«В 50-градусную жару нам выдают по стакану воды в день. О еде вообще нет речи…» — эти слова механика теплохода «Свифт Сплит» Юрия Коваля были вынесены в заголовок
опубликованной в «ФАКТАХ» 7 апреля 2011 года статьи о проблемах украинских моряков. На иностранном судне, арестованном из-за банкротства хозяина компании, наши соотечественники, по сути, оказались в рабстве…
«Квартиру мы взяли в кредит, который нужно выплачивать, но денег нет даже на еду»
Еще недавно жена Юрия рассказывала корреспонденту «ФАКТОВ»: «Наши моряки по-прежнему стоят на рейде в Камеруне. Едят только рыбу, которую сами ловят. Медикаментов нет, даже соды против комариных укусов не осталось. У мужа все зубы почернели…» А на днях из Камеруна пришло страшное известие: Юрия больше нет в живых.
— Мне сообщил об этом судовой кок Коля Мельников, Юрин друг, — рыдает Ирина Коваль. — А буквально накануне Юре удалось позвонить мне. Спрашивал, как дела дома, как дочки. Успокаивал: говорил, что скоро, наверное, вернется, что очень хочет домой, что все образуется. Он хорошо понимал, что нам здесь тоже несладко: за полтора года Юре не заплатили ни гроша! Если честно, я ему практически ни о чем не рассказывала, понимая, что отрицательная информация не прибавит ему сил и здоровья. Ведь нашу квартиру мы взяли в кредит, который нужно выплачивать, а денег нет даже на еду.
Как рассказал мне Коля Мельников, после нашего телефонного разговора Юра отправился в свою каюту, а утром на вахту не вышел. Это насторожило: муж обычно вставал рано. Когда Николай зашел к нему в каюту, Юра лежал на кровати мертвый. Медики констатировали остановку сердца в результате приступа…
Больше года я умоляла украинский МИД, депутатов, чиновников помочь высвободить мужа, вернуть честно заработанные деньги. Все напрасно. Лишь после смерти Юры пообещали помочь… переправить тело на родину: решают вопрос с транспортировкой, сопровождать груз будет Николай Мельников. Относительно заработка — молчание. Дескать, иностранная компания не желает общаться по этому поводу. Им хорошо так говорить: ведь не их самих же, не их детей выселят из квартиры!
*Юрий Коваль умер от сердечного приступа вдали от родины, так и не дождавшись положенных ему выплат от работодателя
Одессит Юрий Коваль ушел в рейс на полгода 29 апреля 2010 года, заключив контракт с хорватской судовладельческой компанией «Split Ship Management Ltd». Изложенные в официальной бумаге контрактные условия работы выглядели привлекательно.
Поначалу выплаты, положенные украинским морякам по контракту (их определили на работу в состав экипажей трех судов — «Секьюри», «Глория-1» и «Свифт Сплит»), задерживали. Обещали рассчитаться при заходе в порт. Однако вскоре — после того как хозяин компании обанкротился, — теплоходы арестовали в портах дальнего зарубежья.
Юрий сообщал: чтобы не умереть от жажды, нашим морякам приходилось собирать дождевую воду, а еду просить либо выменивать на ценные вещи у коллег с других, иностранных, судов. Более года они обращались с письмами в разные инстанции. «Если в течение ближайших месяцев нам не помогут, мы обречены на гибель, — говорил Юрий. — В Камеруне начнется пора засухи…» Время шло, но реальной помощи моряки так и не дождались. Отечественные дипломаты успокаивали родственников: с хозяином фирмы ведутся переговоры.
Чтобы сойти на берег, хорватский капитан заложил паспорта украинцев местным полицейским
Представители Международной федерации транспортников (ITF) добились аукциона по продаже судна — чтобы выплатить морякам зарплату и иметь возможность вернуть их на родину. Однако никто не польстился на ржавую посудину. Ситуация осложнялась еще и тем, что паспорта членов экипажа теплохода «Свифт Сплит» находились у хорватского капитана, который… сбежал с судна вместе с документами. Чтобы сойти на берег, он заложил паспорта украинцев местным полицейским. Таким образом, если бы моряки сделали шаг с судна, они не только лишились бы положенных им выплат, но и попросту стали нелегалами для местных властей.
МИД Украины в ответе на запрос одесской благотворительной организации сообщал: «Посольство Украины в Хорватии проинформировало о происходящем на судах компании «Split Ship Management Ltd» хорватские министерство иностранных дел и европейской интеграции, а также министерство по вопросам моря, транспорта и инфраструктуры. Те разобрались. В ноябре (прошлого года. - Авт.) компанию «Split Ship Management Ltd» хорватские власти лишили лицензии на ведение посреднической деятельности по найму моряков. Однако заставить судовладельца выплатить экипажу зарплату вышеназванные министерства не могут…»
Как сообщает Министерство иностранных дел, существует международная практика защиты финансовых интересов моряков. Посольство Украины в Хорватии связалось с координатором ITF. Ведь выбить зарплату у судовладельца, объявившего себя банкротом, можно только через суд, принудительно реализовав на торгах принадлежащие ему суда. Однако, чтобы ITF вмешалась и предоставила морякам адвоката, необходимо получить от членов экипажа доверенности на представление интересов обманутых в судебных инстанциях.
«По информации, которой располагает украинский МИД, такие доверенности координатору ITF в Хорватии уже дали два наших моряка с теплохода «Свифт Сплит». К сожалению, пока не известно, когда будут распродаваться суда компании «Split Ship Management Ltd», — сообщает ведомство.
«Перед подписанием контракта моряку следует узнать больше о самой крюинговой компании»
Механик Юрий Коваль и его коллега — судовой кок Николай Мельников — терпеливо ожидали, прося помощи в разрешении ситуации у родного государства в течение полутора лет! И в результате пошли на то, чтобы оформить вышеупомянутые доверенности.
— Мы получили информацию о том, что член экипажа судна «Свифт Сплит» Юрий Коваль умер, — сказал «ФАКТАМ» пресс-секретарь МИД Александр Дикусаров. — Решается вопрос доставки тела в Украину. Имеются трудности, поскольку у умершего не было документов. Полагаю, этот вопрос будет улажен. Что касается выплаты денег, то здесь все гораздо сложнее. «Split Ship Management Ltd» — банкрот, власти Хорватии не хотят вмешиваться в дела частной фирмы. Постараемся сделать все возможное, чтобы вдова Юрия Коваля получила средства…
*Теплоход «Свифт Сплит» вышел в рейс в апреле 2010 года, однако вскоре, после того как хозяин компании обанкротился, был арестован у берегов Камеруна
Вместе с тем Александр Дикусаров опроверг информацию о том, что возвращение украинских моряков было невозможно в связи с отсутствием у них необходимых документов. Он подчеркнул, что у отечественных мореходов «просто не было желания возвращаться без зарплаты». Отметил также, что со своей стороны МИД Украины готов был предоставить все необходимые документы, однако об этом никто не просил.
Смерть Юрия Коваля — уже третья среди украинских моряков на судах только этого хорватского оператора. «ФАКТЫ» сообщали, что 2 сентября 2010 года на теплоходе «Секьюри» от сердечного приступа скончался старший механик Алексей Костогрыз, а в апреле 2010 года на судне «Свифт Сплит» умер электромеханик.
Когда случается беда, в поисках помощи родственники стучатся во все двери. На кого можно надеяться в ситуации, подобной той, в которой оказались украинские моряки?
— Чтобы хоть как-то застраховать себя от сложных ситуаций за рубежом, советую запастись списком телефонов консульских представительств и обязательно брать с собой ксерокопию паспорта, — считает член Одесской областной коллегии адвокатов Екатерина Кармазина. — В случае если у вас паспорт отберут, консульскому учреждению будет проще помочь восстановить документ. Также перед отъездом за рубеж можно обратиться к нотариусу, оформить доверенность на проведение различных действий: составление заявлений, получение каких-то платежей. Ведь когда в отсутствие моряка родственники должны обратиться к работодателю, там могут отказаться выполнять какие-то действия, заявив: «А вы кто? Покажите документ, что данное лицо уполномочило вас действовать в его интересах и от его имени».
Еще один практический совет: перед тем как подписывать контракт, моряку следует узнать больше о самой крюинговой компании. Вчитывайтесь в предлагаемые контракты, консультируйтесь с юристами. Не секрет, что зачастую моряки подписывают пункты контракта, в которых сказано, что споры будут рассматриваться на территории другого государства, под флагом которого совершает плавание судно. Не следует забывать, что юридические услуги в других государствах очень дорогостоящие, иностранным гражданам их никто бесплатно предоставлять не будет. Когда вы подписываете подобные пункты контракта, то лишаете себя возможности судебной защиты в Украине, а также возможности впоследствии обращаться в Европейский суд по правам человека.