Одесские СМИ: Если все возьмут вилы…

 В воскресенье, 27 ноября, в Донецке был разогнан палаточный городок голодающих чернобыльцев. Погиб один из протестующих семидесятилетний Геннадий Коноплев.

«Весь этот бандитизм устроил господин Седнев (начальник Донецкого городского управления милиции. — Ред.) и присутствовал здесь замначальника УВД облати Романов», — заявил организатор акции чернобыльцев председатель Донецкой обл-организации ВОО инвалидов Чернобыльской катастрофы «Чорнобиль-Єдність» Николай Гончаров.

 Чернобыльцы в понедельник рассказали журналисту УНИАН, как неизвестные молодчики в гражданской одежде в присутствии сотрудников милиции «чинили произвол»:

 «Сначала два сотрудника милиции в форме зашли в палатку, осмотрелись, а затем кто-то отключил генератор, стало темно. Затем забежали молодчики в гражданской одежде в палатку и стали вырывать трубы из печей. Из буржуек пошел угарный газ в палатку, после этого налетчики начали заливать водой печки, в которых горели дрова, пошел пар. После этого мы начали кричать: «Что вы делаете?» — но на нас никто не обращал внимание. Нас в палатке было не меньше двадцати пяти человек, мы начали кашлять. Потом они стали ломать палатку, нагнули ее на нас, пространство воздушное уменьшилось, стало еще труднее дышать. Они прошлись по нам.

 Демонтаж длился пять-семь минут. Они поднимали опоры, натяжные тросы, по людям промчались, как по асфальту».

 «Когда мы остались лежать под открытым небом, увидели, что палатку потащили к проезжей части, а вокруг этой палатки по всему периметру находились сотрудники милиции.

 Невдалеке возле елочки стоял начальник Донецкого горотдела милиции Юрий Владимирович Седнев.  На возмущение чернобыльцев: «Что происходит?» — он ответил, что не знает этих людей и «сейчас будем разбираться».

 Затем вышедшие из палатки люди стали кричать, что человеку плохо, нужна помощь… Геннадия Коноплева занесли в машину «скорой помощи».

 «Милиция вокруг охраняла не нас, участников акции протеста. К Седневу затем сзади подошел коллега, потянул его за руку, и они резко ушли…  Но загрузка палатки происходила на глазах у
 Седнева, и при нем тянули палатку, положили ее в «КамАЗ» без номеров и увезли. В это время сотрудники милиции снимали все это на камеру».

 «Мы тогда начали идти к «скорой помощи», но машину обступили сотрудники милиции и люди в гражданском. По-видимому, это были переодетые сотрудники милиции, которые и толкали милиционеров в форме на нас.

 Один из наших чернобыльцев — Володя Деркач — зашел в «скорую», и врач показал ему кардиограмму Коноплева в виде прямой линии, то есть медики констатировали его смерть.

 Это слышали, по всей вероятности, сотрудники милиции — к ним поступила команда создать живой коридор, чтобы в срочном порядке вывезти умершего. И тогда мы решили не пускать машину. Против нас были брошены сотрудники милиции.

 Да, там была потасовка с милиционерами, мы не отрицаем.

 Но эти подонки, облеченные властью, в лице милиции, они, действительно, потеряли страх перед народом. Это не народная милиция, она защищала тот бандитизм, который был совершен против участников акции, отстаивающих свои конституционные права на получение законных пенсий».

 Чернобыльцы рассказали, что ночью после произошедшего грелись у костра. Утром к ним приехал священник Украинской православной церкви Киевского патриархата отец Сергий, который отслужил панихиду «по невинно убиенному» участнику голодовки Геннадию Коноплеву. Все участники акции тепло отзывались о нем. Председатель Независимого профсоюза горняков Донбасса Николай Волынко сказал, что Коноплев был настоящим товарищем и честным человеком:

 «С Геннадием Ивановичем Коноплевым я познакомился еще в далеком 1989 году, когда начались наши шахтерские забастовки. Что я могу сказать? Этот человек был кремень, он очень не любил вранье, несправедливость. Он мне позвонил, когда началась акция, спросил о требованиях. Я встретился с ним и сказал, что требования одни для всех — защищать свои конституционные права, сказал, что голодающие дерутся не только за себя, а за всех, с кого сняли льготные выплаты…

 Его цинично убили. Как цинично убила милиция и его невестку — весной прошлого года работник милиции в пьяном состоянии сбил насмерть неве-стку Коноплева. Сейчас расследование находится в подвешенном состоянии… А  Коноплев —  честный, порядочный человек, волевой».

 Один из собеседников журналиста УНИАН, который представился Павлом Васильевичем Ломизовым («я не боюсь себя назвать — мы уже отбоялись»), вдруг, прервав рассказ о своей работе на Чернобыльской станции, сказал:

 «А я ведь голосовал за нашего президента…  И сегодня ночью демонстративно спалил его синюю агитационную курточку, ту, что «Янукович — наш президент». Он из доверия вышел. Ему ноль доверия как правителю. Рыба начинает гнить с головы. Это все с его подачи происходит, с его подписи творится этот беспредел. Это его слова — «Донбасс нельзя на колени поставить», так пусть теперь подумает, можно ли нас на колени поставить…».

 Услышав сказанное, в разговор вступает какая-то женщина из участниц акции протеста: «Мы за него семь лет боролись, чтобы он пришел к власти. И к чему это привело? Он просто Донбасс растоптал ногами. Всего лишь навсего».

 В понедельник на месте, где был снесен палаточный городок, прошел митинг, в котором приняли участие около пятисот человек. Протестующие сожгли на костре синюю куртку с символикой Партии регионов и надписью «Янукович — наш президент».

 Пока чернобыльцы митинговали, к Донецкой облгосадминистрации пришли около сотни пенсионеров, члены общественной организации «Союз обманутых вкладчиков». Они держали в руках вилы, лопаты, грабли, а также плакаты с надписями: «Донбасс, встань с колен!», «Мы против грабительских тарифов!» и др. Они требовали встречи с губернатором Андреем Шишацким, чтобы вручить ему резолюцию, принятую на митинге. Губернатор не вышел.

 Тогда люди попытались войти в здание облгосадминистрации, но путь им преградили сотрудники милиции, закрыв дверь. Это разозлило протестующих. «Фашисты проклятые!», «Банду геть!» — кричали они. С вилами и лопатами они ворвались в холл, но тут подоспело милицейское подкрепление — пенсионеров вытеснили на улицу…

 В понедельник протестующие чернобыльцы передали журналистам заявление, которое погибший бывший шахтер Геннадий Коноплев (он был единственным голодающим «нечернобыльцем», присоединился к акции протеста из солидарности, приехав в Донецк из Родинского) написал 23 ноября, в тот день, когда начал с чернобыльцами голодовку: «Ответственность за последствия возлагаю на Президента Украины, премьер-министра Украины, спикера Верховной Рады, начальника Главного управления Пенсионного фонда Украины в Донецкой области, начальника управления Пенсионного фонда, где я стою на учете».

 По мнению издания «Комментарии», по результатам расследования произошедшего в воскресенье в Донецке власть может принять решение о запрете митингов по всей стране. По той причине, что организаторы протестов не могут обеспечить безопасность участникам акций. При этом конкретного виновного в смерти бывшего шахтера не найдут, поскольку придется наказывать многих, а это не входит в планы власти.

 «То, что в последние дни происходило и происходит в вотчине регионалов — и захват Пенсионного фонда, и разгон палаточного городка чернобыльцев со смертельным исходом, и штурм облгосадминистрации, — наталкивает на ряд выводов, — пишут, в частности, «Комментарии». — Увы, печальных.

 Во-первых, никакая революция в Украине с Донбасса не начнется, поскольку тема митингов в Донецке, как оказалось, самих донетчан интересует гораздо меньше, чем остальную страну. Местные пролетарии — шахтеры и металлурги — молчат, а митингуют инвалиды, пенсионеры, льготники. Последних вообще можно при большом желании изобразить как дармоедов. А во-вторых, власть показала, что смерть даже одного пожилого человека может нарушить хваленую стабильность вертикали и привести к позорному перекладыванию ответственности с одного ведомства на другое. А что же будет, если в Украине реально начнутся акции протеста, — все в кусты? Кто же будет защищать Януковича? Поэтому, вполне вероятно, что информация «Комментариев» о намерениях власти запретить митинги вообще — очень скоро подтвердится. Тем более что двести двадцать шесть голосов для этого в парламенте найдутся, стоит на Банковой только пальцами щелкнуть».

 Владимир Фесенко, директор Центра политического анализа «Пента», считает: «Если бы пошел Донбасс, а не часть его жителей, то от областной администрации Донецка и камня бы не осталось. А сейчас мы видим, что митингует небольшая группа людей. Но дело еще и в другом. Если бы шахтер погиб не в Донецке, а во Львове или Ивано-Франковске, то Западная Украина взорвалась бы от акций массового протеста, которые докатились бы и до Киева. Сам Донбасс, при том что в массе это сила, сейчас не готов к революции.

 А вот эскалации насилия я, увы, не исключаю. Заметьте, как часто в последнее время правоохранители применяют силу к митингующим. Такое чувство, что следующим шагом будет введение чрезвычайного положения — а это уже точно взорвет страну».

 Главный редактор сайта «Главред» Родион Комаров задается вопросом: чего можно ожидать после смерти горняка в Донецке? Он считает, что в стране обязательно резко возрастут протестные настроения: «Причем это уже будут протесты не только за хлеб, ради которого выходили голодать донецкие чернобыльцы, но и за погибшего товарища. А там, где однажды пролилась кровь, новое кровопролитие вполне может повториться.

 Людей не попытались успокоить мирным путем, к ним пришли и убили их товарища. Конечно, не хочется никого обвинять заранее, и очень может быть, что шахтера-инвалида Коноплева никто не убивал, но для протестующих его смерть не что иное, как убийство.

 «Главред» уже когда-то писал о протестах в Украине. Тогда мы говорили, что серьезными они могут стать, только если люди выйдут на улицы не за давно уже дискредитированную идею, а за свои собственные деньги. Похоже, что именно сейчас наступил тот момент, когда такие протесты могут стать необратимыми… От последнего события протестующие становятся только злее».

 Любой протест, если он перейдет в силовую стадию противостояния, пишет Родион Комаров, может вылиться непонятно во что: «И непонятно, кто присоединится к голодающим инвалидам. Вдруг это будут люди помоложе да поагрессивнее, которым и драться с милицией будет легче? А вдруг они эту саму милицию победят?

 …И неважно, умер шахтер-инвалид Коноплев от побоев, как говорят его соратники, или же от сердечного приступа. Важно, что, несмотря на весь резонанс, виновные, очень похоже, наказаны не будут. Как тут не процветать насилию в милиции и прочим явлениям, с которыми на словах так активно ведут борьбу наши власти?

 Неужели разгон палаточного городка со смертельным исходом теперь будет главной формой борьбы нашего государства с протестами людей, вышедших на улицы голодать за свой хлеб?».

 Во вторник после многолюдного митинга в палаточном городке возле областного управления Пенсионного фонда несколько сотен протестующих прошли колонной по центральной улице к Донецкому горсовету с пустым гробом и четырьмя венками.

 У горсовета они провели короткий митинг и оставили там венки и гроб. Затем вернулись в палаточный городок. По словам участников акции, «чернобыльцы хотели показать власти, что именно она убила человека». Несколько человек поехали на похороны Геннадия Коноплева на его родину, а остальные в знак протеста против произвола власти и в память о погибшем товарище провели это шествие по улицам Донецка.

 Несколько сотен чернобыльцев, представителей ВО «Свобода» и «Комитета общественных организаций Львовщины» пикетировали во вторник Львовскую облгосадминистрацию в знак солидарности с донецкими чернобыльцами. В акции приняли участие также депутаты областного и городского советов.

 Люди скандировали: «Львiв і Донецьк разом!», «Революцiя!», «Слава Українi!». Они держали плакаты с надписями: «Уряд Азарова-Тiгiпка — у вiдставку!», «Геть режим олiгархiв i бандитiв!», «Мiнiстра МВС — у вiдставку!»; «Суворо покарати вбивць Геннадiя Конопльова», а также держали портреты погибшего шахтера.

 Председатель Львовского областного отделения благотворительного фонда «Помощь детям Чернобыля» Иванна Иванчук в своем выступлении выдвинула требования чернобыльцев к правительству, к которым добавилось «признать смерть Геннадия Коноплева преднамеренным убийством и наказать виновных».

 Во время акции председатель Украинской ветеранской организации Игорь Коцюруба выразил солидарность с донецкими протестующими и сказал, что сегодняшняя акция является ярким проявлением солидарности Востока и Запада Украины.

 Как заявила председатель Львовской областной организации ВО «Свобода» Ирина Сех, «Свобода» требует немедленно отправить в отставку министра внутренних дел Виталия Захарченко, освободить от должностей начальников Донецкого областного и Донецкого городского управлений милиции, привлечь к уголовной ответственности вице-премьера — министра социальной политики Сергея Тигипко, который своими действиями спровоцировал события, следствием которых стала гибель Г.Коноплева, а также «привлечь к уголовной ответственно-сти всех лиц, которые отдавали или выполняли преступные приказы или проявили преступную бездеятельность, которая привела к смерти человека».

 Акция протеста вечером продолжилась возле памятника Тарасу Шевченко во Львове.

Информация на момент верстки газеты.

Подготовила
 Татьяна ВЛАДИМИРОВА
yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews