Жилищное строительство в Одессе: торговля «воздухом» и «скелеты в шкафу»
Маленькая комнатка без окон, две аккуратно застеленные кровати, в углу кухонный столик и тумбочка с электроплиткой. Вот уже скоро пять лет Александр Ганкевич вместе с женой живут на складе стройматериалов, по улице Лазарева, 54.
Во дворе супруги повесили старенький эмалированный рукомойник. Но воду к нему приходится привозить из ближайшего бювета, который в нескольких километрах от склада. За несколько кварталов, на улице Степовой есть и городская баня. Разумеется, проживание в подобных условиях, комфортным никак не назовешь. Зато и платить за такое жилье не надо.
С наступлением холодов, когда сырые складские стены начнут промерзать, супруги Ганкевичи, словно перелетные птицы, снимутся с места и отправятся зимовать на съемную квартиру. И так каждый год. Всегда в разъездах. Все время на чемоданах:
Когда-то, почти в другой жизни, у этих людей была благоустроенная двухкомнатная квартира. Но эту квартиру супруги продали и, добавив к вырученным деньгам кое-что из личных сбережений, вложили все собранные деньги в фирму <Альянс-Жилстрой>.
В итоге, не стало ни квартиры, ни денег:
- Я, честно говоря, был против этой затеи, - вздыхает Александр.- Но жене очень хотелось расширить нашу жилплощадь :
Как и все женщины, жена Александра мечтала не только об уютном, красивом доме, но и о детях. Теперь же все эти мечты похоронены под ворохом горьких размышлений и сожалений. Истории многих вкладчиков <Альянса> - это не просто истории о потерянных деньгах, это еще и поломанные судьбы. Кое-кого из них в настоящее время преследуют банковские коллекторы, некоторым приходится жить в дачных поселках, есть и те, кому все пережитые волнения стоили жизни:
Как сработала мышеловка:
Заключать договора на резервирование помещений и продавать целевые облигации на будущие дома по улице Головковская, 5 и 7 - ООО <Альянс-Жилстрой> начало в 2007 году.
Людей привлекли сравнительно невысокие цены на будущую жилплощадь (от 800 $ за один квадратный метр). Кроме того, у фирмы была гибкая система рассрочек.
Многие рассказывают, что видели в одном из рекламных буклетов <Альянса> фразу о том, что город является гарантом будущего строительства. На самом же деле, если подобная информация и была обнародована, то она никак не соответствует действительности.
- Это бред, - говорит начальник управления капитального строительства Одесского городского совета Анатолий Рагулин. - Для того, чтобы получить гарантии города или государства, надо пройти очень сложную процедуру:
К сожалению, никто из вкладчиков так и не поинтересовался уставным капиталом фирмы.
Это и до сих пор - тайна за семью печатями.
Наивных и доверчивых людей вполне можно понять. Зато никак нельзя понять тогдашние городские власти, которые отвели земельный участок фирме, скорее всего, не имеющей солидного финансового обеспечения. Подобный мезальянс, безусловно, делает местное самоуправление соучастником всего происшедшего. Пусть не прямым, а косвенным.
Собрав при заключении договоров резервирования и продаже акций достаточно денег, <Альянс-Жилстрой> взял еще банковский кредит на сумму, эквивалентную почти миллиону долларов. Формально кредит был оформлен под залог будущих квартир.
Однако нельзя заложить <воздух>. Думается, <ключом> к банковской системе послужили деньги все тех же вкладчиков.
Таким образом, фирма для предполагаемого строительства собрала 17 миллионов гривен и 900 тысяч $. И за эти деньги на улице Головковской, всего-навсего, был вырыт котлован и забито несколько свай! Закончить строительство планировалось к концу 2009 года. Однако воз и поныне там. На сегодняшний день котлован частично заполнен бытовым мусором и зарос высоким кустарником.
Когда вкладчики стали знакомиться друг с другом, постепенно выяснилось, что в будущем доме реально продано 40 квартир. Еще 35 тоже имеют формальных покупателей. Однако в ходе телефонного опроса все эти люди заявили, что никаких договоров с <Альянсом> не заключали. Таким образом, можно предположить, что эти квартиры куплены на подставных лиц. Возможно, само же руководство <Альянса> собиралось потом продавать их по нескольку раз. Возможно, подобную комбинацию затевали риэлторы.
Также немало квартир будущего дома заложено в банке. Их точное число пока неизвестно. Однако <Альянс> каким-то немыслимым образом ухитрился заложить и две проданные квартиры.
- В 2009 году я купила квартиру, в 2013-м случайно, через Интернет узнала, что эта квартира заложена, - рассказывает Алена Бурдо. - Я, к сожалению, вдова. У меня на руках двое несовершеннолетних детей. Эти деньги, полученные по наследству - все, что у меня было:
Напомню еще раз, речь идет о квартирах в доме, который так и не был построен. Фирма, по сути дела, продала дважды один и тот же <воздух>.
Закрыли лавочку и делу конец?
По словам руководителей <Альянс-Жилстроя>, большая часть денег, собранных для строительства дома по улице Головковской, ушла на строительство остальных семи домов на Люстдорфской дороге и в жилмассиве Котовского. Степень готовности этих зданий - от 70 до 85%. Но даже если это так, то возникает резонный вопрос: куда, в таком случае, ушли деньги других вкладчиков? Ведь люди в других домах тоже резервировали квартиры.
Этот вопрос, так же как и многие другие, было бы логичнее всего задать фактическому владельцу корпорации <Альянс>, Сергею Кононову или директору ООО <Альянс-Жил-строй> Оксане Ходорчук. Но они, оба на телефонные звонки не отвечают.
Есть еще надежда, что все ответы будут получены в ходе досудебного следствия, которое в настоящее время ведется Малиновской районной прокуратурой. К слову, уголовное дело против руководителей <Альянса> уже несколько раз то закрывалось, то возбуждалось вновь. Среди вкладчиков ходит упорный слух, что фирма пользуется покровительством в высших эшелонах власти. И этим объясняется ее наглость.
Люди также рассказывают, что все арестованные счета фирмы давно пусты. А из личного имущества руководителей фирмы, по слухам, попал под арест лишь один автомобиль БМВ, и то лишь на время.
Все руководители фирмы в настоящее время находятся на свободе. Катаются по городу на дорогих машинах. И надо полагать, имеют хороший аппетит и крепкий сон. В то время как жизнь вкладчиков - сплошной кошмар. Они не только потеряли свои деньги, но еще и подвергаются прессингу со стороны тех же правоохранительных органов. Бывали случаи, когда некоторые вкладчики сразу после очередного митинга попадали в СИЗО. Одна из них в настоящее время даже скрывается от милиции. Женщину обвиняют в том, что она во время митинга: выкрала из чужого телефона симкарту!
И все это происходит на фоне явного благоденствия руководителей <Альянса>. Более парадоксальной и нелепой ситуации нельзя себе и представить:
Между тем, пока тянется вялое следствие, уже идет процедура банкротства ООО <Альянс-Жилстрой>. Вкладчики видят в этом очередную попытку руководителей фирмы уйти от ответственности. Ведь как только данное предприятие будет официально объявлено банкротом, с него будут автоматически сняты все финансовые обязательства.
Чтобы не допустить подобного, пострадавшие вкладчики в середине прошлого месяца пикетировали здание Одесского областного хозяйственного суда. Пойти наперекор общественному мнению судьи не решились.
Однако дело <Альянса> перекочевало в Апелляционный суд. Разумеется, если эта инстанция не удовлетворит требования заявителей, то дело попадет в Киев. А там организовать очередной пикет уже гораздо сложнее. Думается, вопрос о банкротстве ООО <Альянс-Жилстрой> - лишь дело времени.
Однако ООО <Альянс-Жилстрой> не является самостоятельной структурой. Оно входит в разветвленный холдинг <Альянс>. И вполне логично предположить, что в случае банкротства <Альянс-Жилстроя>, все финансовые обязательства должен принять на себя холдинг. Тем более, что, по словам руководителей <Жилстроя>, именно туда ушли деньги вкладчиков.
- В принципе, можно попытаться предъявить финансовые претензии и самому холдингу <Альянс>,- говорит юрист Светлана Телешевская. - Однако для этого надо сначала доказать в суде, что данная структура является правопреемником <Жилстроя>. Разумеется, все это значительно усложнит процедуру возврата денег.
Приведу аналогичный пример. Когда управление труда и социальной защиты населения горсовета не оплатило детям войны положенные льготы, люди стали обращаться в суды. Все дела были выиграны. Однако управление к тому времени успели переименовать в департамент. Поэтому исполнительные службы стали возвращать документы:
Иной раз украденные деньги, благодаря экстрадиции задержанных жуликов, удавалось вернуть даже из-за рубежа. А здесь, по всей вероятности, перебросили деньги на другой расчетный счет, прошли процедуру банкротства, закрыли лавочку и делу конец?
- Они не имели права куда-то <перебрасывать> собранные с людей деньги и строить за счет них другие дома, - говорит Светлана Телешевская. - Ведь в подписанных договорах ясно говорится, что деньги вносятся на строительство дома именно по улице Головковской, а не на что-то другое:
Осталось только развести руками?
К слову, по всем остальным недостроенным домам на ближайшую сессию Одесского горсовета будет вынесено два специальных проекта решений. Первый из них о том, что эти объекты берутся за счет городского бюджета под охрану. Еще один проект - это обращение городского совета в Кабинет министров, который должен утвердить план его дальнейших действий. Уже нашлись предприятия, готовые взяться за продолжение строительства домов. И местные власти с разрешения Кабинета министров намерены освободить их от необходимости делать традиционные капиталовложения в развитие городской инженерно-транспортной инфраструктуры. Кроме того, городской совет, возможно, откажется в пользу застройщиков от своей законной доли помещений в домах. Все это, безусловно, повысит рентабельность возобновленного строительства. Таким образом, проблема семи недостроенных домов, возможно, будет, в конце концов, решена.
Но как же быть с котлованом по улице Головковской?
- Пока никак, - ответил Анатолий Рагулин. - Дай нам Бог, сначала сдать в эксплуатацию все остальные дома:
Вкладчикам по улице Головковской тоже хотелось бы продолжить строительство за счет дополнительных инвестиций. Но, по мнению специалистов управления капитального строительства горсовета, такой инвестиционный проект не будет рентабельным. Ведь возведение дома, практически с нуля, требует серьезных затрат, а значительная часть квартир в этом доме уже продана и заложена.
Еще один вариант - это помощь Министерства регионального развития. Там пострадавшим вкладчикам предлагают создать свой кооператив, принять недостроенный дом на баланс, а затем обратиться за государственной субвенцией.
Но люди, уже наученные горьким опытом, на это пока не решаются. Ведь стоит им взять себе на баланс недостроенный дом, они, таким образом, возьмут на себя и всю ответственность за его дальнейшую судьбу. При этом гарантий о получении специальной субвенции нет никаких.
Постепенно котлован по улице Головковской для всех чиновников становится чем-то вроде местечкового скелета в шкафу. При одном упоминании о котором они лишь беспомощно разводят руками.
Между тем подобный случай далеко не первый и, скорее всего, не последний. По официальным данным, только в одной нашей области примерно пятнадцать тысяч таких же пострадавших вкладчиков. Недобросовестные застройщики в наши дни стали таким же бичом, каким в свое время были пресловутые финансовые пирамиды.
Многие думают, что вылечить новоявленную болезнь можно с помощью очередного закона. На сегодняшний день в парламенте уже есть законопроект о недопущении долгостроев. По нему если выделенная под строительство площадка не осваивается, ее через полгода следует передать другому застройщику. Но, думается, той же фирме <Альянс>, которая вожделенно стремится к банкротству, подобное положение вещей было бы даже на руку.
Иной раз нужно не издавать новые законы, а учиться выполнять уже существующие. Ведь есть Уголовный кодекс, и наши тюрьмы, хоть и переполнены, но функционируют.
И, как говорил в свое время римский сенатор Катон: <Карфаген должен быть разрушен!>
Надежда Супранович , "Слово"
http://www.slovo.odessa.ua/
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews