Одесские СМИ: выбор, скорее всего, уже сделан
Тема российско-украинских отношений после распада Советского Союза может быть основой для остросюжетного телевизионного сериала. Но снимать его надо сейчас и демонстрировать немедленно.
Как только братья — «не разлей вода» разойдутся по разным семьям или, напротив, сольются в большой совок, зритель потеряет интерес к сюжету и к героям титанической, но бессмысленной, как в большинстве сериалов, борьбы.
АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ
На прошлой неделе в столице бывшей родины, в инкубаторе социалистической дипломатии (социализм лапти сплел, птенцов разводят, как прежде) под названием Московский государственный институт международных отношений состоялся форум «Российско-украинские отношения: реалии и перспективы». Большинство средств массовой информации это мероприятие почти не заметили. И поделом. Нечего тратить время на освещение политического шапито, где ответственные акробаты и безответственные клоуны делают вид, что от их разговоров зависит судьба двух больших государств.
Поводом для мероприятия послужил так называемый «геополитический выбор», который через четыре месяца должна якобы сделать Украина. Вернее, не Украина, а власть в украинском государстве. Имеется в виду подписание или неподписание на ноябрьском саммите глав государств Восточного партнерства в Вильнюсе Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом.
В последнее время становится ясно, что выбор, скорее всего, уже сделан. И сделан не Киевом, а Брюсселем. Если Янукович не разгонит Верховную Раду, а Тимошенко не умрет в тюрьме, «углубленная ассоциация» Украины с ЕС в ноябре станет фактом. Никакой Кремль помешать этому не сможет. По крайней мере, не сможет разговорами, убеждениями и аргументами, какими бы справедливыми аргументы не были.
Куда эффективней с российской стороны для демонстрации «дружбы народов» было бы не собрать в МГИМО говорильню, а предоставить «Нафтогазу» хотя бы символическую скидку цены на топливо и пообещать увеличить транзит российского газа через украинскую ГТС. Привлекательность Таможенного союза в глазах украинской власти немедленно выросла бы в несколько раз безо всяких аргументов.
Вместо этого на упомянутом форуме российские ястребы в хоре с украинскими манкуртами продолжали твердить о миллиардах, которые украинская экономика получит за счет уничтожения внутренних пошлин Таможенного союза после вступления в организацию. Число миллиардов, по расчетам российских ученых, на бумаге непрерывно растет, и на этом посулы заканчиваются. Зато начинаются угрозы.
В скрытом виде такие угрозы в очередной раз прозвучали на форуме из уст Сергея Глазьева, советника президента Путина по вопросам региональной экономической интеграции. Советник прямо заявил, что с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС Украина уступает часть своего суверенитета Европейскому Союзу. И России после ноября по экономическим вопросам придется договариваться уже не с Киевом, а с Брюсселем. Со всеми для братской страны последствиями.
Замечу, что даже члены ЕС, а о членстве нашей страны в Евросоюзе речь не идет, во взаимоотношениях с другими странами проводят самостоятельную экономическую политику и ведут переговоры не через Брюссель, а напрямую. Соблюдая, естественно, определенные правила. В числе этих правил так называемый Третий энергетический пакет, документ, регулирующий коммерческую деятельность энергетических компаний, действующих на территории Европейского Союза.
Третий энергетический пакет (свод правил, разработанных Еврокомиссией в 2007 году, а принятый в ЕС в 2009-м) для российских монополий является постоянной помехой в Европе, занозой, от которой невозможно избавиться, но нельзя и смириться. Пакет предусматривает, что компании, производящие энергоносители, не могут одновременно владеть транспортными сетями и сбывать продукцию конечному производителю.
СУЕТА ВОКРУГ «ПАКЕТА»
Еще со времен советской власти нефтепроводы, газопроводы и ориентированные на экспорт энергосети строились как части «вертикальных» монополий, где производство, транспортировка и сбыт энергоносителей объединялись под одной крышей. Современная Россия не просто перехватила эту эстафету. Приобретая доли или скупая распределительные сети в европейских энергетических компаниях, она сделала их одним из важных элементов как экономической, так и политической игры.
Принятие Еврокомиссией Третьего энергетического пакета в какой-то мере продиктовано было задачей сопротивления российским монополиям. С этой задачей страны ЕС в основном справились. Последние победы европейских компаний над «Газпромом» в судах и на переговорах, когда удается существенно снизить цену на российский природный газ, не в последнюю очередь обязаны действию Третьего энергопакета.
По европейскому пути не так давно собралась пойти и Украина. Сама она обладает государством в государстве — энергетическим монстром, добывающим и транспортирующим природный газ как своего, так и российского производства. Провести демонтаж «вертикальной» газовой монополии Украина уже обязалась.
До 2015 года Третий энергопакет в полном объеме начнет действовать на нашей территории. Причем придет конец не только украинской, но и фактически российской монополии на транспортировку газа через территорию Украины. Знаменитая «труба» на всех участках сможет работать в аверсном или в реверсном режиме, обеспечивая прокачку более дешевого топлива из России или из Европы. Этому помешает только вступление нашей страны в ТС. Потому что условием такого вступления, хотя никто не делает на нем акцент, является отказ Украины от Третьего энергопакета.
Опасаясь худшего для себя развития событий на газовом рынке, опасаясь дальнейшей консолидации и общего противодействия монополиям потребителей газа в Европе, «Газпром», надо отдать должное, действует сразу на многих направлениях. Говорильня в МГИМО практически незаметна на фоне разнообразных саммитов, двусторонних встреч и международных экономических форумов, в которых участвует, а иногда их инициирует руководство Российской Федерации.
1 июля не где-нибудь, а в самом Кремле состоялся второй саммит стран — экспортеров газа, на котором президент Путин попытался сплотить против «дискриминационной политики» Евросоюза двенадцать государств, крупнейших производителей природного газа в мире. Большинство этих стран, однако, вертикальными монополиями, действующими в Европе, не располагают. И даже не занимаются транспортировкой своего газа. Алжиру, например, или Катару, не говоря о Боливии или Экваториальной Гвинее, Третий энергопакет, что называется, по барабану.
Договариваться надо с «дискриминаторами». Непосредственно. Прямо, скажем, надежды на успех в переговорах о сохранении монопольного положения «Газпрома» и связанных с ним компаний в Европе невелики. Но они существуют. Иначе Министерство энергетики России не готовило бы для переговоров с ЕС соглашение о так называемых трансграничных проектах. В рамках этого документа Россия предлагает исключить из норм Третьего энергопакета деятельность «Южного» и «Северного» потоков, двух газопроводов, которые позволяют обходить Украину в транзите российского газа в Европу.
Еврокомиссия на такие предложения пока даже не ответила. Но в декабре этого года состоится очередной саммит Россия — ЕС в Брюсселе. Туда собирается Путин. Декабрь, если не изменяет память, следует сразу за ноябрем. То есть результат саммита в Вильнюсе, где решится украинский вопрос, на сговорчивость европейцев в газовом вопросе окажет прямое влияние.
Считайте это геополитикой, если угодно.
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ //
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews