Одесские СМИ: «На Думской было шумно, в зале жарко»
Во вторник, в день проведения сессии горсовета, на Думскую площадь пришли возмущенные одесситы. Они протестовали против утверждения депутатами проекта генерального плана развития Одессы,
которого городская громада и в глаза не видела, поскольку не были проведены общественные слушания, сам документ засекретили.
«Нет служебным пляжам!», «Установить границы и статус парков», «Генплан вернуть на доработку», «Депутаты, голосуя за генплан, вы предаете интересы одесситов!», «Новый генплан — бизнес-проект строительных кланов по уничтожению центра Одессы» — гласили плакаты. Были среди них и похлеще.
Злости всеобщему возмущению добавило разыгранное перед мэрией представление. Два загримированных под мэра Алексея Костусева и его друга депутата Игоря Маркова человека делили огромный торт, символизирующий Одессу. При этом они обсуждали, что кому достанется, какой лакомый кусок они желали бы получить. Торт разрезали, «Одессу» поделили и съели…
Участники общественного протеста приняли и другие меры. Примерно за две недели до сессии в прокуратуру Одессы была направлена официальная бумага с перечислением законов, которые были нарушены при подготовке генплана Одессы. А накануне сессии общественники отправились на прием к прокурору Одессы, чтобы узнать о мерах прокурорского реагирования по факту противозаконного вынесения на утверждение Одесского городского совета генерального плана города. Одесситы требовали — снять с шести из семи томов генплана гриф «для служебного пользования», опубликовать материалы, провести общественные слушания будущей «конституции города», четко определить границы парка «Юбилейный» и других парков города, чтобы исключить незаконный захват территории громады и использование ее для строительства.
Напомним, что проект нового генплана Одессы был готов в 2008 году. Затем состоялись общественные слушания, одесситы высказали множество претензий и замечаний, даже провели акции протеста. Документ с учетом рекомендаций одесской громады прежняя власть направила на доработку киевским разработчикам. В 2009 году обновленный генплан был возвращен в Одессу. После этого общественные слушания по новой редакции генплана не проводились.
Видимо, шум на Думской площади, многолюдная акция одесситов и известие о том, что в наш город приехал представитель президента, в том числе и по душу Алексея Алексеевича, вынудили Костусева выйти к протестующим вместе с Марковым и секретарем горсовета Олегом Брындаком. Они что-то пытались объяснить возмущенным людям, но уходили под крики «ганьба!».
К вопросу о генеральном плане Одессы на сессии подошли довольно быстро — на этом заседании он был главным «камнем преткновения». И все же, несмотря на протесты, Костусев рассчитывал на то, что депутаты таки проголосуют за утверждение проекта генерального плана. Он говорил, что генеральным планом никогда не будут довольны все, мол, «если мы сегодня спрячем голову в песок, то у нас не будет никакого генерального плана». (Забегая вперед, скажем: в конце бурного обсуждения этого вопроса, когда Костусев, по-видимому, понял, что в этот раз ничего не получится, он сам же предложил депутатам проголосовать против вынесенного на утверждение проекта генплана).
На трибуну вышел докладчик исполняющий обязанности начальника городского управления архитектуры и градостроительства Владимир Колокольников.
Первым взял слово коммунист Василий Полищук. Он обеспокоился судьбой парка «Преображенский», территория которого, по его сведениям, отнесена к деловой зоне, что предполагает разрешение на строительство:
— Там лежат кости наших предков, и было бы кощунством обустроить на них развлекательные комплексы.
Владимир Колокольников пообещал, что будет «рассмотрено все в комплексе». По его заверению, за счет парка может быть только расширена территория зоопарка, предполагается также строительство «Храма всех святых».
Дмитрий Спивак («Батькiвщина») попросил объяснить ему, каким образом могут быть засекречены шесть томов из семи основного документа города? И когда они станут доступными для ознакомления как для депутатов, так и для жителей города? Поинтересовался он также, почему не были проведены общественные слушания и обсуждение генплана, как это положено по закону?
Владимир Колокольников продолжал твердо стоять на своем. Он рассказал, что общественные слушания проходили в установленном порядке. Признался также исполняющий обязанности главного город-ского архитектора, что, дескать, да, гриф «для служебного пользования» имеется, но «никаких секретов нет, и мы можем дать ответ на любые вопросы». Его дополнил вице-мэр Александр Орлов, объяснив, что засекречена лишь информация о военных и государственных объектах, а остальные сведения открыты.
— Я готов показать все, что необходимо, — проявил он «добрую волю».
Представитель регионалов Олег Этнарович сначала сдобрил горькую пилюлю, заметив, что, конечно, новый генплан нужен городу и его, безусловно, необходимо принять. А потом осторожно добавил: все же есть некоторые пункты, «которые вызывают разночтения и требуют детализации». По его мнению, эти пункты должны быть выделены и обсуждены для того, чтобы внести в них необходимые изменения.
Были и более конкретные выступления, например, говорилось, что ничто жителей Чубаевки, Ближних Мельниц не заставит согласиться с таким генеральным планом, который будет держать их в страхе перед выселением, а ведь они знают: на месте их домов намечена многоэтажная застройка.
— Документу в старой редакции было предъявлено более пятисот замечаний, и они были учтены разработчиками. Я ответственно заявляю, что строительство в районе Чубаевки будет проходить с сохранением индивидуальной застройки, — попытался отбиться Владимир Колокольников.
— Каким образом мнение граждан Одессы отражено в поправках к генплану? Где предложения одесситов, оформленные в письменном виде? — наступал Георгий Селянин. — В документе отражена система уплотнения города, там идет речь об уничтожении зеленых насаждений Одессы! Почему это не обсуждается?
— Многоэтажная застройка предполагается от улицы Кирпичнозаводской до Люстдорфской дороги (Ближние Мельницы), — вступил в полемику регионал Олег Звягин. — Люди боятся потерять свои дома и не могут согласиться с таким планом, поскольку у многих оформлены госакты на землю под их домами.
И опять вице-мэр Александр Орлов заверил, что предполагаемая застройка, которая, конечно, будет иметь место, никак не нарушит прав граждан на собственность, если у них действительно имеются госакты на землю. Дескать, генплан этому не помеха. При этом он не объяснил, каким образом застройщики и власти будут соблюдать права граждан.
Дискуссия набирала обороты и перестала быть контролируемой.
«Сильноукраинец» Александр Ищенко поинтересовался: когда будет готова отдельная документация по зонированию участков застройки и каким образом депутаты и одесситы смогут ее увидеть?
Его коллега по фракции Светлана Фабрикант рассказала, что побывала с однопартийцами в управлении архитектуры и они «получили ответы на свои вопросы»:
— Не напрасно мы настаивали, чтобы обсуждение документа было снято с повестки дня. На плане в районе парка «Юбилейный» нанесено очень много светло-зеленых пятен, о которых сказано, что они зарезервированы под застройку различного вида — коттеджей, гостиниц, пансионатов и так далее. Одесситы таким образом потеряют склоны как место общедоступной рекреации.
Депутаты говорили: если они проголосуют за генплан сейчас, то как бы будут согласны в том числе и с присутствием тех самых светло-зеленых пятен. Они задавали вопрос: территория склонов является парком «Юбилейный» или нет? Предлагали создать комиссию, разобраться и поставить в этой истории точку.
Наконец на трибуну вышла руководитель группы разработчиков генплана Одессы из Киевского НИИ «Гипроград» Татьяна Несвит. Ее доклад носил настолько формальный характер, что депутаты слушали ее «вполуха», переговариваясь, то и дело выходя из зала.
Завершил более чем двухчасовые дебаты полпред собравшихся на Думской площади одесситов и всех, кто их поддерживал, общественный деятель Сергей Дибров.
— Слушать ваши прения и смешно, и горько, — сказал он. — Я узнал здесь, что, оказывается, были проведены общественные слушания. Но Владимир Колокольников и депутаты не могут не знать: никаких процедур, в соответствии с принятым недавно с такой помпой уставом города, проведено не было. Если депутаты забыли, я могу напомнить, что сначала проводятся общественные обсуждения, потом назначается согласительная комиссия, которая должна учесть замечания громады. Но ничего этого не было. Главный архитектор генплана уверяет, что в Одессе будет увеличен зеленый массив, но она забыла сказать — в городе для зеленых насаждений нет места. И разработчики предусмотрели высадить растения за пределами города. Мы спрашиваем: где? Может быть, в бассейне Амазонки? Уже было сказано, что из семи томов генплана шесть имеют гриф «ДСП» — для служебного пользования. Это и смешно, и грустно. Подумайте о том: мы не сможем исправить ошибку, если будет принят недоработанный план сегодня. Согласно закону, только раз в пять лет можно вносить изменения в документ, который до 2031 года фактически станет основным законом жизни нашего города. Впоследствии это смогут сделать только депутаты следующего созыва. Я еще раз спрашиваю: в чем причина такой спешки?
Подписи участников протестной акции переданы в канцелярию, напомнил Сергей Дибров:
— И я надеюсь, что при необходимости документирования моего выступления они могут быть использованы.
Сергей Дибров уходил с трибуны под громкие аплодисменты.
В итоге Костусев предложил не принимать генеральный план. Пока…
Генплан не приняли большинством голосов. (Но что интересно: на сессии многие чиновники вдруг резко изменили свое мнение, к примеру, вице-мэр Александр Орлов вдруг начал говорить, что решение отложить утверждение проекта генерального плана Одессы было правильным.
Еще раз повторимся: в это время в Одессе находился представитель президента, с которым Костусев должен был встретиться. Как мы уже писали, Виктор Янукович в ходе своего визита в Одессу на прошлой неделе пообещал прислать специального представителя для контроля решений по земельным вопросам городских властей. А тут, как нельзя некстати для Костусева, акция протеста под стенами мэрии. Поневоле изобразишь из себя «демократа». — Прим. ред.).
После перерыва стразу приступили к утверждению генерального инвестора и фактического владельца территории гидропарка «Лузановка».
Глава фракции партии «Фронт змiн» в горсовете Александр Остапенко предложил снять с повестки дня вопрос «О внесении изменений в решение горсовета «О разработке детального плана территории гидропарка «Лузановка». Он сообщил, что три тысячи одесситов поставили свои подписи под обращением, в котором просят не рассматривать этот вопрос на сессии, не назначать генерального инвестора, оставить в силе прежнее решение горсовета.
Александр Остапенко уверен, что нельзя, не посоветовавшись с людьми, принимать такое решение:
— Нельзя определять инвестора, пока не разработан детальный план территории.
Кстати, среди митинговавших в тот день на Думской площади были одесситы, выступавшие против передачи гидропарка «Лузановка» инвестору.
Вице-мэр Александр Орлов заверил, план будет разработан, пройдет его общественное обсуждение и утверждение на сессии горсовета. С инвестором должен быть заключен договор. Однако, пообещал А. Орлов, если депутатов что-то не устроит в договоре, он подписан не будет.
Таким образом, решение «О внесении изменений в решение горсовета «О разработке детального плана территории гидропарка «Лузановка» большинством голосов было принято. Депутаты разрешили ООО «Креата центр» стать генеральным инвестором реконструкции гидропарка «Лузановка».
— Так что: весь гидропарк отдаем одному инвестору? — возмутился депутат Андрей Кисловский.
Гораздо большее оживление в зале вызвал вопрос о продаже земельного участка в 3,447 гектара под санаторием «Магнолия» на Французском бульваре компаниям «Транс Океан Тур», «Аверс», «Фейм групп», находящегося в аренде у этих фирм. Многие депутаты высказались против продажи земли.
Депутат Василий Полищук считает, что, если дадут разрешение на продажу земли, санаторий «улетит»:
— Мы, как космонавты: прилетели — продали — улетели. А что же останется нашим потомкам?
По его мнению, такой кусок земли на Французском бульваре стоит не менее восьмидесятиста миллионов гривень, тогда как город готов его продать всего за тридцать миллионов.
Светлана Фабрикант поинтересовалась, по каким критериям определялась стоимость земли.
Впрочем, депутатов не удовлетворили пояснения начальника городского управления земельных ресурсов Ирины Коврижных. Она сказала, что двадцать девять миллионов семьсот тысяч (сумма, за которую предлагается продать землю) — это фактически арендная плата за двадцать один год. Еще покупатель будет платить ежегодный налог на землю в размере одного процента от нормативной денежной оценки.
Против продажи земельного участка выступил прокурор Одессы Геннадий Фуртат. Он сообщил:
— На сегодняшний день в Хозяйственном суде Одесской области рассматриваются четыре дела о праве собственности на имущество санатория «Магнолия». Позиция прокуратуры состоит в том, что до разрешения этих споров по существу вопрос о продаже земли ставить нецелесообразно.
Геннадий Фуртат также сообщил, что, по информации, полученной от налоговых органов, эти компании задолжали городскому бюджету арендную плату за землю — семьсот тысяч гривень. И хотя в конце прошлой недели деньги были перечислены, «это характеризует их отношение к пользованию землей», подчеркнул прокурор Одессы.
В итоге депутаты отказались продавать землю.
В очередной раз на сессии обсудили рациональность решения строительства трансформаторной подстанции на территории парка им. Т.Г. Шевченко. По заверениям представителя ОАО «Одессаоблэнерго», возможных альтернативных площадок для строительства подстанции нет. При этом он подчеркнул, что пока не будет построена новая подстанция, подачу нормального электроснабжения в центре города «они гарантировать не могут». Депутаты не сочли нужным отменять предыдущее решение о выборе площадки под строительство в парке Шевченко.
Марина ПОПОВА
Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews