Обозреватель из Одессы: почему в Украине так много сторонников Януковича?
Почему в Украине так много сторонников Януковича? По той самой причине, по какой в России много сторонников Путина, а в Белоруссии много сторонников Лукашенко.
Зависимые от государства люди всегда будут сторонниками власти. Даже такой, что содержит подданных впроголодь, грабит, унижает их и считает рабами.
ПАТРИОТИЗМ, ЗАКРЕПЛЁННЫЙ НА БУМАГЕ
Для характеристики процессов, происходящих на постсоветском пространстве, все чаще употребляют знакомое для уха историка понятие «феодализм». Но употребляют скорей интуитивно, никак не конкретизируя. Феодализм, между тем, на протяжении многовековой истории европейской цивилизации и на разных ее территориях был разным. Менялись не только формы феодальной зависимости, но и ее содержание.
Так, условно-частное землевладение времен распада Римской империи и связанная с ним иерархия не были похожи на тот же тип отношений в средневековой Европе, а тем более на крепостное право в России, которое, по мнению некоторых исследователей, вообще выходит за рамки феодализма в любом понимании.
Фиксируя попытки строительства новой феодальной системы на просторах бывшей советской империи, сторонники «сближения эпох», однако, чаще всего имеют в виду не европейский правовой феодализм, а бесправное крепостное право России. И даже пытаются подвести под эти попытки своеобразную идеологическую базу.
На уходящей неделе забавный, но отнюдь не безобидный инцидент подобной «идеологизации» замечен в российской блогосфере. С постами и перепостами, скрывающими источник информации, в сети появилось фальшивое интервью Михалкова, который за триста миллионов бюджетных денег собирается якобы снять фильм, оправдывающий существование крепостного права.
Фигура кинорежиссера, известного дружбой с Путиным, выбрана не случайно. Имперский патриотизм Никиты Сергеевича — притча во языцех, а его творчество последних лет — карикатура на тему державности. Тем достоверней получилась подделка. Судите сами. В вымышленном интервью создатель «Сибирского цирюльника» якобы заявил: «Большевики сделали вещь страшную — они стерли из памяти народа наше культурное наследие, воспоминание обо всем том хорошем и светлом, что было в русском народе, включая память о крепостном праве. Восстановить историческую память — наша задача».
Далее псевдо-Михалков, используя аргументацию «Выбранных мест из переписки с друзьями», отвергает сходство североамериканского рабства с рабством отечественным. Подобно Гоголю, он считает, что отношения помещика и крепостного не были отношениями раба и хозяина, а были отношениями сыновей и отца. «Многие крестьяне не хотели никакой «свободы». Да, иногда помещик порол крестьянина. Так и отец же порет свое непослушное чадо», — продолжал в том же духе двойник Михалкова. Но не остановился на сказанном.
«Ведь что такое было крепостное право? — продолжал он. — Крепостное право — это патриотизм, закрепленный на бумаге. Человек был связан со своей землей-матушкой не только чувством долга, но и документально. Крепостное право — это мудрость народа, это четыреста лет нашей истории. И теперь, когда мне предлагают эти четыреста лет из нашей истории вычеркнуть, я говорю: «Братцы, так вы что же думаете, наши предки дураками были?».
А если не были, то, как вывод, напрашивается резюме героя подделки: «Я очень рад, что Путин возрождает нашу историческую память». Здесь фальсификатор неточен. Эту память президент уже возродил. Законы о некоммерческих организациях, о иностранных агентах, об оскорблении чувств верующих, принятые Государственной Думой при третьем пришествии Владимира Владимировича, и есть российский патриотизм, закрепленный на бумаге.
ВОЗВРАЩАЯ НЕПРАВДУ ИСТОРИИ
Не правда ли что-то знакомое слышится в братском скандале? Ах да: «Мы вернули правду истории. Знамя Салтычихи в надежных руках». Прочитать подобное в скором времени можно будет в Украине, если вовремя не остановить сползание страны в родной, разумеется, независимый от российского феодализм. Но такой похожий на российский, что мурашки по коже бегут от предчувствия.
Крепостное право в рабском варианте украинцы испытывали на триста лет меньше, чем русские. Но в советском варианте испили чашу до дна вместе с братьями. И вместе с братьями хорошо подготовились для феодализма двадцать первого века. Подготовились в первую очередь тем, что большинство населения трех славянских стран не мыслят себя независимыми от государства и назначенных государством помещиков.
Называться помещики могут по-разному. Но суть не в названиях. Советская номенклатура от современных олигархов и чиновников не отличается в главном. Держание (право на власть и собственность) тех и других имеет условный характер, а иерархия построена на идеологическом фундаменте. С капитализмом, где первое и второе определяется правом частной собственности, такая система имеет мало общего. Зато у этого устройства много общего с крепостным правом девятнадцатого века.
Кстати, «крепостное» в связке с «правом» представляет собой такой же нонсенс, как и самодержавие. На бумаге ни то, ни другое в Российской Империи в деталях юридически закреплено не было. Практиковался не правовой, а силовой, дисциплинарный характер управления. К сожалению, такой характер приобретает и современная украинская власть.
Скандалы, связанные с милицейским произволом, обнажили суть системы, явочным порядком созданной в Украине. А в этой системе милицейско-прокурорско-судебная мафия занимает даже не центральное место. Она необходимый, но недостаточный элемент иерархии, выросшей на идеологии нового феодализма. Феодализма, где формально никто из вассалов правящей клики не владеет ничем, но фактически распоряжается и собственностью, и жизнью людей.
Власть здесь безответственна в принципе. В девятнадцатом веке можно было наказать за мучительство Салтычиху или отца Пестеля за самоуправство в Сибири. Можно и теперь привлечь за убийство Лозинского или милиционеров Врадиевки. Но в этих случаях действует не закон, а право сюзерена покарать вассала. Покарают, и на место Лозинского сядет новый деспот районного масштаба, а на месте милиции и покрывающих преступления прокуроров Николаевской области окажется такая же новая милиция и коррумпированная прокуратура.
Демонтировать феодальную иерархию, как в свое время советскую власть, можно только системно и только сверху. И без гарантии, что у гидры после усекновения сверху ничего не отрастет. В 1991-м после успешной ампутации верхушки решили, что чудище сдохло. А оно притворилось мертвым, выжило, отрастило новые головы, приспособилось к новым условиям. В 2004-м вышло и того хуже. Украинские гераклы сочли, что гидру можно приручить. Просто плохую голову надо заменить хорошей.
Заменили. Чудовище гераклов сожрало, урчит от удовольствия, растет как на дрожжах и с каждым часом укрепляет позиции. Недалек час, когда в Украине станет печальной действительностью анекдот про депутата. На вопрос, чего тебе не хватает после захвата земли, избранник народа ответил: пара сотен крепостных точно не помешает.
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
http://yug.odessa.ua
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews