Предположения, что в Украине репрессии — главный инструмент будущих выборов оправдываются
На этой неделе стало известно, что Генеральная прокуратура Украины начала подготовку еще одного политического процесса. Его героем должен стать Александр Валентинович Турчинов, реальный
(в отсутствие Тимошенко) лидер «бело-сердечной» оппозиции, «мотор» избирательной кампании, которая фактически идет полным ходом. Предположения, что в Украине репрессии — главный инструмент будущих выборов в парламент, к сожалению, оправдываются.
КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС ВСЕХ ИСПОРТИЛ
Начальник Главного управления по расследованию особо важных дел Андрей Курысь на пресс-конференции заявил, что ГПУ проводит проверку по заявлению ветеранов спецназа о том, что, находясь на посту главы Службы безопасности Украины, Турчинов «незаконно выделял квартиры угодным ему журналистам», фактически осуществляя их подкуп. На этом основании заявители требуют привлечь бывшего шефа к уголовной ответственности.
Отвлекаясь от вопроса «виновности» или «невиновности» Турчинова, надо заметить, что практика влияния начальников любого ранга на выделение квартир в обход очереди и вообще вне очереди носит в нашей стране настолько масштабный характер, что привлечь к ответственности по этому поводу можно тысячи, если не десятки тысяч госслужащих. Но с подачи печерского правосудия четыре с половиной года «заработал» один Луценко. И ежу понятно, что квартира, выделенная его водителю Присталюку, здесь не при чем.
Что касается подкупа неизвестных журналистов, то у «оранжевых» во время пребывания во власти в этом плане было столько возможностей, что главе СБУ не было нужды опускаться до решения мелких задач. И вряд ли он опускался. Однако с помощью лжесвидетелей и фальсификаций протоколов допросов наши органы способны «доказать» любую вину, а карманный суд в рекордно короткий срок проштамповать любой приговор. Так что Турчинову есть чего опасаться.
Подготовка акции устрашения, а то и устранения от деятельности Александра Валентиновича в настоящее время, мне кажется, подогнана как к определенному поводу, так и к определенной причине. Причина серьезная, а повод сравнительно мелкий. Но все-таки начнем с повода, поскольку именно повод стал темой пресс-конференции Андрея Курыся.
ЦЕНА КРАТКОЙ РЕПЛИКИ
Раздражение «патрона особо важных дел» вызвала, казалось бы, краткая реплика Турчинова на сообщение о том, что Руслан Щербань, сын убитого олигарха Евгения Щербаня, предоставил Генпрокуратуре документы, доказывающие причастность к этому убийству двух бывших премьеров.
Бывший глава СБУ припомнил, что девять лет назад, еще в президентство Кучмы, давая показания по делу упомянутого убийства и выступая в суде, сын убитого ни словом не обмолвился о причастности к этому Павла Лазаренко и Юлии Тимошенко, хотя и заявил, что с Лазаренко у его отца были только политические разногласия.
Турчинов одновременно предположил, что документы и новые показания Руслан Щербань, депутат Донецкого областного совета от Партии регионов, сделал под диктовку своих однопартийцев. Не секрет, что Ренат Кузьмин, главное орудие регионалов в ГПУ, на всех перекрестках твердит о том, что деньги убийцам Евгения Щербаня, членам «банды Кушнира», перечислены были со счетов Тимошенко и Лазаренко. И возбуждение уголовного дела в отношении «заказчиков» только вопрос времени.
Турчинову как бывшему начальнику грозного ведомства, несомненно, известны детали и подробности расследования убийства Евгения Щербаня. В том числе и такие, которые доказывают причастность к преступлению не бывших премьеров, а совершенно других лиц. Причем если принять версию политического убийства, под подозрения подпадают второй Президент Украины Леонид Кучма и четвертый Президент Украины Виктор Янукович, каждый из которых по разным причинам был заинтересован в устранении убитого олигарха.
Кучма не без основания боялся тогда наступления на Киев «донецких», а Янукович больше всех в Донецке и вообще в Донбассе выиграл от гибели Евгения Щербаня, стал зампредом, а потом и главой Донецкой облгосадминистрации. Впрочем, дикая история 1996 года не является предметом комментария. Как и многие другие громкие до конца не раскрытые преступления — она материал для триллера, фильма ужасов, которыми полна история современной Украины.
Турчинова, автора книги «Иллюзия страха», власть опасается именно потому, что сюжет триллера в его интерпретации может оказаться не таким, какой рисуют в Партии регионов. А главным заказчиком убийства Евгения Щербаня в художественном произведении станет… Понятно, кто может им стать в разгар ожесточенной борьбы за власть. И эта борьба за власть — не повод, а настоящая причина атаки на Александра Валентиновича.
ГПУ СВОЁ ДЕЛО ЗНАЕТ
Турчинов, как известно, является не идеологом «Батьківщини» (хотя и претендует на эту роль), а главным технологом. И если ему не принадлежит идея «единой оппозиции», то воплощение в жизнь этой идеи без Александра Валентиновича, организатора всех побед и поражений сторонников Тимошенко, невозможно в принципе.
Трудно сказать, насколько плодотворным для избирательной кампании оппозиции окажется путь объединения «Батьківщини» и «Фронта змін», но этот проект лидерами двух партий уже определен как приоритетный, он запущен, развивается и остановить его на полном ходу — значит заранее признать поражение, отдать большинство в будущем парламенте регионалам.
До какого-то момента в администрации президента рассчитывали, что личные амбиции, идейные расхождения и, что скрывать, шкурные интересы, превратят демократический лагерь в банку с пауками, где еще до выборов «гетманы» разберутся друг с другом. Истории на местных выборах, в частности на выборах в Обухове, казалось бы, подтверждали такой печальный сценарий.
То есть с точки зрения регионалов-голубей, надо подождать, пока Наталию Юрьевну Королевскую окончательно заклеймят как предателя бывшие однопартийцы. Подождать, пока Анатолий Степанович Гриценко побольней укусит членов Комитета сопротивления диктатуре, а член КСД Олег Ярославович Тягнибок изнутри этого объединения сморозит такое, что заставит демократическую публику в день выборов не выходить из дома.
Вполне вероятно, что при «мирном» развитии событий такой сценарий имел бы успех. Но по многим признакам на Банковой запустили в производство сценарий регионалов-ястребов. Сценарий тотального давления на бизнесменов, которые способны поддержать оппозицию. Сценарий беззаконных административных преследований активистов оппозиции на местах. Сценарий возбуждения уголовных дел в отношении тех, кто способен активно сопротивляться тотальному произволу.
При этом власть на местах в преследовании оппозиции не видит никакой разницы между партиями, объединениями и общественными организациями. При получении команды «фас!» в кутузку могут засадить как демократа из «Фронту змін», так и националиста из ВО «Свобода». Только эффект от таких мер может быть прямо противоположным тому, чего от мер ожидают. То есть давление власти само способно породить единство сил сопротивления.
Турчинов один из немногих украинских политиков, которые способны реализовать это единство. Еще в 2006-м и в 2007-м он доказал способность построить роту из новобранцев разного роста, веса и умения пользоваться оружием. Потом это привело к изменам, появлениям перебежчиков, «тушкам» в парламенте. Но это потом. А тогда нужна была победа.
Нужна она оппозиции и сегодня. И ГПУ свое дело знает. Без универсального коммуникатора, хорош он или плох, победить власть будет трудней, чем без Тимошенко.
Леонид ЗАСЛАВСКИЙ
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews