«Отражения»: Эдуард Гурвиц никогда не оставит Одессу на произвол судьбы

 Вот ведь беда! От Костусева по-прежнему спасу нет. Казалось бы, раз залег в больнице – воцарится в городе, хоть ненадолго, покой. Не придется всякий день вздрагивать, натыкаясь на очередную глупость городского очильника.

Говорю это, не опасаясь, что меня назовут бесчувственным. Уверен в том, что за жизнь Костусева переживать не стоит. Ничего с ним не случится. Перенервничал, конечно, после визита в Киев. Но ничего серьезного,  оклемается. Уже, наверное, оклемался. Просто, как это у них, больших чиновников, принято, прячется в отдельной палате, ожидая под присмотром сестричек чуда небесного. Дескать, отлежусь в «Интосане», тем более, денежки позволяют, а тем временем у президента, глядишь, что-то в голове щелкнет или ходоки,  засланные во все мыслимые и немыслимые кабинеты, усовестят начальство – сукин-то он сын – это точно, однако, свой, с рук выкормленный. И, ежели те проявят снисходительность,  ему, возможно, удастся  23 декабря, на сессии горсовета, реализовать свою трепетную мечту – предстать перед расрывшими рты одесситами в наилучшем виде, с символами власти на груди и под штандартом своего имени.  А  там -- хоть трава не расти.

В общем, Костусев выжидает. Его можно понять. Но нам-то каково?! Мы-то ничем, кроме забавной информации об отеке Квинка, который чудесным образом сошел за какие-то пару часов, не располагаем. Покидает ли Костусев нас на самом деле? Состоятся ли в Одессе досрочные выборы городского головы? Кто в них примет участие? Кого прочат на место проштрафившегося, обманувшего ожидания избирателей чиновника? Не разумнее ли всего обратиться к Гурвицу? Ни на один из этих вопросов до сих пор нет ответа.  Может быть, наступила бы какая-то ясность, если бы Костусев принял в больничной палате столичного гостя – советника президента. Так нет же. Не удостоил болящий представителя высших сил своим вниманием. По-видимому, у Костусева было мало надежд на то, что именно этот гонец из Киева прибыл с благими вестями. И на звонки предоблсовета Пундика тоже не отозвался. Даже  мобилку отключил, чтобы тот не смог к нему достучаться.
        
Цирк, да и только! А где же хваленая прозрачность власти? Главный городской начальник прописался в реанимации частной  больницы; зам его, Черненко, назначает и увольняет  новых и старых исполкомовцев, рулит почем зря.  Другой зам, недавно обвиненный во мздоимстве Ильченко, то ли в бегах, то ли тоже опасно болен – в наше несытое время выдавить из любого медика какой угодно диагноз не составляет большого труда. Родственник нашего затворника по одной из жен,  совладелец костусевской телекомпании «Одесса-плюс», чья информационная служба была уничтожена за душевную склонность к народной партии; свой человечек, ни с того, ни с сего, неведомо за какие заслуги назначенный начальником департмента коммунальной собственности,  не зная, как пойдут дела у его родни дальше, написал заявление об увольнении и тоже, не долго думая, сиганул в больничку. За ним вот-вот последует вся, так называемая, «команда врио городского головы», а мы – теряйся в догадках.
        
Все-таки, странная штука жизнь. Наследник Ришелье, с младых ногтей мечтавший о славе, как о манне небесной, сейчас стал известен всей стране куда больше, чем в ту пору, когда имитировал бурную деятельность в Антимонопольном комитете.

Тогда им интересовались только  те предприятия, на которые он совершал по указке непосредственного начальства наезды. Сегодня, благодаря интрнет-дискуссии, о его существовании узнали все. Он – одна из причин конфликта между  редакцией газеты «Сегодня» и новым  гендиректором холдинга «Сегодня Мультимедиа»,  ахметовской структуры, куда входит это издание,  Аленой Громницкой. Преподаватель истории и правоведения, согласно основному образованию; бывший пресс-секретарь Кучмы в пиковой фазе своей карьеры; светская львица и постоянный участник  арт-тусовок Пинчука; редактор спекулятивного журнала «Профиль»,  который  под ее руководством быстро обанкротился, сцепилась с главным редактором «Сегодня» Игорем Гужвой, помимо прочих причин, из-за Костусева.  В чем там дело?  Да лишь в том, что

Громницкая, большой специалист по «джинсе», то есть неприличной газетной «заказухе», запретила критику в адрес Костусева, а заодно и харьковского Кернеса (оба персонажа друг друга стоят), каждый из которых нашел неформальный способ сделать изворотливую молодую даму своим «френдом». Вот куда дотянулись блудливые ручки нашего городского керманыча.
        
Я, честно говоря, далеко не в  восторге от этого издания. Оно многократно на моей памяти позволяло себе распространение недостоверной, тенденциозной, поверхностной информации о событиях в нашем городе и, в частности, о деятельности одесского городского головы Эдуарда Гурвица. В связи с этим пресс-службе исполкома не раз приходилось отсылать главреду журнала Гужве, который нынче рекрутировал весь коллектив на драку с Громницкой, разного рода письма-опровержения. Вынужден заметить, что не помню случая, когда Гужва оперативно отозвался бы на какой-либо из этих сигналов, не говоря уж о признании собственных промахах. Появившиеся в Интернете статьи журналистов, хорошо знающих ситуацию, сложившуюся в газете; вполне убедительные статьи, на многое проливают свет; позволяют нынешний конфликт в газете квалифицировать не столько как реакцию на попытку подавления творческой независимости  коллектива, сколько как факт столкновения между двумя руководителями, чья нравственность одинаково сомнительна. Нельзя ведь не заметить, что «Сегодня» --газета откровенно желтая. Настораживает и самооценка выплеснувшего свои эмоции в Интернет редакционного коллектива, который с самуверенностью, вызывающей ироническое к нему отношение, именует свою газету номером один среди вчерашних и нынешних СМИ страны. Не стоило бы забывать, наверное, о «Столичных новостях», «Зеркале недели», сетевых ресурсах «Украинская правда», «Левый берег», «Обозреватель» и так далее.

Особенно меня развлекает, что именно издание, неоднократно дезинформировавшее читателей по поводу происходящего в Одессе до октября 2010 года, начало бороться за право говорить правду о безобразиях в том же городе, творящихся именем назначенца партии регионов. Это выглядит парадоксально, хотя Костусев как в воду глядел, кинувшись за помощью к  Громницкой. Она, послушный, насквозь политизированный менеджер ахметовского СКМ, понятия не имея о том, как к Костусеву относится сам Ахметов и относится ли как-то вообще, решила  защитить от критики чиновника-регионала. Просто так, на всякий случай. Отчего не перестраховался Гужва? По-видимому, посчитал достаточно безопасным приложить того же чиновника, под которым кресло уже шатается. А кроме того, насколько мне известно, был взбешен тем, что кресло гендиректора, давным-давно ему обещанное, опять занято кем-то другим. Вот вам и вся война за свободу слова. По крайней мере, в проекции на Одессу. И вообще, какая такая, простите, свобода, если у газеты есть собственник, а
у собственника -- собственные политические взгляды? Журналист свободен (и у нас, и за бугром)) лишь в той степени, в какой, если ему повезло попасть куда надо, он разделяет взгляды владельца издания. В противном случае, к его услугам мировая паутина, книгоиздание за свой счет; поиски богатого идеалиста, который даст ему кредит, подлежащий, естественно, возврату с хорошими процентами, или роль «фри-лансера» после выхода на пенсию.

Чтобы закончить этот разговор, проведу понятную одесситам параллель между газетой «Сегодня» и местной телекомпанией АТВ. Ах, какой она была  отчаянной, какой бесстрашной в последнюю (по хронологии, но не по сути) каденцию Гурвица; как лихо резала правду—матку, в своей трактовке, разумеется; как крыла в хвост и гриву городское руководство. И точно так же, как репортеры  «Сегодня», не отличалась особой щепетильностью в выборе  средств, когда «мочила» своих противников и несогласных, меньше всего, кстати, заботясь о профессионализме.  В ход шло все, что угодно – и ксенофобия, и антисемитизм, и брутальная лексика. Что ж, репортеры АТВ таким образом сражались за свое право на членовредительство, руководствуясь единственным принципом – «ради красного словца не пожалею и отца». А затем, когда, выдавили из города, надеюсь, на недолгое время, Эдуарда Гурвица; когда пришел тот, кто пришел, телекомпания, которая неустанно пиарилась, присваивая себе среди прочих рейтинговый номер «1», вдруг стала до тошноты сервильной, беззубой и глуповатой. Как же так? А у ее собственника изменились приоритеты. Хорошо бы и ребятам из газеты, далеко, на мой взгляд, не самой честной и грамотно сделанной; тем из них, кто действительно хотел бы отстаивать правду во что бы то ни стало, помнить – пока не найдете инвестора, мировоззрение которого совпадает с вашим, свободы вам не видать.

Пойдем дальше. Главный вопрос, который стоит сегодня перед одесситами, окончательно уверившимися в том, что Костусев доживает на своем месте последние дни, таков: кто придет ему на смену? Существующие нормы закона всем известны – 60 дней управляет городом секретарь горсовета, а затем проводятся новые выборы городского головы. Правда, в нашей стране быть увереными в том, что закон не будет специально, в расчете на какого-то конкретного человека, внезапно, при единодушном ликовании паламентского большинства изменен, нельзя ни при какой погоде. Однако, какая бы процедура снятия Костусева ни была осуществлена, я считаю, что самым перспективным для Одессы было бы возвращение на свое, заработанное долгими годами честного служения городу место Эдуарда Гурвица. Не хочу сейчас перечислять, как  делал это уже не раз, заслуги перед горожанами последнего законно избранного городского головы. Для этого у нас еще будет время. Поговорим и о бюджете, и о социальных программах, и о здравоохранении, и о дорогах, и о полезных, отрывающих перед городом перспективу заемах, и о многом другом. Сейчас же я хочу остановиться на следующем.
 
По Одессе прошел слух о том, что Эдуард Гурвиц  приехал в город. Правда ли, нет ли распространяет молва, я очень надеюсь на то, что в ближайшее время это обязательно произойдет. Но вот, что мне кажется весьма показательным. Информация о скором исчезновении с горизонта потешного мэра и неизбежном возвращении настоящего  всколыхнула город. Местные телекомпании принялись задавать одесситам один и тот же вопрос: кого вы хотели бы видеть своим городским головой? Можете   соглащаться со мной или нет,  но у меня на основе этих многочисленных интервью сложилось ощущение, что, кроме Гурвица, большинство из них никого  в этой роли не видит. Конечно, есть люди, которым этот человек не по душе. Иначе и быть не может. Если опрос проводится честно, разброс мнений бывает сколь угодно пестрым. Как ни странно, кое-кто пытается оправдать даже потерпевшего фиаско Костусева. Некоторые, между прочим, вспоминают с теплым чувством и Боделана. Но каким бы способом мы ни обрабатывали данные этой социометрии, результат оказывается одним и тем же. Если бы сегодня можно было бы объявить общую сходку на Думской -- такую, как митинги сторонников Гурвица  в последние дни октября, собрались бы тысячи и тысячи одесситов. Пришли бы все, кто заполнял, если помните, листочки-анкеты, думая, что честная статистика рано или поздно ляжет на стол Президента. Это было бы похоже на собрание обманутых вкладчиков, которые отдали во благо города свое последнее и которых жестоко, цинично обманули. И над площадью, над портом, который, я знаю, не может себе и своему  изгнанному начальнику простить того, что  пошли у Костусева на поводу, разнесся бы громогласный, согласный скандеж громадного скопления людей: «Наш мэр -- Гурвиц!»

У меня нет никаких сомнений – Эдуард Гурвиц никогда, насколько хватит ему сил,  не оставит Одессу на произвол судьбы. Парламентские выборы будут непростыми. Но уверен, если он не окажется нашим городским головой раньше, то обязательно станет народным депутатом. А там, даст Бог, старый сюжет повторится. И Одесса снова получит в руководители человека, готового служить ей верой и правдой.
 
 
P.S.  Теперь -- к дискуссии о кристальной честности газеты «Сегодня» и нашей прессы вообще. Недавно газета сообщила о том, что «экс-мэр Одессы и главный оппонент нынешнего градоначальника Эдуард Гурвиц вернулся из Израиля в Украину и даже успел получить одесскую регистрацию в новенькой многоэтажке у «Красного креста» - в Высоком переулке. Эту информацию, -- продолжила газета, -- официально подтвердил глава фракции партии «Фронт змин» в Одесском горсовете Александр Остапенко». «Сегодня»  процитировал, в свою очередь, интернет-портал «Новый регион», уже с указанием номера дома, где Гурвиц «прописался». Александр Остапенко в ответ на наш вопрос, действительно ли он информировал «Сегодня» о том, по какому адресу пребывает нынче Гурвиц, ответил, что сведений такого рода ни киевской газете, ни российскому сайту не давал. Добавлю, это у них, честных репортеров, которые денно и нощно роют землю носами, называется сбором «эксклюзивных деталей». В наше время за это отправляли на кислород.
 
Валерий Барановский
программа "Отражения"
Одесса

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews