Одесские СМИ: Надежда на честные выборы

 Если бы политических противников побеждали логикой и ясностью мысли, фамилия Президента нашей страны была бы Яценюк. Но фамилия действующего Президента Украины Янукович. Такие дела, граждане.

Не надо забывать печальную истину. И тем более не стоит прежде времени даже мысленно отнимать у главы государства булаву или снимать «шапку Мономаха». Наш монарх по старой памяти с кого угодно сам шапку снимет. Теперь может снять и вместе с головой.

ОПТИМИЗМ НА МИХАЙЛОВСКОЙ ПЛОЩАДИ

 Подобные мысли, может быть, некстати, одолевали меня все время, пока слушал и смотрел в новостях репортажи с субботнего форума объединенной украинской оппозиции. Одолевали и позже, когда в понедельник, 14 мая, читал в газете «КоммерсантЪ-Украина» обширное интервью Арсения Петровича. Сегодня его публикует наша газета.

 Перспективу близкой победы и завоевания конституционного большинства в Верховной Раде седьмого созыва господин Яценюк излагает с таким же непререкаемым оптимизмом, с каким на гражданских форумах 2003 года о грядущей победе вещали будущие вожди «оранжевой революции». Рейтинги Виктора Андреевича тогда в разы превышали рейтинги Виктора Федоровича. Однако для победы понадобились не рейтинги, не оптимизм сторонников, не хорошо или плохо написанные программы, а Майдан.

 В интервью, опубликованном «Коммерсантом» 14 мая, несмотря на показную бодрость, историческая память и тревога все-таки присутствуют. Когда журналист спросил Арсения Петровича «в лоб», не боится ли он, что в ответ представители «кланово-олигархического режима» начнут стрелять, главный оппозиционер ответил прямо: «Вот в том, что стрелять начнут, я ни секунды не сомневаюсь. В этом меня убеждать не надо. Эти будут стрелять. Да. Но ничего — промажут».

 Уточним, речь идет о сопротивлении «режима» после победы оппозиции. Однако велик шанс, что «стрелять» начнут до или во время выборов. И мало надежды на то, что промажут. В 2004 году Виктор Федорович советовал противникам надеть памперсы. В 2012-м оппозиции могут понадобиться бронежилеты.

 На Михайловской площади в субботу, 12 мая, между тем, царил неоправданный оптимизм. Похожий на тот, с каким лидеры оппозиции (тогда еще разъединенной) 17 ноября прошлого года праздновали первое общее поражение. Голосование вместе с партией власти за пресловутый Закон № 4061-VI «О выборах народных депутатов Украины».

 Прошло полгода с момента этого «компромисса». И дело не в том, что Конституционный суд «компромисс» изуродовал. Не в том дело, что премьер и министры бывшего правительства как сидели, так и сидят в тюрьмах. Самое важное из того, что произошло за «отчетный период», — это укрепление авторитарной власти и окончательное вытеснение несогласных с ней на периферию реальной политики, в маргинал.

 Украинская оппозиция теперь уже не совсем оппозиция. Это люди, никак не влияющие на внутреннюю и внешнюю политику государства. Это диссиденты, удел которых бороться за права человека, добиваться освобождения политзаключенных, обращаться в Европейский суд и призывать кары небесные на тех, кто миллионы украинцев превратил в собственных крепостных.

 Точно так, как советские диссиденты не могли победить на выборах (даже во время перестройки), не может победить на парламентских выборах 2012 года и украинская оппозиция. Не может даже в том случае, если за нее проголосуют все, какие есть избиратели Украины. В случае чего, как правильно предположил Яценюк, «помещики» начнут стрелять. И не промахнутся.

 К такому обороту событий надо готовиться, загодя организовать защиту граждан, а не сочинять программу «Справедливое государство, честная власть, достойная жизнь», предлагая для общенародного обсуждения очередную красивую сказку.

ИДЁШЬ НА ЗАПАД — ПРИДЁШЬ НА ВОСТОК

 Надежда, говорят, умирает последней. А последняя надежда на честные выборы в Украине связана с тем, что демократию в нашей стране оценивать на Западе будут по тому, как пройдут парламентские выборы. Этот миф настолько укоренился в сознании прогрессивной общественности, что заслонил очевидную реальность. С авторитарными режимами Европе разговаривать легче и удобнее, чем с подобными себе демократиями. К чужим узурпаторам и диктаторам предъявляют, по сути, одно требование — держаться «в рамках» и мало-мальски маскировать звериный оскал.

 Лукашенко в Брюсселе простили бы экономический «совхоз», всевластие КГБ и даже «эскадроны смерти», умей бацька прятать концы в воду и отвечай вежливо на упреки поборников прав и свобод. До недавнего времени показной вежливостью и лицемерием в общении с западным миром при всей неотесанности умело пользовался Президент Украины.

 Это позволило Януковичу полтора года морочить всем голову стратегической евроинтеграцией. Когда шел начатый «оранжевыми» переговорный процесс по договору об ассоциации с ЕС, видели в Брюсселе, как Виктор Федорович берет под контроль парламент и давит парламентскую оппозицию? Видели. Заметили конституционный переворот? Естественно, не могли проглядеть. Поворотным моментом в отношениях Запада с Януковичем был якобы арест, суд и приговор Тимошенко. Но договор общими усилиями довели до кондиции. А впоследствии даже парафировали.

 И каждый раз, оправдывая участие в сговоре с диктатурой, европейцы передвигали границу своей уступчивости. Сначала до декабрьского саммита Украина—ЕС. Потом до того, как решится вопрос о допуске к заключенной в колонию Тимошенко иностранных врачей. Выяснение отношений отложили, наконец, до саммита глав государств Центральной и Восточной Европы в мае.

 Саммит сорвался, но не прекратились попытки найти новый рубеж уступок. Сейчас это вопрос об отмене руководством стран Евросоюза своих поездок на Евро-2012. Причем общей позиции по этой ни к чему не обязывающей демонстрации в Брюсселе тоже не удалось выработать. Кто-то в Киев, видимо, приедет. А если украинский президент гостю протянет руку, тот не рискнет отвернуться.

 Похожая картина ждет нас и после грядущих выборов в Верховную Раду. В то, что они пройдут с соблюдением демократических стандартов, не верит ни один здравомыслящий человек (участников форума на Михайловской площади выносим за скобки). И какова будет реакция на это Европы? Олланд высадит в Одессе Иностранный легион? Меркель введет во Львов батальоны Нахтигаль и Роланд? Или НАТО решит бомбардировать Межигорье?

 После показных возмущений западных наблюдателей и доклада на очередной сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в худшем для Украины случае будет принята грозная резолюция. А в лучшем еврочиновники определят новый срок, последнюю «точку невозврата» в диалоге с украинской властью — президентские выборы 2015 года.

 К этому сроку, если украинское государство доживет, демократия в стране укрепится настолько, что принимать решения по всем вопросам будет один человек. Впрочем, почему будет? В то время, когда пишется обзор, Янукович на неформальном саммите глав государств СНГ в Москве встречается с российским коллегой.

 Результат встречи предугадать трудно. Но не исключено, что стратегический путь на Запад приведет нас на Восток, а по меркам Востока — у нас демократии хоть отбавляй. И любителей отбавлять у нас много.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ
yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews