Одесские СМИ: Януковичу придется стать членом московского политбюро
Воскресная встреча Владимира Путина и Виктора Януковича в Сочи продолжалась пять часов, а официальных комментариев не наскребли на пять секунд. О чем говорили и к чему пришли — неведомо.
Надежды, что партнеры разговорятся после заседания в Астане Высшего Евразийского экономического совета, куда был специально приглашен Президент Украины, оправдались только отчасти. Путин вместе с Януковичем к микрофону не вышел и оптимизма Виктора Федоровича не разделил.
ОБЕЩАННОГО ДВА ГОДА ЖДУТ
Оптимизм Януковича заключался в том, что украинской стороне удалось якобы дожать участников Таможенного союза и получить статус наблюдателя в этой организации. Но если вслушаться, ничего подобного не произошло. Президенты России, Белоруссии и Казахстана упомянутый статус нашей стране не предоставили и даже не пообещали. Устав ТС не предусматривает ничего подобного.
На птичьих правах в неизвестном качестве представители Украины смогут участвовать в деятельности Евразийской экономической комиссии и еще нескольких органов, регулирующих деятельность Таможенного союза. Представители украинского правительства при этом получат доступ к документам по подготовке решений и даже, если верить словам оптимистов, смогут влиять на подготовку экономических решений, которые касаются сотрудничества ТС с Украиной.
Как именно влиять — неизвестно. Относиться всерьез к словам украинского президента о том, что решения в комиссиях приниматься будут консенсусом, никак нельзя. Потому что украинские представители вместе с коллегами голосовать не будут. Процедуры согласования и выработки общих позиций, возможно, имеются в меморандуме об углублении сотрудничества между ЕвроАзЭС (Евразийским экономическим сообществом, в рамках которого действует Таможенный союз) и Украиной.
Этот документ парафирован в Астане и подписан вчера в Минске Николаем Азаровым на саммите глав правительств СНГ. Ко времени написания настоящего комментария текст меморандума не был опубликован. Однако известно, что Виктор Янукович смягчил позиции по поводу формата будущего сотрудничества (читай — будущего членства) Украины с Таможенным союзом, который с 2015 года заработает как часть Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.
В исполнительных органах «пространства» официальный статус страны-наблюдателя возможен, но возможен только как подготовка к полноправному членству, переходный этап. На такое членство, по словам российских чиновников, официально подали заявку и претендуют две страны — Киргизия и Украина.
ПОСЛЕДНИЙ КОЗЫРЬ
До 2015 года еще далеко, ситуация может измениться. Утверждать, что Янукович окончательно сменил ориентацию с западной на восточную, никак нельзя. Меморандум об углубленном сотрудничестве, подписанный в Минске, скорее всего, страховка на случай, если не удастся подписать в Вильнюсе многострадальное Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. А может быть, еще и способ нажима на чиновников в Брюсселе, которые настаивают на выполнении Украиной известных условий.
Теперь уже ясно, что к ноябрю из трех блоков условий, выдвинутых Еврокомиссией (приведение избирательной системы Украины в соответствие с европейскими стандартами, отказ от избирательного правосудия и проведение социально-экономических реформ), ни один не будет выполнен. Даже частично. Если не произойдет чуда, ничего не изменится и в судьбе Юлии Тимошенко. В руках украинских евроинтеграторов остается, таким образом, единственный козырь. Спекуляция на возможном возвращении Украины в общий экономический, а затем и в политический совок.
Насколько силен этот козырь, удастся ли с помощью его сделать игру, сложно сказать. Руководители стран Евросоюза хорошо понимают угрозу возрождения новой империи на востоке, но не все понимают ее одинаково. Старые демократии отлично ладили с Советским Союзом, успешно делали с советами бизнес и полагают, что с путинской империей тоже можно поладить.
А с Украиной в нынешнем независимом состоянии общий бизнес делать рискованно, а в политическом смысле договориться вообще невозможно. Не лучше ли действовать так, как будто Киева нет вообще, а существует одна Москва? Там авторитаризм и диктатура. Но авторитаризм привычный, а диктатура договороспособная. И хорошо бы развивать отношения Европейский Союз — московский союз (с любым названием) так, чтобы никто не путался под ногами.
При такой логике Украина — пешка, которую в кризисной ситуации легко принести в жертву с любой стороны. Несколько раз это уже случалось, вспомните «казус Тузлы» или две российско-украинские «газовые войны». Евросоюз не только не пришел к нам на помощь — старые демократии, не скрывая, выдержали паузу в пользу России.
НА ПУТИ В БРЮССЕЛЬ — «ТРУБА»
Сейчас, в дни краха украинской экономики под тяжестью бездарного менеджмента и грабительской цены на природный российский газ, ситуация повторяется. Создание трехстороннего консорциума, которое могло бы спасти украинскую газотранспортную систему, срывается не только по вине «Газпрома» (там рассчитывают украинскую ГТС просто забрать за долги), но и потому, что в Брюсселе не могут и не хотят убеждать бизнес ради политических целей рисковать большими деньгами.
При этом судьба украинской ГТС и судьба подписания Соглашения об ассоциации Украина — ЕС определенно связаны. Связаны тем, что с переходом в российское управление нашей газотранспортной системы (в форме двустороннего консорциума, в форме аренды или перехода в собственность «Газпрома» украинских хранилищ) участие Украины в европейской Энергетической хартии превращается в фикцию. О равном доступе газотрейдеров к украинской «трубе» можно будет забыть.
И можно будет забыть о принципе равной конкуренции, который заложен в основу Договора о всеобъемлющей и углубленной зоне свободной торговли между Европейским Союзом и Украиной. То есть с уходом под российский контроль украинской ГТС принципиально невозможным становится и подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
В Верховной Раде, между тем, зарегистрирован правительственный законопроект, допускающий сдачу в аренду и приватизацию частей украинской газотранспортной системы. Экономисты уже подсчитывают, какие суммы можно получить за «трубу» и за газохранилища, как эти суммы потратить на погашение бюджетного дефицита, на сохранение внешнеторгового баланса, на поддержание курса гривни. Словом, на все, что позволит Януковичу продержаться до президентских выборов, а на выборах победить.
Если разгосударствление ГТС станет фактом, если «Газпром» действительно заплатит Украине за «трубу» большие деньги (речь идет как минимум о пяти миллиардах долларов), задачу переизбрания четвертого Президента Украины, возможно, удастся решить. Но без западной поддержки Виктору Федоровичу придется вернуть империи украинские губернии, а самому стать членом московского политбюро.
Как известно, вопросы (в том числе и состава политбюро) решаются там далеко не консенсусом. А генеральным секретарем лично, хотя должность эта называется теперь по-другому.
И не надо будет подписывать меморандумы. Резолюции Путина на любом документе за глаза хватит.
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ //
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews