Одесские СМИ: Наедине с Чернобылем

 Во вторник, 19 апреля, в Украине началась серия международных конференций и встреч на высшем уровне, приуроченных к двадцать пятой годовщине Чернобыльской катастрофы. Запланированы они были давно, но в повестку дня внесла коррективы новая беда — землетрясение в Японии, разрушение ее крупнейшей АЭС в Фукусиме.

Бетонная крыша для мирного атома

«Мирный атом» последние пятьдесят лет обеспечивал стабильный рост производительности труда и благосостояния миллиардов людей на планете. Но он во второй раз подтвердил свой далеко не мирный характер. То, что в 1986 году считали трагическим, но случайным событием, может стать закономерностью, угрозой для жизни людей на земле.

В целях безопасности и самосохранения человечеству было бы проще всего отказаться от использования ядерной энергии до тех пор, пока не изобретут новые технологии и средства защиты. Этого много лет требуют многочисленные организации «зеленых» и защитников окружающей среды во всем мире.

Но требования не находят массовой поддержки даже в тех странах, где «зеленые» входят в правительственные коалиции и возглавляют органы местного самоуправления. Отказаться от использования ядерной энергии сегодня там, где АЭС обеспечивают энергетический баланс государства (в Украине половина электроэнергии вырабатывается «мирным атомом») — значит мгновенно и надолго понизить жизненный уровень населения. А выбор между безопасностью и бедностью — не наука, не сумма технологий, а большая политика.

Мероприятия, приуроченные к трагической годовщине, несмотря на присутствие ряда ученых с мировой известностью, тоже событие политическое. И международная научно-практическая конференция «Двадцать пять лет Чернобыльской катастрофы. Безопасность будущего», несмотря на присутствие ученых с мировым именем и участие главы Международного агентства по атомной энергии — не самая главная часть того, что состоялось и состоится в Киеве на этой неделе.

Главной частью запланированных мероприятий не стал и саммит по вопросам безопасного и инновационного использования ядерной энергии, который в присутствии вип-гостей лично открыл президент Янукович. Громкие резолюции, заявления о намерениях, которые озвучивают в таких случаях, остаются висеть в воздухе до тех пор, пока под резолюции не выделят деньги.

Тут самое время сказать о деньгах. В плане практическом для украинской власти одним из самых важных запланированных мероприятий является донорская конференция по сбору средств для дальнейшего финансирования «чернобыльских защитных сооружений», в частности объекта укрытия, бетонного саркофага над печально знаменитым четвертым энергоблоком. Для продолжения и возможного завершения работ, по предварительным расчетам, требуется собрать семьсот сорок миллионов евро.

Судя по тому, кто 19 апреля встретился для этого в Украинском доме (присутствовали: глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, президенты четырех стран, премьеры Франции, Бельгии, Литвы, представители правительств большинства государств Европы, руководители крупных промышленных объединений), в этот раз собрать большую часть денег удастся. О первых вкладах в общее дело было объявлено еще в понедельник, а во вторник стало известно, что собранная сумма достигла четырехсот шестидесяти миллионов евро.

Не самая богатая страна Евросоюза Чехия обещала выделить на Чернобыль два миллиона шестьсот тысяч евро. Миллион из щедрот своих собирается дать родному правительству народный олигарх Ринат Ахметов. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу сразу после встречи с президентом Януковичем сообщил о том, что главный донор ЕС на достройку саркофага даст Украине сто десять миллионов евро. Словом, если чужие миллионы не украдут наши чиновники — новая крыша над реактором будет.

Дружба дороже денег. Намного дороже

Непосредственно в день трагедии, 26 апреля, в Украине состоятся траурные мероприятия. К деньгам и к обсуждению проблем ядерной безопасности они, по идее, не будут иметь отношения. А к большой политике будут. Киев, дабы почтить память жертв катастрофы и проявить солидарность с теми, кто испытывает ее последствия, собираются посетить главы братских государств Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко. Если верить слухам, прямо на месте трагедии совершить богослужение в этот день намерен патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Дружба, конечно, дороже денег, а единство духовное цены не имеет вообще. Но факт есть факт. Европа на крышу саркофага сотни миллионов дает, а Российская Федерация — всего сорок пять. И одновременно с помощью «Газпрома» выкачивает из украин-ской экономики не миллионы — миллиарды. В какой-то степени это объясняет, почему в делах материальных нынешняя украинская власть, зацикленная на единстве с востоком, устремляется все же на запад.

Хорошей иллюстрацией этого стремления являются переговоры Виктора Януковича и Жозе Мануэла Баррозу, который в нашу столицу прибыл не столько для участия в протокольных саммитах и конференциях, сколько для того, чтобы выяснить, прежде всего для себя, в каком направлении движется наша страна. И что означает для Евросоюза «нематематическая», по выражению украинского министра иностранных дел, формула «три плюс один», описывающая будущие отношения Украины и Таможенного союза.

Выяснение отношений на высшем уровне вместо запланированных двадцати пяти минут заняло более двух часов, но взаимопонимание, судя по всему, достигнуто было не по всем пунктам. Дело касалось, естественно, завершения переговоров о так называемой ассоциации с ЕС и органической части этого договора — соглашении о зоне свободной торговли Украины с Евросоюзом.

Камнем преткновения в создании зоны свободной торговли были и остаются гарантии по бесперебойному транзиту через Украину российского природного газа. В том смысле, что ЕС настаивает на ответственности исключительно Украины с беспрекословным возмещением убытков и немедленной уплатой штрафных санкций в случае перебоев с поставками. Имея в виду опыт зимы 2008—2009 годов, для украинского правительства пойти на это значит подписать капитуляцию на газовых переговорах с Россией еще до всяких переговоров.

Неурегулированными остаются также некоторые вопросы экспортных пошлин и прочие мелочи, с которыми Баррозу и Янукович пообещали разобраться до конца нынешнего года. Но трудно сказать, разберутся ли. В Брюсселе откровенно «динамят» как сам договор об ассоциации, так и его часть — соглашение о зоне свободной торговли. Спешить им некуда. Выделять квоты для украинских товаров и строить заградительные барьеры для нашей экономики проще, чем открыть двери на любых, даже выгодных условиях.

Для Украины же, при почти равной доле экспорта товаров в Россию (35%) и в страны ЕС (30%), время — деньги в буквальном смысле. Создание зоны свободной торговли с Евросоюзом может привести в самое ближайшее время к мощному оживлению экономики, а в случае опоздания с соглашением может и унести миллиарды. Существует опасность, что заградительные барьеры для наших товаров появятся на востоке и сохранятся на западе.

А к этому идет. Давление, которое предприняли в последнее время российские власти, а озвучили премьер Владимир Путин и глава «Газпрома» Алексей Миллер, не есть давление экономическое. Вступление Украины в Таможенный союз, по замыслу Кремля, отрежет нас от западной цивилизации верней, чем Берлинская стена в свое время отрезала восточных немцев от западных.

И если не дать отпор востоку и не договориться вовремя с западом, мы останемся наедине с Чернобылем. Во всех смыслах.

Леонид ЗАСЛАВСКИЙ.
газета "Юг"

Добавить комментарий

Новости от od-news.com в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/odnews

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *