Бойня в городе: одесский синдром

 Резонансное событие, произошедшее в ночь на 30 сентября в Одесской области, без преувеличения всколыхнуло всю Украину. В Коминтерновском районе трое вооруженных бандитов, которых пытались задержать двенадцать сотрудников милиции, устроили кровавую бойню.

Согласно сообщению отдела по связям с общественностью Главного управления МВД Украины в Одесской области, милиционеры получили информацию о гражданине России Аслане Дыкаеве. Двадцатидевятилетний уроженец Волгограда, нелегально проживавший в нашем городе, подозревался в причастности к совершению заказных убийств. К такому выводу милиционеры пришли, расследуя двойное убийство: 29 июня нынешнего года в селе Баранинцы Закарпатской области были расстреляны двое армян — владелец местного ресторана «Оазис» и его повар.

Оперативники вычислили автомобиль Дыкаева — черный ВАЗ-2110. Засаду решили устроить на Николаевской трассе, у придорожного кафе-бара «Рандеву», возле села Кошары. Согласно плану, инспектор ГАИ остановил авто, за рулем которого был Дыкаев. Тот, якобы выполняя требование сотрудника дорожно-патрульной службы, передал ему документы и вышел из автомобиля, чтобы открыть багажник. В этот момент спецподразделение «Беркут» начало операцию по задержанию. Дыкаев практически сразу бросил в сторону бойцов гранату и начал стрелять из пистолета ТТ. Автоматным огнем кореша поддержали два пассажира авто. Один из бойцов «Беркута» ранил автоматчика. Втащив раненого подельника в машину, преступники быстро скрылись…

Четверо милиционеров получили ранения, двое — двадцатиоднолетний Виктор Кожеко, боец «Беркута», и сорокалетний инспектор ГАИ Александр Розмарица — погибли. Особо опасные, вооруженные до зубов преступники подались в бега.

На экстренном брифинге, состоявшемся в Киеве на следующий день, министр внутренних дел Анатолий Могилев заявил о возбуждении уголовного дела по факту умышленного убийства сотрудников правоохранительных органов. Мол, на поиски подозреваемых направлены личные составы милиции трех областей: Одесской, Николаевской и Херсонской. Были распространены фото и приметы Дыкаева, который, как оказалось, мог использовать документы на имя гражданина Молдовы Tabac Nicolai.

— Такого отпора от преступников было трудно предположить, — заявил А.Могилев. — Во-первых, не было данных о наличии автоматического оружия, гранат. Нападение с их стороны было довольно неожиданным даже для тех, кто проводил операцию. Это выходило за рамки обычной операции по остановке автомобиля. Поэтому такие последствия...

Признаться, такое заявление министра, мягко говоря, удивляет. Исходя из него, создается впечатление, что люди, планировавшие задержание, не знали о «заслугах» пассажиров пресловутого ВАЗа. Если же знали, то почему предположили, что человек, обоснованно подозреваемый в нескольких убийствах, путешествует «налегке»?

На брифинге министр внутренних дел сообщил, что автомобиль, на котором передвигались подозреваемые, обнаружен на границе Одесского региона. В машине — гильзы от пистолета ТТ и кровь раненого злоумышленника. По другим данным, авто «засветилось» возле города, а кто-то из местных жителей видел троих мужчин, один из которых передвигался при помощи своих спутников...

Согласно плану «Перехват», буквально на каждом одесском перекрестке были выставлены вооруженные патрули. Любую подозрительную машину останавливали, у пассажиров тщательно проверяли документы. Вскоре местонахождение разыскиваемых было установлено. Оказалось, они обосновались в одной из частных гостиниц на улице Литературной, в районе девятой станции Большого Фонтана.

Действа, развернувшиеся 1 октября вокруг двухэтажного дома в курортной зоне Одессы, напоминали кадры остросюжетного боевика. Силовики оцепили здание, к «горячей точке» подогнали БТР. Милицейские кордоны перекрыли движение автотранспорта. Операция началась в полдень. На предложение сдаться «гастролеры» ответили категорическим отказом, заявив, что у них заложники, а в лодке, «припаркованной» неподалеку, взрывчатка. Штурм пришлось отложить: уточнялись сведения о заложниках и наличии взрывчатки.

Как сообщили в отделе по связям с общественностью областного МВД, перед проведением спецоперации при участии бойцов подразделений специального назначения «Сокол», «Беркут» и внутренних войск МВД с территории ее проведения были эвакуированы жильцы прилегающих домов. Серьезный объем работы выпал бойцам спецподразделения СБУ «Альфа».

В то же время десятки горожан, оказавшиеся вблизи зоны боевых действий, наблюдали за событиями. Некоторые из них, увидев спецов с автоматами, облаченных в бронежилеты и каски, думали, что стали свидетелями масштабных учений. Несколько часов боевики держали оборону. Звуки автоматных очередей чередовались с разрывами тяжелых орудий. На ураганный огонь бандитских «калашей», оснащенных подствольными гранатометами, отвечали выстрелами бойцы спецподразделений, занявшие позиции на крышах близлежащих зданий. Было ясно: хорошо экипированные преступники сдаваться не намерены. После гибели милиционеров терять им нечего.

Правоохранители начали штурм. Вернее, тотальный обстрел дома, в котором окопались убийцы. Бомбили из гранатометов. Здание превратилось в решето, внутри, как говорится, не осталось ничего живого.

Позже в официальном сообщении будет сказано: «…во время проведения скоординированной специальной операции двое злоумышленников оказали жесткое вооруженное сопротивление… Из-за угрозы их действий для жизни и здоровья сотрудников милиции пришлось применить оружие на поражение».

Любопытно, что сразу появилась информация о гибели трех бандитов. Но спустя некоторое время начальник Главного управления МВД Украины в Одесской области Михаил Яцков заявил: изначально в доме находились два преступника, которые были ликвидированы, один из них Дыкаев, третий преступник уехал еще утром в неизвестном направлении.

С эффектом грома среди ясного неба можно сравнить информацию, обнародованную одним из печатных СМИ: при зачистке территории обнаружены… четыре трупа, изуродованных взрывами. Из них, предположительно, два — подельники убитого Дыкаева, а вот идентифицировать четвертый труп пока не удалось. Мол, не исключено, что во время взрыва погиб гражданский человек.

Также, по некоторым сведениям, после штурма правоохранители нагрянули в одну из одесских квартир. Там якобы находился пособник злоумышленников. Его вычислили по номеру телефона, оставшемуся в памяти мобильника одного из убитых в отеле.

На следующий день, 2 октября, в Доме офицеров прошла гражданская панихида по погибшим милиционерам. Проститься с ними пришли сотни одесситов. Прибыл в Одессу и министр внутренних дел Анатолий Могилев.

— Мы активно провели оперативно-розыскные мероприятия по установлению местонахождения преступников, — сказал он журналистам. — Они сделали несколько телефонных звонков, благодаря этому мы установили место их пребывания — частная гостиница в Одессе. Учитывая сезон, там никого не было, и они жили в отдельном помещении. Один из преступников из гостиницы выехал. Мы уже установили его личность, в настоящий момент занимаемся его поисками. Двое других оказывали жесткое вооруженное сопротивление. Во время операции по задержанию они были ликвидированы. Это именно те лица, которые напали на работников милиции. Один из них бросил гранату. Другой тоже гражданин России, который стрелял из автомата.

Министр опроверг информацию об обнаружении четырех трупов, подчеркнув, что заложников не было. Столь продолжительное проведение операции он объяснил необходимостью отселения людей из соседних домов, прочими подготовительными мероприятиями, направленными на исключение потерь со стороны сотрудников правоохранительных органов. По словам Могилева, у преступников был мощный арсенал оружия. Так, в ходе обысков, которые проводили по их местожительству в разных городах страны, изъяли внушительные арсеналы: автоматы, гранаты и пистолеты. Оказывается (опять-таки по словам министра), эта «преступная группа постоянно перемещалась не только по территории нашего государства, но и Российской Федерации».

Как здесь вновь не вспомнить о погибших милиционерах, встретивших вооруженных, очень опасных преступников, что называется, голой грудью — без обычных бронежилетов. Более того, как сказал в интервью «ТСН» командир взвода «Беркут» Евгений Сидловский, раненный в перестрелке 30 сентября, милицейское начальство запретило «беркутовцам» брать с собой автоматы. Из-за отсутствия соответствующего вооружения сотрудники правоохранительных органов попросту не смогли оказать бандитам должного сопротивления. Кроме того, информация о подозреваемых оказалась недостоверной. В частности, те, кто обеспечивал наружное наблюдение, сообщили, мол, преступников двое и они не вооружены.

«Нужно было взять автоматическое оружие. Но руководитель из аппарата, инициатор проведения этой операции, сказал, что, по информации тех людей, которые ведут якобы наружное наблюдение из соседней области, соответственно, из Николаевской, преступников двое и они должны были быть без оружия», — сказал командир взвода.

В ту злополучную ночь на посту ГАИ возле села Кошары машину остановил инспектор ДПС. Когда водитель (Аслан Дыкаев) передал документы и вышел из машины, чтобы открыть багажник, «Беркут» начал операцию по задержанию.

«Два других человека сидели на заднем сидении, — рассказал Евгений Сидловский. — То есть они визуально наблюдали, как двое моих ребят захватывают этого человека с гранатой. Они вылетели из машины и начали «поливать» сотрудников милиции из двух автоматов и пистолета ТТ».

В этот момент к сообщникам подключился и сам Дыкаев, он бросил в сторону правоохранителей гранату и начал стрелять из пистолета ТТ…

По мнению депутата Верховной Рады бывшего замминистра внутренних дел генерала Геннадия Москаля, гибель одесских милиционеров — на совести министра внутренних дел: «Операцией должны были заниматься оперативные работники. Для этого в УБОП есть «Сокол». Если посылают «Беркут», то чем занят «Сокол»? Разгоном бабушек на рынках?».

По мнению многих компетентных специалистов, за произошедшее в Одессе нужно лишать погон. Благо, преступники были ликвидированы, но военные действия в миллионном городе считают перегибом. Счастье, что в жилом районе никто не пострадал.

В сообщении пресс-службы прокуратуры Одесской области, которая проводит досудебное следствие по уголовному делу, возбужденному по факту убийства двух и ранения четырех сотрудников милиции, в частности, сказано: в ходе расследования уголовного дела и проведения оперативно-розыскных мероприятий была получена информация о том, что в частную гостиницу «Особняк» вселились три человека, по приметам похожие на преступников, совершивших убийства сотрудников милиции. Им предложили сдаться. Однако они отказались и прибегли к вооруженному сопротивлению, использовав боевые гранаты «Ф-1» и автоматическое оружие. «В связи с вооруженным сопротивлением преступников, согласно стст. 15, 15-1 Закона Украины «О милиции», — говорится в сообщении, — сотрудниками сводного отряда к преступникам применено автоматическое оружие и ручные гранатометы».

— У нас погибли люди, будем делать выводы, — сказал Анатолий Могилев. — Мы проведем расследование, внесем изменения в приказы и инструкции, чтобы в дальнейшем такого не повторилось. Выводы будут делаться по поводу имеющихся недоработок. Однако, я считаю, милиция задачу выполнила — преступники нейтрализованы… Мы будем стремиться к нормальному обеспечению милиции. В настоящее время необходимо решать вопрос о перевооружении милиции, об обеспечении ее необходимым имуществом для недопущения потерь личного состава. Почему операция длилась так долго? Потому что средства, необходимые для ее проведения, мы собирали по другим областям...

«Зачем вы послали их на смерть?!» — спросили у министра родители погибшего Александра Розмарицы.

Анатолий Могилев принес соболезнования семьям погибших: «Простите, что мы не смогли их уберечь».

У сорокалетнего сотрудника ГАИ Александра Розмарицы, весельчака и добряка (как о нем говорят сослуживцы и родственники), остались двое несовершеннолетних детей. Двадцатиоднолетний Витя Кожеко был в семье единственным сыном…

…Задержаны пять человек, которые подозреваются в причастности к группировке, члены которой убили двух и ранили еще четырех одесских милиционеров, а также подозреваются в совершении заказных убийств. Об этом 3 октября на брифинге сообщил начальник Главного штаба МВД Анатолий Лазарев.

По его словам, у подозреваемых изъят арсенал оружия — три автомата Калашникова, десять магазинов к ним с патронами, боевые гранаты, больше сотни патронов.

Также генерал-майор Лазарев сообщил, что изъято более килограмма изделий из золота, радиостанция и свыше пятидесяти четырех тысяч долларов. В настоящее время проверяется причастность задержанных к совершению других преступлений. Генерал-майор не сообщил, где и когда были задержаны подозреваемые.

Анатолий Лазарев, который возглавляет комиссию, проводящую служебную проверку по факту гибели милиционеров, также сказал, что Анатолий Могилев своим приказом отстранил от выполнения обязанностей заместителя начальника Главного управления МВД в Одесской области — начальника криминальной милиции Алексея Хлевного на время работы комиссии. (Отметим, что, по мнению многих коллег полковника Хлевного, на сегодняшний день он один из самых опытных оперативников региона, прошедший все профессиональные ступени в уголовном розыске).

Сейчас разыскивается злоумышленник, успевший до штурма уехать из «Особняка». Это тридцатичетырехлетний уроженец Симферополя Андрей Шемятенков. Особые приметы: рост 170—175 сантиметров, среднего телосложения. Короткие русые волосы. На лице недельная щетина. Был одет в светло-коричневую кожаную куртку, черный свитер с белыми горизонтальными полосами, темные джинсы и туфли с острым носом. При себе носит темную «барсетку».

Может передвигаться на черном автомобиле ВАЗ-2115 с госномером АК0928ВР или на коричневом ВАЗ-2109 с госномером 955-94КР

Преступник вооружен. Теперь уже это известно достоверно, в отличие от информации, использовавшейся правоохранителями при организации спец-операции на трассе Николаев — Одесса.

Любопытно, каким образом «под носом» у всех действовало, как нынче официально сообщают, мощнейшее бандформирование, и никто ни сном, ни духом не ведал ни о квалификации бандитов, ни о степени их вооруженности?

Лариса КОЗОВАЯ.

http://yug.odessa.ua

В ТЕМУ.

По информации «КП» со ссылкой на сайт kavkazpress.ru, Аслан Дыкаев свою «карьеру» начал с грабежей и разбоев (из Волгограда он переехал в Грозный). Впервые в поле зрения российской милиции и спецслужб попал в 2007 году, когда во время очередного рейда предъявил работникам милиции липовые корочки сотрудника управления по борьбе с оргпреступностью МВД РФ.

По информации сайта, Дыкаев служил в батальоне «Запад» — одном из двух батальонов Кадырова, входивших в состав подразделений Минобороны России и состоявших из этниче-ских чеченцев. В 2008 году оба этих батальона — «Восток» и «Запад», которые еще называют «кадыровскими», так как создавались они по инициативе нынешнего президента Чечни Рамзана Кадырова, решено было расформировать. Бойцы «Востока» и «Запада» подозревались в причастности к криминальным разборкам.

Примерно тогда же, по информации сайта, Дыкаев переехал в Украину. В России его тем временем объявили в розыск уже не только за разбой. По сведениям спецслужб РФ, Дыкаев выполнял роль наемного убийцы у чеченских преступных кланов, которые периодически делили между собой сферы влияния.

В Украине, по информации бывшего замминистра МВД Геннадия Москаля, Дыкаев проживал около полутора лет. По сведениям из других источников, он находился в Украине три года. И в качестве основного места обитания выбрал Одессу. В Одесской области он совершил несколько заказных убийств. В том числе ему приписывают громкое убийство известного бизнесмена Александра Коробчинского. Принимая заказы от разных лиц, Дыкаев разъезжал по регионам Украины.

Еще по одним сведениям, Дыкаева вместе с подельниками подозревают в убийстве владельца асфальтового завода в одном из районов Одесской области.

На счету группировки Дыкаева множество заказных убийств, в том числе в ходе многолетней войны за несколько черноморских портов.

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews