«Мораль сей басни ясен: не надо басен!»

 «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом — звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас», — сказал Иммануил Кант. И более двухсот лет человечество с ним соглашалось.

МОРАЛЬ, ЗАКОН И МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС

 Даже те, кто слыхом не слыхивал о категорическом императиве, не могли оспорить, что вне конкретного человека не существует единого мерила добра и зла. Кроме Бога. А законы, писанные человеком, регулируют его поведение в обществе не на основе морали, а по договоренности. На этом держится этика. Вернее, держалась, пока Верховная Рада Украины не приняла Закон «О защите общественной морали». То есть взялась регулировать снаружи то, что ВНУТРИ человека.

  Прямо скажем, попытки навязать людям не поведение, а нравственность и моральные нормы повторяются в истории регулярно. Но общество, объединенное религией, защищает «общественную мораль», опираясь на авторитет Господа, а на что может опереться парламент, ежедневно нарушающий божеские и человеческие законы? И каким должен быть ответ на нравственное насилие?

 В начале шестидесятых годов прошлого века на ХХII съезде КПСС, когда советский режим затрещал по швам, но была уверенность, что он находится на пике могущества, в рамках третьей программы Компартии принят был «Моральный кодекс строителя коммунизма». Надо отдать должное авторам. С традиционной моралью это произведение ничего общего не имело. Двенадцать «максим», написанных по указанию Хрущева, стали набором идеологических лозунгов, не больше.

 И большевикам не приходило в голову кого-то карать за нарушение заповеди типа «высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов» или «забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния». Во всяком случае в КГБ, отправляя в тюрьмы диссидентов, и в ОБХСС, отдавая под суд расхитителей, ни разу не сослались на «Моральный кодекс строителя коммунизма».

 Этот недостаток исправлен в Законе «О защите общественной морали», принятом Верховной Радой Украины в ноябре 2003 года. Закон не только «уточняет термины», безграмотно разграничивая понятия эротика и порнография, не только относит к общественной морали не имеющие никакого отношения к ней нормы (в том числе призывы к насильственному изменению конституционного строя и территориальной целостности государства), но предусматривает различные виды ответственности за нарушение этих норм — гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную.

 В законе содержатся прямые запреты на распространение и демонстрацию фильмов, программ, информационных материалов и зрелищных мероприятий по признакам, которые невозможно уточнить в принципе. Унижение личности, кощунство, неуважение к национальным и религиозным святыням и даже пропаганда неофашизма в расширительном понимании может, например, служить основанием для любых запретов. И не только по решению суда, а в рамках деятельности Национальной экспертной комиссии Украины по вопросам защиты общественной морали.

 Люди с разной степенью компетентности, которых никто не избирал, в соответствии с законом и на основании своих полномочий, имеют право принимать решения, обязательные для рассмотрения центральными и местными органами власти, средствами массовой информации всех форм собственности, а также физическими и юридическими лицами. И такие решения комиссия принимает.

 Причем, в обществе, сохраняющем тоталитарную традицию, этот орган как инструмент цензуры способен нагнать страха не меньше, чем пресловутый советский Главлит. Даже в том случае, если власть его применяет редко или не применяет совсем. Страх этот уже привел к исчезновению из телепрограмм шедевров мирового киноискусства («Оскары» в Голливуде, «Пальмовые ветви» в Каннах, «Золотые львы» в Венеции и «Серебряные медведи» в Берлине режиссерам даются без оглядки на Национальную комиссию в Киеве).

ЗАЩИТА ИЛИ НАПАДЕНИЕ?

 Пройдет немного времени, и благодаря украинским хранителям морали любой намек на то, каким образом получаются дети, исчезнет с экранов телевидения, страниц книг и периодических изданий. Зато в любое время дня и ночи по центральному и местному телевидению мы сможем видеть продукцию, произведенную по заказу Кремля и Лубянки. Фильмы, оправдывающие ЧК, политбюро, Сталина и коммунизм как систему, общественную мораль в Украине, видимо, поколебать не могут.

 Такие тенденции горячо поддерживаются ныне действующей властью Украины. И в ближайшее время агрессивно-послушное большинство Верховной Рады постарается все это закрепить и развить. Меньше месяца назад парламент в первом чтении принял законопроект №7132 «О внесении изменений в Закон Украины «О защите общественной морали».

 Там среди прочего усиливается функция контроля и предусматривается введение механизмов скрытой цензуры, что прямо противоречит Конституции Украины. В частности, из названия Национальной экспертной комиссии исчезает слово «экспертная». И эта организация превращается в орган исполнительной власти. Понятно, что с момента принятия закона решения Национальной комиссии по защите общественной морали станут обязательны не для РАССМОТРЕНИЯ, а для ИСПОЛНЕНИЯ всеми, кто работает в информационном пространстве и шоу-бизнесе.

 Но мало того, законопроект №7132 предусматривает создание единой государственной базы данных, где будут сосредоточены сведения о СМИ, издателях и всех, кто попал в поле зрения репрессивной системы запретов. Эта база будет доступна правоохранительным органам и станет основанием для возбуждения уголовных дел, принудительного закрытия средств массовой информации и прекращения деятельности концертных организаций.

 Но даже это не все. Законопроект посягает на вторжение государства в Интернет, пытается распространить на Украину практику несвободных стран (Китай, Иран, Россия, КНДР и проч.), в которых государство, используя суды, ограничивает доступ в неугодные сегменты Всемирной Сети. В течение суток под предлогом ограничения доступа к эротическим сайтам (достаточно провокатору послать в комменты сомнительную картинку) провайдера, если законопроект станет законом, могут заставить блокировать страницу, портал политической партии или общественной организации. Перед парламентскими выборами нет лучшего способа лишить оппозицию свободной трибуны.

 Пока в протестах против принятого в первом чтении «закона о цензуре» принимают участие преимущественно журналисты. В Украине общественное движение «Стоп цензуре!», Независимый медиа-профсоюз, за рубежом — «Репортеры без границ», организации, объединяющие более шестисот тысяч творческих работников СМИ, — Международная и Европейская федерации журналистов.

 9 ноября президент МФЖ Джим Бумела и президент ЕФЖ Арни Кениг направили председателю ВР Владимиру Литвину письмо, в котором высказали мнение, что внесение изменений в Закон «О защите общественной морали» несет серьезную угрозу для свободы прессы и тем самым основным правам граждан и демократии в Украине. Такое же мнение высказывают и европейские политики, в том числе члены ПАСЕ и Европарламента.

 Украинский политикум, однако, в таком состоянии, что к подобным мнениям вряд ли прислушается. В преддверии парламентских слушаний по вопросу о состоянии общественной морали 9 ноября опять прозвучали голоса, что Европа не имеет права навязывать нам свои правила.

 Не имеет, ясное дело. Но перед тем, как это признать, парламентариям неплохо забыть о достижениях западной цивилизации («майбахах», ай-падах, ай-фонах) и вспомнить о самой западной цивилизации, основанной на Скрижалях и Нагорной проповеди. Они, кстати, не нуждаются ни в какой защите.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ
yug.odessa.ua

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews