Одесса: Жильцам «рекомендуют» не жаловаться…

 В статье «Как быть, если чей-то бизнес мешает жить?» («Юг» за 17 марта) речь шла о проблеме жильцов верхних этажей дома №32 по улице Троицкой. Там на первом этаже идет широкомасштабная реконструкция магазина «Элизиум», приведшая к разрушениям в квартирах. Рассказанная в статье история, к сожалению, имеет неутешительное продолжение.

Напомню, трехэтажный дом находится на углу улиц Троицкой и Ришельевской. Лет восемь назад первый этаж, где ранее находилось одно из учреждений городского управления здравоохранения, был продан в частные руки. Разрушения в квартирах второго и третьего этажей начались сразу, как только новый собственник начал строить магазин «Элизиум».

Жильцы писали жалобы во многие инстанции, долго и безуспешно судились, пытаясь получить возмещение материального ущерба или добиться восстановления своих квартир в первоначальном виде — все тщетно. Застройщик и не думал им что-либо восстанавливать, а в октябре прошлого года начал новую реконструкцию по расширению торговых площадей магазина за счет двух квартир, выкупленных на первом этаже, и самовольно присоединенной территории двора. Разрушений в верхних квартирах стало еще больше, а жалобы жильцов вновь пошли по знакомому кругу высоких инстанций.

Недавно жильцы сообщили в редакцию о том, что к ним из ГАСКа приходила комиссия, но вовсе не по их жалобам, которые они пишут с октября прошлого года. Комиссия оперативно прибыла на место по заявлению застройщиков, которое те направили в ГАСК 12 марта этого года. Вот что в нем написано: «В связи с визуальным ухудшением состояния здания (жилого) по адресу: Троицкая, 32 прошу вас провести проверку квартир: 1-а (хозяйка Бобылева); 2-а (Кульчицкая); 1 (Семина); 2 (Вакалюк). В указанных квартирах проведены перепланировки, снос несущих стен, заложены существующие проемы».

В просторечии это называется с больной головы на здоровую. Опровергнуть эту чудовищную ложь проще простого, поскольку никакие реконструкции в этих квартирах не проводились, но жильцы опасаются, что ГАСК не станет ее опровергать, поскольку инспекция почему-то не на их стороне…

Если подходить к ситуации по принципу — во всем плохом можно найти что-то хорошее, то, на мой взгляд, уже хорошо то, что сами застройщики визуально определили ухудшение технического состояния дома. До 12 марта они, по словам жильцов, этого упрямо не замечали.

Ситуация, сложившаяся вокруг дома на Троицкой, 32 получила широкий резонанс в средствах массовой информации. Кроме того, о ней проинформированы соответствующие структуры города, которые могли бы вернуть ситуацию в правовое поле.

Так, 7 февраля этого года отделом документального обеспечения и по работе с обращениями граждан Приморской райадминистрации от жильца квартиры №1-а Александра Тимонина принято заявление, в котором, в частности, сказано:

«Убедительно прошу вас:
1. Защитить меня и жильцов дома от действий лиц, разрушающих наше жилье.
2. Незамедлительно вмешаться в процесс проведения реконструкции нашего жилого дома, которому грозит реальный обвал.
3. Создать комиссию по проверке законности захвата земельного участка во дворе дома по ул. Троицкой, 32.
4. Остановить выполнение строительных работ до согласования с жильцами дома.
5. Проверить документы на предмет законности проведения строительных работ по расширению коммерческой площади магазина «Элизиум» путем реконструкции квартир 15-а и 16.
6. Помочь жильцам дома получить следующую письменную информацию: кто является ответственным лицом за проведение строительных работ в квартирах 15-а и 16? С кем согласовывалась реконструкция в нашем доме? В каком объеме намечены строительные работы? Есть ли разрешительные документы на проведение строительных работ, и на основании какой проектной документации они выдавались?».

На это заявление Приморская райадминистрация ответила А. Тимонину отпиской за номером Т-391 от 23.02.12 года. Цитирую без изменений и правок: «Ваше обращение в адрес Приморской райадминистрации рассмотрено. Сообщаем, что строительные работы по реконструкции с объединением квартир №15-а и №16 дома №32 по улице Троицкой и изменением функционального значения под нежилое помещение ведутся на законных основаниях, согласно разрешительной документации (декларация ГАСКа ОД №082110570 от 13.10.2011 года)».

«Ответ», согласитесь, более чем странный, если его вообще можно назвать ответом на шесть вопросов Александра Тимонина. Исполнитель ответа как бы не понимает того, что декларация о выполнении строительных работ не дает права на захват земельного участка. Получается, вопрос Тимонина о земле «повис» в воздухе, и райадминистрация «дистанцировалась» от него по умолчанию.

 А вот письмо №С-389/3 от 29.02.12 года в адрес прокурора Приморского района Одессы старшего советника юстиции Г.П. Пимонова более содержательное, чем предыдущее, хоть исполнитель один и тот же — А.И. Мельник.

К письму дается приложение на тридцати листах, что позволяет думать о проблеме как далеко не пустяковой. Содержание приложения жильцам неведомо, оно направлено только в первый адрес — прокурору. Зато в письме, в отличие от предыдущего, есть упоминание о том, что застройщикам ГАСК выдал не одну декларацию, а две. И что вторая зарегистрирована в январе этого года.

В письме прокурору процитирован ответ из управления архитектуры и градостроительства, в котором речь идет о том, что проектная документация от гражданки Ф. (фамилия собственницы квартир 15-а и 16 имеется в редакции. — Авт.) в управление архитектуры и градостроительства не предоставлялась вообще.

Вероятно, понимая, что в прокуратуре все-таки поинтересуются, что делала райадминистрация в октябре прошлого года, когда жильцы направляли сигналы  «SOS» во многие инстанции, исполнитель пишет: «По факту самовольного выполнения гражданкой Ф. строительных работ по реконструкции подвальных помещений и копки котлована на придомовой территории направлена информация (надо понимать, направлена Приморской райадминистрацией. — Авт.) в инспекцию ГАСК в Одесской области для принятия мер согласно действующему законодательству. Данный вопрос находится на контроле в инспекции ГАСК».

Итак, этим письмом райадминистрация свалила всю ответственность на ГАСК. Инспекция, в свою очередь, после того как полгода «не ведала» о тайно вырытом котловане под стеной дома и «не замечала» разрушений, решила свалить ответственность за содеянное не на застройщиков, а… на жильцов. Так сказать, кто слабее — тот и виноват. Жильцы поговаривают, что ГАСК мстит им за то, что посмели жаловаться. Если бы не их настоятельные обращения, котлован шириной в половину двора и глубиной в шесть метров оставался бы «тайной» для всех разрешительных структур города.

5 апреля этого года Александр Тимонин обратился в Приморский райотдел милиции. В заявлении (входящий номер Т-882), в частности, говорится: «В связи с самовольным захватом земельного участка и самовольным строительством в магазине «Элизиум» и в квартирах 15-а и 16, прошу возбудить уголовное дело по ст.197-1 Уголовного кодекса Украины в отношении собственника магазина «Элизиум» и собственницы квартир 15-а и 16».

Я пригласила Александра Тимонина в редакцию и попросила рассказать, что происходило в их доме после моего визита и публикации первой статьи 17 марта.

— За это время собственник магазина «Элизиум» и собственница квартир пятнадцать «а» и шестнадцать ничего не сделали, чтобы возместить людям материальный ущерб или вернуть дом в первоначальное состояние, — сказал он. — Мало того, они написали заявление в ГАСК о том, что все жильцы этого дома проводят реконструкцию в своих квартирах.

По их заявлению была создана комиссия в составе работников Приморской райадминистрации, ГАСКа, ЖЭКа. Комиссия обошла все квартиры, увидела разрушения, о которых жильцы писали еще в октябре прошлого года. Выводов комиссии мы не видели, но ясно одно: застройщики умело манипулируют работниками ГАСКа. Не желая возмещать материальный ущерб, они пытаются обвинить в разрушениях самих жильцов. Хочу заметить, что во всех квартирах, кроме квартиры Бобылевой, до начала реконструкции на первом этаже были сделаны косметические ремонты. Разрушения у них начались в октябре.

— А что же ГАСК? Какая его позиция?

— Жильцам было велено собрать следующий пакет документов: технический паспорт на квартиру, правоустанавливающие документы на квартиру, гражданский паспорт, идентификационный код. В дальнейшем инспекция намерена выяснить, имеются ли изменения в квартире, не соответствующие техническому паспорту. Например, снесены ли стены в квартире, сделаны ли новые дверные проемы…

— Почему, на ваш взгляд, ГАСК не запросил нужные документы в МБТИ?

— ГАСК и МБТИ — это разные ведомства, у них разная подчиненность. Мы столкнулись с тем, что запросить документы в МБТИ даже для предъявления их в суд практически невозможно.

Приведу пример. Когда Бобылева обратилась в суд с иском к застройщикам о возмещении материального вреда в связи с разрушениями в квартире, вызванными реконструкцией, то суд затребовал пакет документов застройщика: технический паспорт, правоустанавливающие документы и другие.

Согласно определению суда, предоставить подлинники этих документов должен был ГАСК. Документы были необходимы для проведения судебно-технической экспертизы. Только они могли быть доказательством причинно-следственной связи между действиями застройщиков, которых мы считаем ответчиками, и разрушениями в квартире Бобылевой. То есть надо было документально подтвердить, что ответчики являлись собственниками первого этажа в тот момент, когда в нем велась реконструкция. Так вот, подлинники документов ГАСК в МБТИ получить не смог, несмотря на определение суда, а копии не являются доказательством. Таким образом, Бобылевой было отказано в удовлетворении ее исковых требований ввиду отсутствия доказательств причинно-следственной связи между реконструкцией на первом этаже и разрушениями в ее квартире.

Александр Тимонин рассказал, что в требовании провести судебно-техническую экспертизу истцам было отказано не только в суде первой инстанции, но и в апелляционном суде. По его мнению, ответчики имеют возможность влиять на гражданско-процессуальный процесс, и пользуются этим в полной мере.

Жильцы обращались с жалобой в управление архитектуры и градостроительства. По имеющейся информации, владелец магазина «Элизиум» получил декларацию ГАСКа на проведение строительных работ внутри магазина и на реконструкцию выносной витрины в прежних ее размерах. Собственница квартир 15-а и 16 получила декларацию ГАСКа на проведение строительных работ по соединению этих квартир. Но никто не выдавал никаких разрешений на соединение этих двух квартир с магазином. Однако дверной проем в несущей стене прорублен, и это соединение уже состоялось. Жильцы хотят получить ответ: кто санкционировал эти действия?

— Мне непонятно, как работает государственный архитектурно-строительный контроль в Одесской области? — говорит Александр Тимонин. — После многочисленных жалоб о том, что квартиры «повело» вниз, инспекция только сейчас потребовала от застройщиков и от организации, которая ведет надзор за строительством, усилить в подвале несущие конструкции. Почему об усилении несущих конструкций «вспомнили» только сейчас, а не в октябре прошлого года, когда жильцы впервые обратились с жалобой? Кстати, тогда застройщиков ГАСК формально оштрафовал на какую-то сумму и «забыл» об их существовании. Надзор за строительством никто не осуществлял.

По словам Александра Тимонина, у жильцов не было выбора, и они обратились не только в районную, но и в областную прокуратуру, которая осуществляет надзор за работой ГАСКа. Прежде всего, жильцы просят привлечь виновных лиц к уголовной ответственности по статье 197-1 Уголовного кодекса Украины. Она пред-усматривает наказание за захват земельного участка и самовольное строительство.

— Двор у нас небольшой, половину заняли застройщики, — говорит Александр Тимонин. — Сегодня это магазин, завтра это может быть ресторан. Со стороны двора будут подвозить продукты, товары, словом, устроят погрузочно-разгрузочные работы. Зачем это нам? Застройщики — люди богатые, они считают себя выше всех остальных и не хотят учитывать наши интересы. Мы для них никто, пыль. Они привыкли решать вопросы на очень высоком уровне. Увеличив коммерческую площадь магазина, владелец станет еще богаче. Мы не завидуем, но нам-то как жить, если наши квартиры разрушаются?

— Сколько семей из вашего дома вступили в борьбу за свои жилищные права?

— Все, кто попал в заявление застройщиков. На третьем этаже есть еще коммунальная квартира под номером восемь. Там тоже разрушения, жильцы, насколько мне известно, писали жалобы, но судиться они не в состоянии из-за отсутствия денег.

— Что вы имеете в виду?

— В связи с принятием закона о судебном сборе увеличились ставки, и людям стало сложно обращаться в суд. Надо оплатить госпошлину, услуги адвоката или представителя в суде. Ходатайство в суд раньше можно было подать бесплатно, а теперь в канцелярии суда его не примут без квитанции об оплате. Госпошлина составляет один процент от суммы материального ущерба и один процент от суммы морального ущерба.

Если решением суда дело, к примеру, прекратили, то судебные издержки не возвращаются. Для того чтобы обратиться в апелляционный суд, нужно снова платить судебный сбор. Судебный процесс может длиться годами, и люди, не выдержав, сходят с «дистанции». Заинтересованные лица пользуются этой ситуацией в своих целях. Богатые могут позволить себе судиться по любому поводу. Закон о судебном сборе очень ущемил права простых граждан.

— Как вы считаете, кто еще, кроме суда, может решить вашу проблему?

— Приморская райадминистрация нас футболит. Складывается впечатление, что ей безразлично — захватывают земельный участок в нашем дворе или нет. Но когда рядовой человек захочет сделать себе пристройку, к нему применят всю строгость закона.

Жильцы обращались к мэру города Алексею Костусеву, но он ни разу не приехал на место и не разобрался, несмотря на то, что это дом коммунальной собственности и находится не где-нибудь, а на Ришельевской.

Что касается ГАСКа, то такое ощущение, что жильцов решили наказать за то, что они посмели пожаловаться в Киев, в головной офис ГАСКа, и обвинить сотрудников одесской инспекции в коррупции.

— Бумажная волокита помогает застройщикам выиграть время…

— Да, они торопятся строить, надеясь на то, что Одесский городской совет и территориальная громада обрадуются, увидев новое здание, и простят им факт незаконного строительства.

В заключение этой истории остается сказать: известное изречение, что победителей не судят, уместно лишь на полях сражения с врагом. Если в борьбу за право жить по-человечески вступают менее обеспеченные горожане с более обеспеченными, то пусть лучше победит Закон, а с ним и те, кто его не нарушает.

Елена УДОВИЧЕНКО.
газета "ЮГ"

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *