читал этих книжек, почти не играл в игру, совсем не моя тема. Но как-то взяло – и пошло. Что касается диорам по теме АТО – это ситуация, когда затрагивает твою страну, самого тебя, твоих знакомых, к этому невозможно быть равнодушным. К тому же, это моя любимая тема – military. К сожалению, это коснулось нас – я бы рад вместо этого сюжет по Сомали делать, но так произошло.
Я сейчас виньетку делаю по АТО. Увидел фото, облетевшее интернет: под Дмитровкой провели обстрел «Смерчем», одна ракета не разорвалась – прошила кунг ЗИЛ-131 и в землю встряла. Кузов разорван, но машина чудом цела. Фотографий в сети мало. Чтобы воссоздать, я общаюсь в частности с теми, кто там был непосредственно через интернет. Рядом с машиной будет стоять наш боец.
На моей диорамке, посвященной АТО, есть ГАЗ-66 и возле него два разведчика. Мне человек на Facebookнаписал, что он служил на этой машине, это он написал «Воля або смерть». А я по фотографии из интернета ее точно такой и сделал – боец машину и узнал
Важно сделать все похожим на первоисточник: если открыт капот – смастерить нужно таким же образом, если открыта дверца – нужно отрыть, и внутри все воссоздать правильно, вплоть до висящих проводов. На моей диорамке, посвященной АТО, есть ГАЗ-66 и возле него два разведчика. Мне человек на Facebook написал, что он служил на этой машине, это он написал «Воля або смерть». А я по фотографии из интернета ее точно такой и сделал – боец машину и узнал.
Как мне пришла в голову идея новой диорамы – тоже невдомек. Есть фильм «Спасатель» с Кевином Костнером. Он там спасатель береговой службы США. И у меня будет много света, шторм, гром и молния, и звук будет, и переговоры по радиосвязи. Экшн. Такого еще никто не делал. Нужно будет рисовать море – это сложная задача. Это сложнее, чем портрет или натюрморт. Там своя специфика.
Пока я создаю композицию, для меня модель живет. Я кручу в руках, рассматриваю. Буду сидеть за компьютером, а диорама рядом – я на нее гляжу в разных ракурсах, чтобы понять, нужно ли что-то менять. А как только я работу завершил, на выставку повез, отфотографировал – она для меня больше не живет. Мне не интересно больше на нее смотреть. У меня уже другой проект. Мне не жалко продать модели. Жизнь – это процесс. Еще мне не интересно повторять уже сделанное. Иногда просят воссоздать еще раз – мне это сложно, потому что не интересно. Да, это бы принесло какие-то деньги, но так у меня есть свобода действий и возможность заниматься любимым делом. Я считаю, что это – кайф. Человек может, по-настоящему счастлив ,и который на Bentley ездит, и тот, кто без гроша за душой, с барабаном и «Харе Кришна» поет. Хорошо, если есть возможность соблюдать баланс. Хобби для меня – как эквивалент гармонии.
У меня есть свобода действий и возможность заниматься любимым делом. Я считаю, что это – кайф. Может, по-настоящему счастлив не тот человек, который на Bentley ездит, а тот, кто идет без гроша за душой, с барабаном и «Харе Кришна» поет. Хорошо, если есть возможность соблюдать баланс. Хобби для меня – как эквивалент гармонии
Как возникают микромиры, созданные умелыми руками
Авторские секреты: как сделать снег, паутину, грязь, ржавчину, опавшую листву, состарить модель и сделать ветхую деталь будто новой. Сотворение маленького мира своими руками требует от моделиста смекалки и мастерства.
Евгений Капука: Сначала возникает замысел. Вижу в общем, что и как должно быть, а потом потихоньку добавляю детали. Диорамы по-разному рождаются – от самой композиции зависит. На создание одной идет часов 300, а другая может и полгода занять. Диорама «Сталкер» полгода создавалась.
Как правило, хочется заниматься одной работой, но бывает, что параллельно что-то на заказ делаю. Сейчас, например, у меня четыре вещи в работе. Заказывают разное. Многие увлекаются Второй мировой войной – с детства кино об этом, стереотипы, «Победа!Мы победили». Модели на заказ – это дорогое удовольствие. Сами материалы недешево стоят. Возьмем, к примеру, модель танка. Мало склеить то, что идет в коробке, – нужно добавлять разные вещи, чтобы модель напоминала прототип этого танка. Их нужно докупать – это так называемый aftermarket. Все эти вещи стоят достаточно дорого, и уже вмести с ними цена того же танка может в два раза возрасти. Это я только материалы учитываю сейчас, не говоря уже о красках и везеринге (от англ. Weathering – выветривание, изменяться под воздействием погоды, атмосферы. Понятие, обозначающее процесс состаривания модели, имитацию ее продолжительной эксплуатации, - 048). После всего этого цена модели может быть больше ста долларов. Это только одна модель. А на диораме размещаются несколько моделей, фигур.
Чтобы воссоздать условия, детали, чтобы диорама получилась максимально реалистичной, нужен опыт – сын ошибок трудных. В создании этих игрушек для взрослых и детей, тоже накапливается опыт. Через систему проб и ошибок каждый приходит к своему решению – у каждого свое особенное болото получается. Например, паутину, можно сделать с помощь клея, который тянется: берете зубочистку, клей и тянете. Снег можно по-разному делать. Как вариант: сода с толченым стеклом и клеем ПВА: сода дает фактуру, консистенцию снега, клей скрепляет все, а стекло дает искринку. Но можно просто купить готовый снег: сейчас много фирм выпускают всяческие мелочи и не только, для моделизма – это бизнес. В советское время такой возможности не было и приходилось самим замешивать снег, выдумывать. Сейчас в баночке можно купить и снег, и грязь (клей с подобранными пигментами). Бывает, интересней самому сделать, бывает, проще купить готовое. Но не все купишь, особенно при создании диорам.
Дьявол кроется в деталях – в диорамах точно так же: весь смысл кроется в мелочах. Эти мелочи, детали, у зрителя вызывают интерес. Вы можете воссоздать общий план, но забыть о деталях – уже не то. А вот бутылка валяется, листики – зритель верит композиции
Дьявол кроется в деталях – в диорамах точно так же: весь смысл кроется в мелочах. Эти мелочи, детали, у зрителя вызывают интерес. Вы можете воссоздать общий план, но забыть о деталях – уже не то. А вот бутылка валяется, листики – зритель верит композиции. А где вам взять листики, как сделать опавшую листву? Сразу включается творческий процесс в голове, размышляешь, из чего их можно сделать. Вот вы едете себе и смотрите вокруг сквозь призму масштаба: а соразмерно ли вот это растение вашей диораме? Если да, вы его срываете, пока никто не видит, и кидаете в глицерин (он вымещает воду из растения, после этого его можно использовать). Приходится выдумывать. Например, как-то я долго искал женские чулки в сеточку. Самому как-то неудобно этим заниматься, так я своим девочкам дома дал поручение найти чулки с определенной клеткой. А зачем мне это? Нюанс: на американские каски во время войны одевали сетку для камуфляжа, и чулки помогли воссоздать ее.
Чтобы состарить вещь, есть своя методология: используются специальные краски, сухие пигменты. Есть подготовленная старая ржавчина, есть – не совсем старая ржавчина. Но мало просто покрасить. На автобусе мне нужно было показать ржавчину, где краска немного надрывается. Для этого сначала красился автобус в цвета ржавчины, потом клеилась тонкая фольга, затем автобус красился в обычный цвет для своей модели, а после этого в тех местах, где нужна была ржавчина, фольга подрывалась ножиком – и, таким образом, добивался нужного эффекта.
Занятие моделизмом – это сродни какому-то таинству. У женщины свое богатство – лаки, помады, у моделиста – свои приблуды и богатства. Это фетиш: свои баночки, цацки, инструменты, рабочее место.
Занятие моделизмом – это сродни какому-то таинству. У женщины свое богатство – лаки, помады, у моделиста – свои приблуды и богатства. Скажем, есть жидкость специальная –“Future” – продается она только в Америке. На самом деле она предназначена для натирания деревянных полов, но для нашего ремесла она просто чудодейственная: она заполняет трещинки, поэтому если в нее макнуть прозрачную детальку старую, пластиковый элемент затертой бижутерии, эти вещи становятся, как новые. Какое-то время эту жижу не возможно было достать – приходилось просить привезти из США при возможности и ее берегли. Это фетиш: свои баночки, цацки, инструменты, рабочее место. Какой-то там особенный скотч, который ты скоро не сможешь купить, и ты каждый кусочек ценишь, приклеиваешь что-то, потом отклеиваешь и опять используешь.
Залог успешного творчества – свой угол, своя комната, своя мастерская. Чтобы там никто, кроме вас, ничего не убирал, не складывал. Это очень важно, это своеобразный эликсир в этом деле. Поэтому, когда я квартиру покупал, у меня было одно условие: своя комната. Вот я все в квартире сделаю, все будет хорошо, но это условие обязательно. Вот бывает, клеите вы мелкую чепуху, их 48 штучек таких, и тут бзынь – и одна улетает. И вроде бы никто и не заметит, а без нее не вяжется. И что делать? Становишься на четвереньки и с маленькой кисточкой (никаких пылесосов!) и напряженно ищешь эту чепуху. А если просто убираешь в комнате, то на пылесос надеваешь нейлоновый чулок, чтобы мелкие детальки не всосало. Это занятие требует уймы своих секретов.
Как приступить к моделизму новичку?
Как определиться с темой и с чего начинать, если вам охота заняться моделизмом.
Если шутя определять, то моделизм – это болезнь. У нас общий диагноз, один, но есть различное течение заболевания – есть более сложное, более легкое
Евгений Капука: Начать стоит с чего-то небольшого и простого. Есть разные темы – можно отыскать свою. Кому-то нравится Вторая мировая война, кому-то – Первая мировая, кому-то – современная. Это же как мальчикам: вот этот самолетик почему-то больше нравится. Если шутя определять, то моделизм – это болезнь. У нас общий диагноз, но есть различное течение заболевания – есть более сложное, более легкое. Есть люди, которые делают отличные миниатюры, бюсты исторических личностей. Там надо обладать художественным вкусом,опытом. Нужно понять, что тебе интересно. В детстве приезжал луна-парк, мне до лампочки были все эти карусели, но меня интересовали колеса, механизмы, машины в этом луна-парке. Это сейчас мальчики такие, что им все это не интересно. Они больше ориентированы на компьютерные игры. Ребята ,зачастую сейчас не представляют, скажем, как устроен утюг. У нас формируется общество потребителей. Но то, что у нас самый большой технический потенциал населения среди всех бывших советских республик – это факт.
Лучшие модели и диорамы – родом с Украины
Моделизм не случайно популярен в нашей стране: благодаря технической развитости Украина занимает лидерские позиции среди производителей моделей. После аннексии Крыма Россией одна из лучших украинских фирм переехала на континент, но осталась украинской.
Если посмотреть, где больше всего производителей моделей, вы увидите, что Украина – среди лидеров. Наши модели – брендированные, они одни из самых востребованных. Одна из лучших украинских компаний «MiniArt», кстати, базировалась в Крыму, но когда вся эта заваруха произошла, они переехали в Киев
Евгений Капука: Моделизм популярен в самых технически развитых странах. Украина в СССР была одной из самых развитых республик: очень много технологических предприятий, «оборонка», много ВУЗов з техническим уклоном. Земля благодатная, общество умное – поэтому и реалии такие. Вот в таких развитых странах с техногенным уклоном развивается моделизм как творчество. Если посмотреть, где больше всего производителей моделей, вы увидите, что Украина – среди лидеров. У нас масштабных качественных производителей больше, чем в Англии или Германии. Я не говорю даже о России. У нас предприятий на уровне около 11. Китайцы, правда, очень быстро эволюционируют. Наши модели – брендированные, они одни из самых востребованных. Одна из лучших украинских компаний «MiniArt», кстати, базировалась в Крыму, но когда вся эта заваруха произошла, они переехали в Киев. Там все эти так называемые «братья» кричали, что все – «MiniArt» наш! А они сказали «до свидания» и в Крыму не остались. Наши компании – одни из лучших, я считаю. И это при том, что нас только каких-то 40 миллионов живет, а в России – 140, а у них одна-две компании.. Вот только на Одессу посмотреть: с 2012 года четыре гран-при на выставках и все за одесситами. Среди всех! А это 500-600 участников. Недавно в Киеве выставка была. Так эту выставку за 2 дня посетило около 10 тысяч человек, а вход был 40 гривен. Есть много интересующихся.
После начала войны: как изменились отношения между украинскими и российскими моделистами
Поскольку некоторые работы Евгения Капуки посвящены теме АТО, то время от времени приходится чистить свое пространство от российских троллей. Впрочем, по наблюдениям одесского моделиста, все началось не с аннексии Крыма – механизм был запущен гораздо раньше. Лично он ощущал, что война с Россией грядет, еще в 90-тых годах.
Евгений Капука: Даже среди моделистов у нас произошел сильный разрыв со всеми этими событиями в Крыму и на Востоке Украины. До этого я раньше на форумах в России участвовал, а теперь мы просто ушли оттуда. Они к нам не приходят. Хотя есть нормальные ребята. Российские тролли забегают, конечно. Я их половину уже забанил. Дураков не переубедить – я не трачу время. Это назревало уже очень давно, еще до этих событий. Это была бомба, которая была давно заложена, и она просто должна была сработать.
Фотографии с личного архива Евгения Капуки.
Источник: www.048.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews