Страшные подробности смерти одесского альпиниста: найдено тело (ФОТО)
В Кабардино-Балкарии найдено тело одесского альпиниста, погибшего при сходе лавины десять лет назад. Это известие пришло в альпклуб «Одесса» в день шестидесятипятилетия опытнейшего
восходителя и тренера Владимира Альперина, который три года назад также погиб в этом горном массиве, стремясь обнаружить своего воспитанника Александра Ущаповского...
— Десять лет назад мы потеряли на вершине Дыхтау трех отличных альпинистов, мастеров спорта, чемпионов Украины, самых перспективных ребят, — говорит заслуженный тренер Украины, наставник национальной сборной, мастер спорта международного класса директор альпклуба «Одесса» Мстислав Горбенко. — В 2003-м на Кавказе проходил чемпионат Украины по альпинизму. На маршруте «Балаково» одесситы практически на вершине попали под лавину и… исчезли. Тела двадцатитрехлетних Сережи Лебеденко и Кости Леонтьева были найдены относительно быстро, а вот двадцатичетырехлетнего Сашу Ущаповского искали долгих десять лет. Ребята были очень перспективными спортсменами, за шесть-семь лет справились с нормативом кандидата в мастера спорта, что в альпинизме считается весьма высоким достижением. Только исключительно талантливые люди способны добиться подобного. Каждый из них — личность, самостоятельно принимавшая ни от кого не зависящие решения. Каждый шел своим путем, не используя, как это принято, связи, знакомства. Даже в альпинизме они всего достигли сами, никогда не прося направить на лучший сбор, в экзотическую страну…
Я уже не говорю о том, что они дети моих друзей. С Володей Лебеденко, например, мы знакомы с детства, вместе росли. Затем пересекались в студенческие годы, когда он занимался в медине, я — в политехе. Вместе ходили во множество экспедиций. С Вадимом Леонтьевым тоже не первый десяток лет дружим. Разве что отца Саши Ущаповского узнал по столь печальному поводу. Он вполне вписывается в наше братство: кадровый рабочий, водитель, большой души человек.
Сережа, Костя и Саша не напрасно подружились: у всех троих были очень похожие взгляды на жизнь, они компанейские ребята. Не только в отношениях с теми, кого хорошо знали. Вот Али Анаев, начальник альпбазы «Безенги», на поминках рассказывал о том, как к нему подошел незнакомый симпатичный молодой человек (Костя Леонтьев) и пригласил на кофе, сказав, что желает угостить настоящим напитком. Услыхав в ответ, что сейчас нет такой возможности, через некоторое время подошел вторично. Настоял, привел, а там — целая компания. Сам сварил кофе, действительно, отменный!
…Тогда в поисковых операциях участвовали и отцы этой «тройки», опытные альпинисты Вадим Леонтьев и Владимир Лебеденко, а также Михаил Ущаповский. Сейчас поступило сообщение от директора «Безенги» Али Анаева: Саша найден на леднике «Меженги», чуть ниже вершины. По словам тамошнего главного спасателя Адилбия Ахкубекова, он примерно знал, куда могла вынести лавина погибшего, и постоянно искал, так как обещал его отцу непременно найти Александра.
— Сколько мы бывали в том районе — столько и приходили, чтобы помянуть этих чудесных ребят, — дополняет Игорь Бондарь, друг погибших, полковник медицин-ской службы. — Всякий раз искали Сашу на леднике, но… Многолетние поиски были безуспешны — ничего, кроме отдельных найденных вещей погибшего, не принесли. (Например, 19 августа 2003 года были найдены работающие часы Саши Ущаповского. — Авт.).
В том восхождении тренером-наблюдателем у ребят был Владимир Альперин. Ледовый обвал случился прямо на его глазах. Семь долгих лет он стремился «дойти до самой сути», выяснить, что же произошло с его подопечными. Летом 2010 года двое опытнейших альпинистов, мастеров спорта, тренеров — Владимир Альперин (он покорил все семитысячники СССР, включая пик Победы) и Владимир Кривошеев — попытались пройти параллельным маршрутом и осмотреть снежно-ледовую шапку Дых-Тау. При восхождении 21 июля оба они попали под камнепад и… Увы, «сценарий» повторился почти в точности: неприступная горная вершина забрала жизни еще двоих классных спортсменов...
После последнего, июньского сообщения и недолгих сборов в «Безенги» отправилась небольшая одесская делегация, чтобы забрать тело друга, отдать послед-ние почести бесстрашному парню. За сыном поехал и Михаил Ущаповский, отец Александра, который все эти десять лет не терял надежды на то, что сына отыщут.
По словам Михаила Васильевича, Саша был отличный парень:
— Утверждаю так вовсе не потому, что речь идет о моем сыне. Точно так же отзываются о нем все, кто его знал. Мало кому известно, что увлекался он не только альпинизмом, но и парашютным спортом. Совершил тридцать два прыжка и… навсегда остался молодым…
Когда материал готовился к печати, стало известно, что забрать тело Александра Ущаповского не представилось возможным.
— Следователь потребовал проведения экспертизы ДНК, — объяснил Мстислав Горбенко. — После получения ее результатов наш альпклуб организует транспортирование Александра из Нальчика в Одессу. Здесь, на родине, он будет предан земле.
По словам главного спасателя Адилбия Ахкубекова, Дыхтау, один из кавказских пятитысячников, остается самой труднодоступной и опасной для восхождения горой:
— Я ни разу не достиг ее вершины, хотя предпринимал пять-шесть попыток — каждый раз мешала погода. Но лучше сто раз вернуться, чем не вернуться один раз. Надо правильно ходить. В горах есть объективные и субъективные опасности. Лавина — это объективная опасность. Однако в семидесяти-восьмидесяти процентах несчастных случаев в горах причина бывает субъективной.
Об августовской трагедии 2003-го, когда при восхождении на северный склон вершины Дыхтау (высота — 5204,7 метра) мощная снежная лавина шириной до семисот метров внезапно обрушилась на спортсменов, мы подробно рассказывали. Все трое погибших успешно окончили вузы, были весьма перспективными молодыми специалистами, думали о личной жизни. Саша Ущаповский, например, намеревался жениться — сразу же после завершения экспедиции на Дыхтау. Горе, ужасную трагедию пережила вместе с родителями его невеста Оля…
— Как выяснилось, при сходе лавины на Дыхтау образовались два «конуса», сотни тысяч тонн обрушенных глыб льда и снега, — рассказал отец одного из погибших опытный альпинист кандидат медицинских наук Владимир Лебеденко. — Они были такие толстенные, что ни зонды, ни даже миноискатели не срабатывали! Мы по нескольку раз проходили по «конусу», там не было живого места от наших следов. Обнаружили сорок шесть различных предметов — фрагменты одежды ребят, их снаряжения, которые были «рассеяны» в ширину на километровом пространстве. Найти наших мальчиков уже отчаялись. На девятый день решили с Вадимом Леонтьевым возложить цветы на ледник, хотя бы символически. Как вдруг увидели часть палатки, абсолютно на другом склоне. Очевидно, их сбила не основная лавина, а ударная волна, образовавшаяся при ее сходе. Она-то и выбросила ребят за небольшой хребет, где их накрыл поток.
Чуть позже обнаружили тело Кости Леонтьева, а еще через несколько дней — и Сережу. Карабины и металлические закладки (страховочные приспособления. — Авт.), обнаруженные на снаряжении ребят, способные выдержать нагрузку в десять тонн, были согнуты в три погибели. Так что о силе разбушевавшейся стихии можно лишь догадываться…
Напомним также, что по пути следования ребята взошли на Мижигри (5025 метров).
Подробно писали мы и о ЧП трехлетней давности с двумя Владимирами — Альпериным и Кривошеевым. Тела этих бесстрашных спортсменов удалось эвакуировать с вершины горы и доставить на родину лишь через год после гибели.
— Из всех радостей и горестей следует делать правильные выводы, — считает Валентин Симоненко, президент украинской Федерации альпинизма и скалолазания, заслуженный тренер Украины. — Людей манят горы, люди ходили, ходят и будут ходить туда покорять вершины! Вне зависимости от того, что за этим стоит. Это не мои досужие рассуждения, а выводы, сделанные на основе анализа общей ситуации в альпинизме. Наша главная задача — свести к минимуму, насколько это возможно, факторы риска. Но природа с нами не советуется…
Потому и несем тяжелые, невосполнимые потери. Очень жаль ребят, являвшихся нашим основным резервом. Три основательных, цельных, увлеченных и интеллигентных молодых человека. Три обладателя вузовских дипломов с отличием. (Сергей окончил медицинский университет, Константин — биофак Московского государственного университета, а Александр — высшую мореходку). Три настоящих гражданина.
В Безенги на гранитной скале установлена мемориальная доска погибшим альпинистам. Прямо при подъеме на гору, где-то за километр от подножия, рядышком растет березка…
Лев САНИН.
На фото вверху: Лагерь «Безенги»
На фото внизу: Июль 2003 года. Константин Леонтьев, Сергей Лебеденко и Александр Ущаповский (слева направо) после восхождения на вершину Мижирги; Поисковики за работой в горах
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews