Группа народных депутатов Украины намерена повторно обратиться к генеральному прокурору Виктору Пшонке — по вопросу о бездеятельности мэра Одессы Алексея Костусева во время стихийного бедствия 31 мая.
Ранее главе надзорного ведомства был направлен депутатский запрос с просьбой дать правовую оценку действиям (а точнее — бездействию) городского головы и применить соответствующие меры прокурорского реагирования. Документ, кроме его автора — депутата от «УДАРа» Валерия Карпунцова, подписали еще три депутата Верховной Рады — от «Батькiвщини», «Свободы» и «КПУ». Речь в нем идет о памятных многим одесситам событиях 31 мая – 1 июня, когда на город обрушился невиданной силы ураган. Парламентарии отмечают, что в результате стихии, эпицентр которой пришелся на областной центр, погиб человек — мужчина 1955 года рождения, пораженный электротоком, еще несколько — были травмированы.
В городе были повалены около 3 тыс. деревьев, повреждены десятки единиц автотранспорта, пришли десятки сообщений об отключениях газа, так как была нарушена работа нескольких газопроводов низкого давления. В запросе подчеркивается, что Главное управление Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям в Одесской области было вынуждено работать в эти дни в экстренном режиме. Депутаты напоминают, что в 23:00 31 мая и 7:00 1 июня в Одесской областной государственной администрации под руководством заместителя главы ОГА Валерия Матковского состоялись заседания комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, на которых были поставлены задачи по ликвидации последствий стихийного бедствия. Однако в ночь бедствия, по оценке чиновников и очевидцев, соответствующими работами занимались лишь спасатели Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, энергетики и газовая служба. Свою помощь городу своевременно предложили подразделения Минобороны и МВД. Коммунальные же службы Одессы приступили к расчистке города лишь утром (об этом, напомним, заявил, в частности, глава регионального управления ГСЧС Владимир Боделан).
«Что ж до А. Костусева, то, как стало известно из средств массовой информации, несмотря на наличие прогноза Гидрометцентра Черного и Азовского морей с предупреждением о возможности стихийного бедствия, а также неоднократные сообщения от подчиненных о тяжелых последствиях непогоды, он устранился от исполнения возложенных на него Законом Украины «О службе в органах местного самоуправления» обязанностей. А вместо этого — развлекался в ночном клубе для VIP-персон «Private Elling» (эту информацию впоследствии подтвердил представитель клуба)», — отметили парламентарии. В связи с этим авторы запроса обратились к генпрокурору с просьбой дать поручение о проведении прокурорской проверки о наличии признаков преступления по факту бездеятельности городского головы. Далее документ был «спущен» по инстанциям в Одесскую областную прокуратуру, и уже оттуда последовал ответ за подписью «временного главного» — на тот момент исполняющего обязанности прокурора области Петра Лищишина.
По мнению авторов запроса, этот ответ представляет собой обычную «липу», которую г-н Лищишин «подмахнул не глядя». Причем складывается впечатление, что сочинили ее не в надзорном ведомстве, а в Одесской мэрии — настолько аргументация в документе, который должен быть основан на материалах непредвзятой прокурорской проверки, совпадает с «победными реляциями» подчиненных А. Костусева. Примечательно, что хотя депутатский запрос носит сугубо конкретный характер, и в нем четко сформулирован вопрос об ответственности непосредственно городского головы, в прокурорском ответе фамилия А. Костусева вообще не упоминается. Вместо этого и.о. прокурора информирует: «Установлено, что 31.05.2013 в связи с объявлением Гидрометцентром Черного и Азовского морей штормового предупреждения в г. Одессе департаментом информации и связи с общественностью и департаментом городского хозяйства Одесского городского совета через средства массовой информации и Интернет-ресурсы для жителей города, руководства районных администраций, коммунальных предприятий, диспетчерских и аварийных служб распространено соответствующее сообщение».
Это ж сколько лет необходимо провести на государственной службе в прокурорской должности, чтобы «на голубом глазу» повторять за кем-то глупость о том, что с райадминистрациями, коммунальными предприятиями и своими аварийными службами мэрия Одессы общается посредством объявлений в интернете и СМИ? Более того, оказывается, это не только нормальная, но и полезная практика, компенсирующая и ночное гуляние самого мэра, и бездеятельность в первые часы стихии его подчиненных… Далее в прокуратуре, вслед за клерками само мэрии, оптимистично рапортуют: «С целью предупреждения чрезвычайной ситуации в городе силами коммунальных предприятий «Жилищно-коммунальные сервисы», «Одессгорсвет», «Городские дороги», службы оперативного реагирования «О-77» организовано круглосуточное дежурство аварийных бригад». Когда организовано? И чем это подтверждается? Эти закономерные вопросы остаются без ответа по одной простой причине — их никто не потрудился задать. А то, что они противоречат десяткам, если не сотням, публикаций в местной прессе, основанных на звонках и свидетельствах самих одесситов, по мнению г-на Лищишина, очевидно сущий пустяк. Читаем дальше… «В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» распоряжением одесского городского головы А. Костусева от 31.05.2013 № 541-01 создан оперативный штаб по вопросам ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории города Одессы, заседания которого проводились ежедневно. Кроме того, 1.06.2013 в 00 часов 30 минут состоялось заседание комиссии исполнительного комитета Одесского городского совета по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций». Просто интересно, факт проведения заседания этой комиссии в полпервого ночи и.о. прокурора области получил в результате перекрестного допроса его участников? Кто созвал это заседание? Где оно проходило, и не пытается ли кто-то выдать несколько телефонных звонков между растерянными, перепуганными и лишенными указаний своего руководителя чиновниками выдать за героическое заседание не менее героической комиссии.
Идем дальше… «…коммунальные предприятия «Горзелентрест» и «Жилищно-коммунальные сервисы» своевременно обеспечены оборудованием, грузовым и спецавтотранспортом задействованных организаций, что дало возможность до 21:00 1.06.2013 очистить проезжую часть и тротуары основных магистралей города от поваленных деревьев и веток. Следует отметить, что соответствующие городские службы начали работу по ликвидации последствий стихии с самого начала бедствия». Одесситам хорошо известно, и эта информация нашла свое отражение в местных СМИ, что во многих местах последствия стихии не ликвидированы и сегодня, т.е. спустя три месяца после описанных событий. Особенно тяжелой ситуация была в первые две недели. Что же заставило г-на Лищишина поверить в то, что порядок был наведен уже на следующий день? Что он считает основными магистралями города? Как он относится к тому, что горэлектротранспорт на целом ряде маршрутов возобновил свою работу только через 3-4 дня? А на отдельных участках контактная сеть была восстановлена только через 7-10 дней. И опять–таки доказательство этому долго искать не нужно.
Фотографии и репортажи с соответствующими датами найти так же просто, как и живых очевидцев. Но нужны ли они были г-ну Лищишину? «С учетом чрезвычайной ситуации Одесским городским советом 14.06.2013 принято решение о внесении изменений и дополнений в решение Одесского городского совета от 21.12.2012 № 2437-VI «О бюджете города Одесса на 2013 год», которым предусмотрены дополнительные бюджетные назначения коммунальным предприятиям для окончательного преодоления последствий стихийного бедствия». А вот это тоже заслуживает внимания: итак, основные, т. е. самые тяжелые, масштабные и затратные последствия урагана по версии и.о. прокурора области были ликвидированы на следующий день, к 21.00 1-го июня. А решение о выделении из городского бюджета дополнительных средств на окончательную ликвидацию последствий урагана принимается только через 2 недели — 14-го июня 2013-го года. Исполнено же оно могло быть, как все (кроме г-на Лищишина) понимают значительно позже. Такова наша финансовая система. Не повод ли это, как минимум, задуматься над подлинными мотивами чиновника из контролирующей инстанции, который счел, что «в настоящее время оснований для реагирования не усматривается». Явно поскромничал г-н Лищишин. Из его ответа усматривается настоятельная необходимость не наказать г-на Костусева, а наградить высокой правительственной наградой. Вот только авторы депутатского запроса с подобным выводом согласиться не могут. И поэтому собираются вновь обращаться к генпрокурору — теперь чтобы добиться оценки действий (бездействий) не только мэра Одессы, но и прокурора Лищишина, которого угораздило в тот момент числиться исполняющим обязанности прокурора области.